Трагедия рейса PS752. Год спустя

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Трагедия рейса PS752. Год спустя © Wana News Agency/Reuters
Украина ожидает от Ирана прозрачного и объективного расследования катастрофы самолета МАУ и справедливого наказания виновников трагедии.

8 января 2020 года навсегда вошло в историю. Шокирующие сообщения о катастрофе украинского самолета в Иране заполонили украинские и мировые СМИ. Погибли все 176 пассажиров и 9 членов экипажа, среди которых граждане Афганистана, Великобритании, Ирана, Канады, Украины и Швеции. Первая годовщина этих трагических событий побуждает подвести промежуточные итоги, а также попробовать ответить, по крайней мере на часть вопросов, а именно: как и почему это произошло, кто виноват и какое наказание его ожидает?

Как и почему

К сожалению, трагедия с самолетом Международных авиалиний Украины (PS752) — далеко не единственный пример вмешательства в деятельность гражданской авиации, приведшего к катастрофе такого масштаба. Хотя авиация является одним из самых безопасных видов транспорта, каждая из таких трагедий навсегда входит в историю и оставляет глубокий след в сердцах не только пострадавших, но и простых людей.

Международное сообщество разработало подробные правила поведения государств в таких ситуациях. В международном праве это, прежде всего, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (т.н. Чикагская конвенция). Согласно ей, право проводить расследование инцидента принадлежит государству, на территории которого произошло событие. Однако есть прецеденты передачи такого права другим. Так, в 2014 году для обеспечения максимальной прозрачности и беспристрастности Украина передала право провести расследование сбития рейса МН17 Нидерландам.

Расследование же причин катастрофы рейса PS752 проводит авиационная власть Ирана. Международное право определяет, что к расследованию должны быть привлечены государства, где самолет зарегистрирован и используется, а также государства, где он был разработан и произведен. Так что, кроме Ирана, над расследованием трагедии работают и Украина, и США, и Франция, чьи специалисты были привлечены к расшифровке «черных ящиков».

По результатам готовится отчет, который должен быть согласован всеми участниками расследования. Основная цель отчета — установить объективные причины катастрофы и предотвратить подобные случаи в будущем. Отчет не устанавливает, кто виноват, и это прямо прописано в Чикагской конвенции. Но, что важно, установление виновных без отчета о техническом расследовании инцидента невозможно.

В данном случае еще до обнародования технического отчета власть Ирана признала, что самолет МАУ был сбит зенитно-ракетным комплексом, находившемся на боевом дежурстве сил противовоздушной обороны Ирана. Фактически техническое расследование должно формально закрепить факт сбития нашего самолета иранской ракетой.

Украина получила проект отчета 31 декабря минувшего года и имеет 60 дней на его обработку. В отчете содержится множество технических подробностей, которые могут иметь непосредственное влияние на судьбу людей, пострадавших вследствие катастрофы. Поэтому Украине необходимо очень внимательно проанализировать каждую из более 150 страниц. Впереди большая кропотливая работа.

На данном этапе, согласно международному праву, Украина не может делать достоянием гласности проект отчета полностью или частично, или как-то комментировать написанное. В конце концов, это лишь проект. После того, как отчет будет финализирован, Иран его опубликует и он станет доступен широкой публике.

Если вспомнить историю подготовки технического отчета по результатам катастрофы МН17, то вокруг этой темы Россия выдвигала ряд иногда фантастических версий катастрофы, используя их на дипломатической арене и пытаясь похоронить единственную правдивую версию о сбитии МН17 российской ракетой «Бук» в бесконечном потоке информации.

Однако нидерландские специалисты методично, по порядку опровергли все российские фейки, подробно описав свою мотивацию в отчете. При этом технический отчет содержал однозначный вывод о сбитии МН17 ракетой «Бук».

В ситуации со сбитием PS752 альтернативные версии катастрофы перестали выдвигать почти сразу. Фактически признание Ираном вины закрыло этот вопрос, с политической точки зрения. Тем временем, до сих пор остается открытым вопрос: речь идет о человеческой ошибке или системных просчетах Ирана в организации безопасности полетов. Именно поэтому Украина с нетерпением будет ожидать финализации отчета о техническом расследовании.

Кто виноват и какое наказание его ожидает

Одна из главных задач Украины в этой ситуации — обеспечить ответственность и установить справедливость: мы должны точно знать, что произошло в ту страшную ночь, и убедиться, что все причастные к катастрофе установлены и будут привлечены к справедливой ответственности. Это сформирует соответствующий фон для определения адекватной суммы компенсации родственникам погибших.

