СОЮЗ НА ТРИ БУКВЫ

Поделиться
Торжество по Фрейду Когда президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о договоренности, дос...

Торжество

по Фрейду

Когда президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о договоренности, достигнутой им во время спешных переговоров с российским лидером Борисом Ельциным - создать некое «союзное государство», на поверку оказавшееся лишь усиленной модификацией СНГ, мало кто мог предположить себе степень триумфа, выраженную в аббревиатуре. Конечно, было ясно, что неспособные по политическим и экономическим причинам создать какое-либо эффективное объединение российский и белорусский лидеры попытаются выжать все возможное из церемонии подписания документа, однако то, что его назовут «эс-эс-эром», мало кто мог предположить. Конечно же, в избранной аббревиатуре отсутствует еще одна буква «с», однако, вероятно, именно это грамматическое несходство должно свидетельствовать об отличии обновленного сообщества от похороненной при непосредственной поддержке Бориса Ельцина коммунистической империи... Вспомним, однако, что название «великого и могучего» всегда было трудно произнести из-за неблагозвучности не совсем удачно придуманной большевистскими стратегами аббревиатуры - сразу три «эс», просто сипение какое-то! - и поэтому руководящие функционеры привычно называли свою державу на три буквы. Так что все в порядке, «эс-эс-эр» жив и какое-то время, вероятно, недолгое, будет жить - до новых интеграционных идей, до новых российских предвыборных баталий. Однако вряд ли кто-то теперь осмелится оспаривать, что решение создать ССР было реакцией Бориса Ельцина на решение Государственной думы объявить недействительной отмену денонсации Договора об образовании СССР.

Присутствие на вышеописанной церемонии не только трех ее славянских участников - президентов и патриарха, но и призрака четвертого, неславянского - психоаналитика Зигмунда Фрейда ощущалось не только в появлении аббревиатуры на три буквы в сообщениях информационных агентств, но и в упрямых попытках создать хотя бы косвенное впечатление, что объединяются не две, а три страны. Третья, вы уже догадались - какая. Хотя Борис Ельцин, озабоченный, вероятно, своим очередным отказом посетить «мать городов русских» из-за трудной судьбы «города русской славы», об Украине не вспоминал, зато Александр Лукашенко выразил надежду об участии Украины в совместной чернобыльской программе, которую собираются будто затеять в ССР, а патриарх напомнил собравшейся на кремлевском крыльце в ожидании пышного приема публике о трех единокровных народах, заметив, что история возвращается на круги своя... И если пропагандистский смысл церемонии - превратить Бориса Ельцина в интегратора №1 на время предвыборной кампании - был очевиден, то во время подписания договора стало очевидно и другое - явное сожаление Кремля, что в ССР не удалось втянуть Украину.

После праздника

На следующий день после подписания пресловутого договора о ССР в Москве забыли - так что сообщение о пресс-конференции в Минске Александра Лукашенко, представленного публике в качестве председателя Высшего совета ССР, выглядело по меньшей мере странно. Впрочем, такая забывчивость не удивительна. Церемония принесла или не принесла свои плоды - но после нее высоким договаривающимся сторонам сказать нечего. По многим параметрам соглашение между Россией и Белоруссией сходно с таким же декларативным и бессмысленным четырехсторонним договором, подписанным несколькими днями ранее. Решение унифицировать внешнюю и военную политику также не является выдающимся достижением Москвы, так как с момента провозглашения своей независимости Беларусь - в отличие от, скажем, Украины или Казахстана - не была государством, проводившим когда-либо действительно самостоятельную политику. Попытки Станислава Шушкевича превратить Беларусь в подлинное государство натолкнулись на упрямое и бессмысленное сопротивление провинциальной посткоммунистической элиты, плоды «победы» которой оказались в конце концов в руках элементарного и непредсказуемого первого президента Бориса Ельцина. Что же касается экономической интеграции, то обсуждение ее перспективы смехотворно. Экономические реформы в Белоруссии и не начинались, зато известны решения президента переподчинить себе лично центральный банк, управление которым оказалось в руках близких к президенту дилетантов после смещения отца белорусской финансовой системы Станислава Богданкевича, необъяснимые манипуляции с кредитными ставками и курсом валюты, намерения придать собственным указам силу закона (Лукашенко искренне считает, что президент может обладать такими же законодательными полномочиями, что и парламент!), репрессии по отношению к коммерческим банкам... Экономическая ситуация в Белоруссии ухудшается с каждым днем, и крах Александра Лукашенко - дело времени. Вопрос, конечно, теперь в том, захочет ли Москва продлевать время пребывания белорусского лидера на престоле финансовыми вливаниями в парализованную экономику Белоруссии и есть ли у страны, не способной платить зарплату собственным жителям, возможности содержать не желающих рисковать соседей. Остаются многие вопросы, на которые вообще ответ получить невозможно. Как синхронизировать реформы, если в Белоруссии нет никаких реформ? Как довести уровень транспортных тарифов Белоруссии до российского, если уровень зарплат и пенсий в стране значительно уступает российскому? Как может быть выровнен уровень жизни в интегрирующихся странах? Но, может быть, и не стоит задавать себе подобные вопросы, если подписавшие договор политики не очень-то заботились об ответах на них... Пропаганда в ССР (пардон, в СССР) всегда была сильнее реальности.

Скажи мне, кто твой друг...

Борису Ельцину, похоже, придется еще не раз пожалеть, что своим главным союзником он сделал сегодня именно Лукашенко. Уже первая пресс-конференция «председателя Высшего совета ССР» продемонстрировала, какой линии поведения будет (вернее, хочет) придерживаться белорусский президент - Лукашенко обрушился с грубыми нападками за российских журналистов, в отличие от белорусских, имевших возможность рассказать о митингах протеста и... на иностранных дипломатов, которых он обвинил чуть ли в организации, антипрезидентских манифестаций белорусов. Однако показательно и то, что президента Белоруссии сочла возможность поставить на место не только программа «Сегодня» телекомпании НТВ, но и официальная программа «Время». Кстати, вряд ли столь суровую отповедь получили бы от российских телепрограмм - да к тому же еще и полностью сориентированных на президента РФ Бориса Ельцина - например, руководители стран Центральной Азии. Лукашенко еще раз напомнил, что он не имеет ни прав, ни возможностей диктовать собственные правила игры, что с ним соглашаться будут только тогда, когда он окажется удобен Кремлю... Впрочем, в случае победы коммунистов эта ситуация может и измениться и Белоруссия с ее невыдержанным президентом станет примером для подражания для откатывающейся назад России. Однако сегодня остается только пожалеть, что ради недолговечной и небесспорной пропагандистской удачи Кремль счел возможным приблизить человека как бы символизирующего крах белорусской политической элиты, дремучую провинциальность и агрессивный консерватизм.

Из договора

об образовании Сообщества

Статья 3. Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью, разрабатывают общие принципы военного строительства.

Статья 4. До конца 1997 года стороны синхронизируют этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создают единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечения равных возможностей для свободной экономической деятельности. В этот период стороны образуют унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, господдержки и производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда, а также завершат создание правил общего таможенного пространства.

Статья 7. До конца 1997 года проводится унификация денежных, кредитных и бюджетных систем, создаются условия для введения общей валюты.

Статья 9. Высшим органом Сообщества является Высший совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов сторон, а также председатель исполнительного комитета... Решения Высшего совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из сторон имеет один голос. Председатель исполнительного комитета имеет совещательный голос.

Статья 13. Высший совет и исполнительный комитет вправе принимать решения в пределах своей компетенции, подлежащие непосредственному исполнению, без ущерба конституциям сторон, либо решения, подлежащие трансформации национального законодательства.

Статья 14. Бюджет Сообщества формируется за счет отчисления средств из государственных бюджетов сторон.

Статья 17. Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство определяются референдумами, которые проходят на территории сторон в соответствии с их национальным законодательством.

Статья 18. Настоящий договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

Союз на три буквы

Виталий ПОРТНИКОВ (Москва)

Торжество

по Фрейду

Когда президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о договоренности, достигнутой им во время спешных переговоров с российским лидером Борисом Ельциным - создать некое «союзное государство», на поверку оказавшееся лишь усиленной модификацией СНГ, мало кто мог предположить себе степень триумфа, выраженную в аббревиатуре. Конечно, было ясно, что неспособные по политическим и экономическим причинам создать какое-либо эффективное объединение российский и белорусский лидеры попытаются выжать все возможное из церемонии подписания документа, однако то, что его назовут «эс-эс-эром», мало кто мог предположить. Конечно же, в избранной аббревиатуре отсутствует еще одна буква «с», однако, вероятно, именно это грамматическое несходство должно свидетельствовать об отличии обновленного сообщества от похороненной при непосредственной поддержке Бориса Ельцина коммунистической империи... Вспомним, однако, что название «великого и могучего» всегда было трудно произнести из-за неблагозвучности не совсем удачно придуманной большевистскими стратегами аббревиатуры - сразу три «эс», просто сипение какое-то! - и поэтому руководящие функционеры привычно называли свою державу на три буквы. Так что все в порядке, «эс-эс-эр» жив и какое-то время, вероятно, недолгое, будет жить - до новых интеграционных идей, до новых российских предвыборных баталий. Однако вряд ли кто-то теперь осмелится оспаривать, что решение создать ССР было реакцией Бориса Ельцина на решение Государственной думы объявить недействительной отмену денонсации Договора об образовании СССР.

Присутствие на вышеописанной церемонии не только трех ее славянских участников - президентов и патриарха, но и призрака четвертого, неславянского - психоаналитика Зигмунда Фрейда ощущалось не только в появлении аббревиатуры на три буквы в сообщениях информационных агентств, но и в упрямых попытках создать хотя бы косвенное впечатление, что объединяются не две, а три страны. Третья, вы уже догадались - какая. Хотя Борис Ельцин, озабоченный, вероятно, своим очередным отказом посетить «мать городов русских» из-за трудной судьбы «города русской славы», об Украине не вспоминал, зато Александр Лукашенко выразил надежду об участии Украины в совместной чернобыльской программе, которую собираются будто затеять в ССР, а патриарх напомнил собравшейся на кремлевском крыльце в ожидании пышного приема публике о трех единокровных народах, заметив, что история возвращается на круги своя... И если пропагандистский смысл церемонии - превратить Бориса Ельцина в интегратора №1 на время предвыборной кампании - был очевиден, то во время подписания договора стало очевидно и другое - явное сожаление Кремля, что в ССР не удалось втянуть Украину.

После праздника

На следующий день после подписания пресловутого договора о ССР в Москве забыли - так что сообщение о пресс-конференции в Минске Александра Лукашенко, представленного публике в качестве председателя Высшего совета ССР, выглядело по меньшей мере странно. Впрочем, такая забывчивость не удивительна. Церемония принесла или не принесла свои плоды - но после нее высоким договаривающимся сторонам сказать нечего. По многим параметрам соглашение между Россией и Белоруссией сходно с таким же декларативным и бессмысленным четырехсторонним договором, подписанным несколькими днями ранее. Решение унифицировать внешнюю и военную политику также не является выдающимся достижением Москвы, так как с момента провозглашения своей независимости Беларусь - в отличие от, скажем, Украины или Казахстана - не была государством, проводившим когда-либо действительно самостоятельную политику. Попытки Станислава Шушкевича превратить Беларусь в подлинное государство натолкнулись на упрямое и бессмысленное сопротивление провинциальной посткоммунистической элиты, плоды «победы» которой оказались в конце концов в руках элементарного и непредсказуемого первого президента Бориса Ельцина. Что же касается экономической интеграции, то обсуждение ее перспективы смехотворно. Экономические реформы в Белоруссии и не начинались, зато известны решения президента переподчинить себе лично центральный банк, управление которым оказалось в руках близких к президенту дилетантов после смещения отца белорусской финансовой системы Станислава Богданкевича, необъяснимые манипуляции с кредитными ставками и курсом валюты, намерения придать собственным указам силу закона (Лукашенко искренне считает, что президент может обладать такими же законодательными полномочиями, что и парламент!), репрессии по отношению к коммерческим банкам... Экономическая ситуация в Белоруссии ухудшается с каждым днем, и крах Александра Лукашенко - дело времени. Вопрос, конечно, теперь в том, захочет ли Москва продлевать время пребывания белорусского лидера на престоле финансовыми вливаниями в парализованную экономику Белоруссии и есть ли у страны, не способной платить зарплату собственным жителям, возможности содержать не желающих рисковать соседей. Остаются многие вопросы, на которые вообще ответ получить невозможно. Как синхронизировать реформы, если в Белоруссии нет никаких реформ? Как довести уровень транспортных тарифов Белоруссии до российского, если уровень зарплат и пенсий в стране значительно уступает российскому? Как может быть выровнен уровень жизни в интегрирующихся странах? Но, может быть, и не стоит задавать себе подобные вопросы, если подписавшие договор политики не очень-то заботились об ответах на них... Пропаганда в ССР (пардон, в СССР) всегда была сильнее реальности.

Скажи мне, кто твой друг...

Борису Ельцину, похоже, придется еще не раз пожалеть, что своим главным союзником он сделал сегодня именно Лукашенко. Уже первая пресс-конференция «председателя Высшего совета ССР» продемонстрировала, какой линии поведения будет (вернее, хочет) придерживаться белорусский президент - Лукашенко обрушился с грубыми нападками за российских журналистов, в отличие от белорусских, имевших возможность рассказать о митингах протеста и... на иностранных дипломатов, которых он обвинил чуть ли в организации, антипрезидентских манифестаций белорусов. Однако показательно и то, что президента Белоруссии сочла возможность поставить на место не только программа «Сегодня» телекомпании НТВ, но и официальная программа «Время». Кстати, вряд ли столь суровую отповедь получили бы от российских телепрограмм - да к тому же еще и полностью сориентированных на президента РФ Бориса Ельцина - например, руководители стран Центральной Азии. Лукашенко еще раз напомнил, что он не имеет ни прав, ни возможностей диктовать собственные правила игры, что с ним соглашаться будут только тогда, когда он окажется удобен Кремлю... Впрочем, в случае победы коммунистов эта ситуация может и измениться и Белоруссия с ее невыдержанным президентом станет примером для подражания для откатывающейся назад России. Однако сегодня остается только пожалеть, что ради недолговечной и небесспорной пропагандистской удачи Кремль счел возможным приблизить человека как бы символизирующего крах белорусской политической элиты, дремучую провинциальность и агрессивный консерватизм.

Из договора

об образовании Сообщества

Статья 3. Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью, разрабатывают общие принципы военного строительства.

Статья 4. До конца 1997 года стороны синхронизируют этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создают единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечения равных возможностей для свободной экономической деятельности. В этот период стороны образуют унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, господдержки и производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда, а также завершат создание правил общего таможенного пространства.

Статья 7. До конца 1997 года проводится унификация денежных, кредитных и бюджетных систем, создаются условия для введения общей валюты.

Статья 9. Высшим органом Сообщества является Высший совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов сторон, а также председатель исполнительного комитета... Решения Высшего совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из сторон имеет один голос. Председатель исполнительного комитета имеет совещательный голос.

Статья 13. Высший совет и исполнительный комитет вправе принимать решения в пределах своей компетенции, подлежащие непосредственному исполнению, без ущерба конституциям сторон, либо решения, подлежащие трансформации национального законодательства.

Статья 14. Бюджет Сообщества формируется за счет отчисления средств из государственных бюджетов сторон.

Статья 17. Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство определяются референдумами, которые проходят на территории сторон в соответствии с их национальным законодательством.

Статья 18. Настоящий договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме