Мирно прошедшие президентские выборы в Киргизии подвели черту под периодом политической неопределенности, наступившим после свержения Аскара Акаева. Власть вновь стала легитимной. И 89% голосов, отданных за и.о. президента Курманбека Бакиева, демонстрируют это вполне убедительно: остальные пять претендентов на пост президента собрали от 0,92 до 3,93% голосов. Однако нет оснований утверждать, что после 10 июля эту центральноазиатскую страну ожидает период спокойствия и стабильности. Экономические проблемы, бедность населения, коррупция, наркобизнес, исламистские группировки, противостояние кланов, интересы соседних стран создают в Киргизии невообразимую смесь, в которой бродит недовольство, грозящее в любой момент вылиться в новые антиправительственные выступления.
До самой последней минуты существовали опасения, что из-за низкой активности граждан 10 июля не удастся избрать нового президента. Дело в том, что в соответствии с киргизским законодательством, для того чтобы выборы состоялись, необходимы голоса 50% избирателей плюс один голос. Однако жаркое лето, обилие политических событий привели к тому, что люди стали апатичны. Чтобы добиться явки, было изменено законодательство: работу избирательных участков продлили на два часа. А в преддверии выборов по телевидению показывали ролики, призывающие киргизов идти на голосование. В конечном счете это принесло свои плоды. По данным ЦИК, в минувшее воскресенье к избирательным урнам пришло 53% человек, имеющих право голоса.
Комментируя выборы, глава миссии наблюдателей СНГ Владимир Рушайло отметил, что отдельные нарушения не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление граждан и на итоги выборов. Оценка наблюдателей от СНГ совпала с мнением членов миссии ОБСЕ. «Выборы президента Киргизии прошли позитивно и соответствовали демократическим стандартам и нормам», — заявил глава краткосрочной миссии наблюдателей этой организации Киммо Килонен. «На нынешних президентских выборах был ощутим существенный прогресс в плане выполнения стандартов ОБСЕ и других норм, необходимых для проведения демократических выборов», — продолжил далее он. Примечательно, что на этих выборах украинские наблюдатели решили не участвовать в миссии СНГ, дискредитировавшей себя во время президентских выборов в Украине, предпочтя ей группу ОБСЕ.
Среди нарушений, выявленных наблюдателями из различных миссий, — отсутствие на ряде участков списков избирателей, а также недостаточная подготовка самих участков. Впрочем, пять проигравших кандидатов говорят о более серьезных нарушениях. Так, Турсунбай Бакир уулу заявляет об использовании админресурса в пользу одного кандидата, «вбросе» бюллетеней, оказании давления и преследования наблюдателей от его штаба. Вместе с тем он не собирается оспаривать результаты голосования, поскольку ему «дорога стабильность в республике».
Эта тема вообще доминировала в предвыборный период. Тогда эксперты высказывали опасения, что избирательная кампания может расколоть страну, в которой еще с советских времен существовала жесткая конкуренция между мощными кланами, представляющими север и юг Киргизии. Прогнозы выглядели вполне реалистично, учитывая соперничество двух наиболее вероятных претендентов на пост главы государства — южанина Курманбека Бакиева, и.о. президента, и северянина Феликса Кулова, и.о. первого вице-премьер-министра: оба политика имеют одинаково высокую популярность и достаточно амбициозны. И победа одного из них могла привести к массовым выступлениям сторонников другого, наподобие мартовских, во время которых был свергнут Аскар Акаев.
Но потенциального силового противостояния удалось избежать. В середине мая эти два соперничающих политика, представляющих два разных региона — север и юг, с подачи россиян пришли к компромиссу и подписали соглашение. В соответствии с ним Феликс Кулов снимает свою кандидатуру с президентских выборов и поддерживает своего соперника. Бакиев в случае победы на выборах становится президентом Киргизии, а Кулов — премьер-министром. При этом у главы правительства появляются расширенные полномочия, начиная от участия в формировании кабинета министров и заканчивая назначением глав местных администраций.
Это соглашение содержит массу оговорок, которые призваны сохранить связку Бакиева и Кулова до новых президентских выборов. И главная из них — в случае отставки премьер-министра свой пост должен покинуть и президент. И все же, насколько этот тандем севера и юга будет жизнеспособным? Выдержит ли эта связка проверку в неискоренимой системе клановых отношений? Пока что Курманбек Бакиев остается верным своему слову. Один из первых указов — о назначении Феликса Кулова на должность и.о. вице-премьер-министра. Но аналитики в один голос утверждают, что уже сам факт подобных оговорок, содержащихся в соглашении, говорит о том, что Бакиев и Кулов не доверяют друг другу. Так что конфликты между ними, подогреваемые клановыми противоречиями, неизбежны.
И здесь не следует упускать из виду и то, что Бакиев, несмотря на свою популярность, не является единым представителем многочисленных южных кланов, имеющих своих лидеров. Нынешний спикер парламента Омурбек Текебаев популярен в Джалал-Абадской области, откуда родом и сам Бакиев. В Баткенской области сильны позиции Баямана Эркинбаева. А в Ошской авторитетны лидеры узбекской общины, не поддерживающие нынешнего и.о. главы государства.
От того, насколько Курманбек Бакиев сможет ловко маневрировать в паутине межклановых отношений и создать новую политическую конструкцию, зависит его политическое будущее. Впрочем, будет или нет в стране новая «тюльпановая революция» зависит также и от успеха экономических преобразований, и от достижений в борьбе с коррупцией и наркомафией. И, конечно же, от того, сумеет ли новый киргизский лидер поладить с соседними странами, сможет ли он проводить такую политику, которая не задевала бы и интересы соседей. Прежде всего, России и Китая, у которых достаточно средств для активного влияния на события в Киргизии.
Пока что можно констатировать, что во внешнеполитической ориентации Бишкека не будет изменений. Ожидается, что Курманбек Бакиев, который выступает за двойное гражданство с Россией, будет и далее ориентироваться на Москву. И осторожно относиться к Украине и Грузии. Во всяком случае, инициативу Киева и Тбилиси «Демократический выбор» в Бишкеке оставили без внимания. «Самое важное для нашей страны — это прекрасные отношения с Россией и нашими соседями — Казахстаном, Таджикистаном, Китаем, Узбекистаном», — говорит Бакиев. Достаточно красноречивым фактом служит уже то, что во время недавнего саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую, помимо Киргизии, входят Китай, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, прозвучало требование к Соединенным Штатам и их союзникам по антитеррористической коалиции назвать дату вывода своих войск из Средней Азии.
Для Белого дома подобное заявление стало неожиданностью, поскольку еще несколько месяцев назад Бишкек давал понять, что он не против дальнейшего пребывания американцев. Но станут ли прохладными отношения между Бишкеком и Вашингтоном, зависит не только от того, останется ли американская база в Манасе. Определяющим также будет внутренняя политика Курманбека Бакиева, его готовность проводить демократические и экономические преобразования при одновременном сохранении стабильности в стране. Именно с этой политикой и связывали в мире ожидания от «тюльпановой революции». После 10 июля можно лишь констатировать, что единственным следствием мартовских событий стала смена правящего клана.