Для урегулирования вопросов, в том числе связанных с ответственностью, президент Украины Владимир Зеленский уполномочил меня как главу делегации Украины вести переговоры с Ираном.

Вопрос ответственности за сбитие PS752 лежит в нескольких плоскостях.

Во-первых, это ответственность конкретных лиц за совершение преступления. Так, СБ Украины под процессуальным руководством Офиса генерального прокурора осуществляет досудебное расследование по признакам совершения уголовных правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 2 статьи 115 (умышленное убийство двух или больше лиц, содеянное способом, опасным для жизни многих лиц), частью 2 статьи 194 (умышленное повреждение имущества, послужившее причиной гибели людей), частью 3 статьи 276 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта). Однако основное уголовное расследование ведет Иран, где фактически и было содеяно преступление.

Во время двусторонней переписки и двух раундов переговоров, которые состоялись в течение 2020 года, Украина постоянно давила на Иран с целью ускорить уголовное расследование. Более того, Украина и другие пострадавшие государства требуют адекватного наказания для лиц, виновных в сбитии PS752.

Однако, к сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день Иран медленно выполняет свое домашнее задание. В течение досудебного расследования уголовного производства в компетентные органы Исламской Республики Иран Украина направила несколько важных запросов о предоставлении правовой помощи. Пока надлежащий ответ от Ирана не поступил, что не способствует ни прогрессу досудебного расследования, ни климату доверия в переговорном процессе.

Во-вторых, это международно-правовая ответственность Ирана как государства, которое нарушило свою обязанность обеспечивать безопасность гражданской авиации, предусмотренную рядом многосторонних международных договоров.

Приоритетами Украины в этой плоскости являются признание Ираном своей вины; принесение официальных извинений всем пострадавшим сторонам; предоставление гарантий, что подобные события не повторятся, а также обеспечение выплаты Ираном адекватной компенсации семьям погибших. Поскольку Украина — государство-регистратор сбитого самолета, международное право наделяет ведущей ролью в переговорном процессе украинскую сторону. В том числе в отношении определения объемов и порядка выплаты компенсации семьям погибших, независимо от них национальной принадлежности.

Достижение поставленных международно-правовых приоритетов позволит восстановить справедливость и облегчить судьбу людей, пострадавших вследствие катастрофы.

Quo vadis?

Процесс восстановления справедливости в таких ситуациях длительный. МН17 был сбит в 2014 году, но лишь в 2020-м состоялось первое судебное заседание по этому делу.

Нам надо принять как данность факт, что переговоры с Ираном вряд ли завершатся в ближайшие месяцы. Хотя Украина готова сделать все необходимое, чтобы этот процесс проходил максимально быстро и прозрачно.

В упомянутой выше истории подготовки технического отчета по результатам сбития МН17 эксперты также потратили много драгоценного времени на дезавуирование российских фейков. Однако отчет завершили, и на его основе заинтересованные государства продолжили процесс привлечения России к международно-правовой ответственности. Так, Украина вынесла обсуждение результатов этого отчета на двусторонние переговоры с Россией в рамках Конвенции о запрете финансирования терроризма. Это стало логичным шагом, который, учитывая нежелание России признать свою ответственность, заставил Украину обратиться в Международный суд ООН, а Нидерланды — в Европейский суд по правам человека.

Несмотря на сложность ситуации с «иранским кейсом», Украине удалось достичь положительных результатов за последний год. Во-первых, мы создали мощную международную коалицию государств, пострадавших вследствие катастрофы (Канада, Великобритания, Швеция и Афганистан), и координируем наши усилия ради достижения справедливости. Во-вторых, обеспечена расшифровка «черных ящиков» на базе одной из наиболее авторитетных в мире лабораторий во Франции, которая делает невозможными любые сомнения в объективности и беспристрастности процесса (Нидерланды в свое время передали право расшифровки «черных ящиков» рейса МН17 Великобритании, как раз, чтобы избежать упреков российской пропаганды в их предубежденности). В-третьих, Украина провела два раунда переговоров с Ираном, во время которых Иран уже сделал шаги к признанию своей международно-правовой ответственности. Завершение технического расследования и публикация отчета дадут правовые основания поднимать новый пласт вопросов на очередном раунде переговоров. В том числе мы сможем перейти к предметному обсуждению размера компенсаций.

Речь идет о судьбах конкретных людей. Никто не будет оставлен без внимания.

Кто-то скорбит по утраченным родственникам, а кого-то ожидает справедливое наказание.

Каждое решение должно быть взвешенным и обоснованным.

Другие материалы автора читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме