22-й саммит Украина—ЕС стал долгожданным: вместо привычного июля встретились в октябре с усиленными мерами безопасности. Второй для президента Украины Владимира Зеленского и первый для новых лидеров Евросоюза. Главный сигнал, с которым мы ехали на саммит, — курс Украины на членство в Европейском Союзе является приоритетом нашей политики, и мы рассчитываем на поддержку со стороны ЕС, особенно в непростые времена пандемии и вызванных ею кризисов.
В Брюссель украинская делегация прибыла с сильной позицией, которая является итогом совместной работы президента, правительства и парламента. Верховная Рада в течение года приняла ряд важных евроинтеграционных законов. Среди них — такие, без преувеличения, исторические, как об электронных коммуникациях, безопасности и качестве донорской крови, концессии, закон о банках и долгожданная земельная реформа. Правительство, в свою очередь, приняло множество подзаконных актов и создало комиссию по вопросам евроинтеграции, которую возглавил премьер-министр. А еще к саммиту украинская делегация подготовила четкое понимание ожиданий украинского бизнеса по поводу будущего торговли с ЕС, а именно: обновления торговой части Соглашения об ассоциации, сформированного во время диалогов правительства с предпринимателями.
В целом позицию Украины можно очертить так: более глубокая экономическая интеграция, системная политика «взаимных шагов навстречу» и приобщение Украины к крупным трансформационным процессам Евросоюза (Единый цифровой рынок, Европейский зеленый курс).
Очевидно, что мы ставим перед собой амбициозные цели более глубокой интеграции, и непростые переговоры по поводу формулировок в общем заявлении, которые велись до последней минуты, — яркое тому подтверждение.
Будущее торговли Украина—ЕС
В январе 2021-го исполнится пять лет с начала действия Углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. За это время Европейский Союз стал крупнейшим и важнейшим внешним торговым партнером Украины с долей свыше 40%. И со времени предыдущих переговоров о соглашении (в 2008–2010 гг.) в ЕС и Украине произошли ощутимые внутренние изменения. Украина подверглась агрессии со стороны России, потеряв тысячи человеческих жизней и контроль над частью территорий. Изменилась и структура украинской экономики. ЕС тем временем движется путем более глубокой интеграции, появились новые инициативы, такие как Зеленый курс, Единый цифровой рынок и другие. Сегодня украинский бизнес лучше понимает, чем для него является, а тем более — может стать 500-миллионный рынок Евросоюза. Поэтому так важно, что итоговая декларация саммита указывает на принципиальную готовность ЕС в 2021 году к проведению совместной оценки целей с перспективой обновления Соглашения об ассоциации.
Среди важных пунктов повестки дня этого саммита было заключение Соглашения АСАА (так называемый промышленный безвиз), которое значительно упростит доступ на рынок Евросоюза для украинских производителей промышленной продукции. Уже начала работу экспертная миссия по предварительной оценке украинского законодательства и украинской инфраструктуры качества (некоторые задержки были связаны с карантинными ограничениями). После положительной оценки миссии мы сможем перейти к следующему этапу — официальной миссии ЕС, и это можно назвать зеленым светом на пути к «промышленному безвизу» с Евросоюзом.
Важным результатом саммита стало закрепление готовности ЕС и в дальнейшем поддерживать Украину на пути интеграции в Единый цифровой рынок. Благодаря совместным усилиям мы уже достигли значительных результатов в развитии электронного правительства и гармонизации законодательства об электронных коммуникациях. Другая важная задача для Украины — заключение соглашения о взаимном признании электронных доверительных услуг, которое станет логичным шагом после гармонизации законодательства в этой сфере. На саммите стороны приветствовали прогресс Украины в этом направлении и намерение до конца 2020 года разработать общий план Украина—ЕС относительно сотрудничества в сфере электронных сервисов. Взаимное признание доверительных услуг существенно упростит заключение контрактов между контрагентами из Украины и ЕС, а также проведение транспограничных финансовых и банковских операций, оформление таможенных документов и т.п.
О безопасности
Сегодня мы наблюдаем рост напряжения в регионе, в частности, в Беларуси, Нагорном Карабахе, продолжение милитаризации Крыма. Поэтому важно усиление сотрудничества в сфере безопасности и мощная дипломатическая, политическая, санкционная поддержка со стороны Евросоюза независимости и территориальной целостности Украины как одной из ключевых стран в архитектуре континентальной безопасности.
22 сентября, фактически за две недели до саммита, Киев с визитом посетил высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Визит стал важным сигналом, что вопрос безопасности в Украине занимает важное место в системе общеевропейской безопасности. И вместе с тем опроверг стереотипные представления о том, что руководители ЕС из Западной или Южной Европы (господин Боррель — испанец) меньше интересуются делами Центрально-Восточноевропейского региона.
Вопрос Крыма также является неотъемлемой частью нашего диалога с Евросоюзом, который седьмой год подряд неизменно стоит на позициях политики восстановления территориальной целостности Украины в международно признанных границах. Учитывая то, что напряжение в регионах Черного и Азовского морей сохраняется, Украина в сотрудничестве с партнерами рассматривает возможность создать международную площадку по вопросам деоккупации Крыма и минимизации военных угроз со стороны России в акватории Черного моря. На ней могут рассматриваться вопросы, связанные с наполнением новым содержанием так называемой политики непризнания: синхронизация санкционных режимов, защита попадания товаров из ЕС на оккупированный полуостров. Также важно, чтобы три организации — ЕС, Совет Европы и ООН — объединили усилия для мониторинга ситуации с правами человека во временно оккупированном Крыму. Необходимо развить и общие механизмы для предотвращения паспортизации в Донбассе путем получения российского гражданства. Мы на саммите подтвердили готовность выделить этот вопрос в отдельный формат рабочих переговоров Украины и Евросоюза.
Однако на этом наш диалог в сфере безопасности не исчерпывается. Украина остается надежным партнером ЕС в его усилиях по поддержанию мира и стабильности на Европейском континенте. Включительно с готовностью делиться приобретенным военным опытом и интегрироваться в миссии и операции ЕС, в частности, путем участия в международной операции по поддержанию мира и безопасности «Алтея», которая проводится в Боснии и Герцеговине под руководством ЕС.
Вместе с Европейским Союзом мы хотим действовать и в киберпространстве. Важный результат этого саммита — договоренность о начале кибердиалогов Украина—ЕС по примеру диалогов, которые Евросоюз ведет с государствами — нечленами ЕС. Учитывая, что ЕС недавно запустил новый санкционный режим за совершение киберпреступлений, на такой площадке может также обсуждаться и тематика киберсанкций.
Украина и Европейский зеленый курс
Во время саммита мы четко подтвердили европейским коллегам, что Украина разделяет обеспокоенность ЕС по вопросам климатического изменения и внимательно анализирует инициативы, разрабатываемые в рамках Европейского зеленого курса (European Green Deal) и касающиеся уменьшения использования ископаемого топлива и внедрения зеленых технологий для достижения климатической нейтральности в Европе. В августе этого года мы уже передали ЕС позиционный документ, где зафиксировали видение Украиной участия в инициативе Европейского зеленого курса. Более того, мы предложили начать структурированный диалог высокого уровня Украина—ЕС по этому вопросу и разработать соответствующую дорожную карту с учетом приоритетов Целей постоянного развития до 2030 года и реализации Парижского климатического соглашения.
При этом мы исходим из реальных возможностей украинской экономики и будем формировать нашу дорожную карту взаимодействия на правильном балансе между амбициозными задачами и временными рамками, в которых наша страна может этого достичь. Это двусторонний процесс, в котором Украина должна разделять амбициозную повестку дня Европейского Союза, а Европейский Союз должен учитывать обязательства в рамках Соглашения об ассоциации при формировании политик в рамках Европейского зеленого курса.
Так, позиция украинского правительства заключается в том, чтобы механизм пограничной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism) и другие нетарифные инструменты регулирования торговли не создавали новых препятствий для интеграции украинских производителей в промышленные производственные цепи ЕС и для развития торговли между сторонами, как это предусмотрено Соглашением об ассоциации и обязательствами Украины и Евросоюза в рамках ВТО.
А еще ЕС выделит 10 млн евро в рамках программы «Климатический пакет для стабильной экономики: (САSЕ) в Украине», что позволит нам профинансировать дополнительные проекты по развитию ресурсоэффективной экономики Украины, сокращению выбросов парниковых газов, стимулированию перехода к круговой экономике. Соответствующее соглашение также подписано во время саммита и является безусловным достижением, включая дополнительные возможности для привлечения инвестиций в экономику украинских регионов и усиления возможностей правительства для разработки дружественных для окружающей среды политик.
Кроме того, Украина заинтересована в приобщении к водородным инициативам Евросоюза. Речь идет о Водородной стратегии ЕС, а также о Европейском альянсе чистого водорода, который мы считаем перспективным проектом и к работе которого Украина готова присоединиться. И, соответственно, содействовать внедрению водородных технологий и созданию водородной экосистемы в нашей стране.
Вакцина против COVID-19 и реформирование медицины
Пандемия коронавируса не только значительно повлияла на подготовку и проведение этого саммита, но и стала одним из первых вопросов для обсуждения. Поскольку все осознают, что обеспечение быстрого доступа к вакцине — важнейшая международная задача. Быстрое выделение Пакета поддержки ЕС в размере 190 млн евро дало нам ресурсы для борьбы с COVID-19, противодействия социально-экономическим последствиям и усиления стойкости страны. В свою очередь, Украина также всеми ресурсами приобщается к европейским инициативам в этой сфере и готова предложить свои мощности для производства вакцины, когда она появится.
31 августа Европейский Союз выделил 400 млн евро Фонда «COVID-19 Vaccine Global Access Facility (COVAX)», который обеспечит приобретение до 2 млрд доз вакцины до конца 2021 года, и Украину отобрали в список участников этой инициативы, так что она сможет получить до 8 млн доз вакцины. Вместе с тем мы готовы сделать свой вклад в борьбу с коронавирусом. У нас есть соответствующая инфраструктура, предприятия для производства вакцин, и мы готовы вместе с другими странами ЕС участвовать в их массовом производстве. Пандемия продемонстрировала, насколько важно в подобных ситуациях партнерское взаимодействие, и Украина, со своей стороны, в пиковые моменты первой волны использовала возможности нашей авиации для доставки средств защиты в другие страны Европы, помогала с изготовлением и поставками антисептиков и т.п.
А еще пандемия показала, что, помимо реагирования на масштабные вызовы, необходимо уделить внимание системной работе по построению общей системы устойчивости, в частности, в сфере здравоохранения, как на общегосударственном, так и на межгосударственном уровне. Мы признательны за то, что Евросоюз был и остается нашим надежным партнером по внедрению медицинской реформы и развитию состоятельности государственных учреждений Украины. В свою очередь, мы будем и в дальнейшем развивать сотрудничество наших учреждений с европейскими, прежде всего, Европейским центром по профилактике и контролю над заболеваемостью (ECDC), Европейским агентством лекарственных средств (EMA) и Объединенным исследовательским центром Европейской комиссии (JRC).
Результаты саммита
Мы прибыли в Брюссель после масштабной подготовительной работы на всех уровнях. С четким осознанием своих целей как партнера ЕС, готового углублять стратегическое партнерство и на равных участвовать в крупных европейских инициативах. Результатами саммита стало подтверждение европейских стремлений и выбора Украины, курс на усиление политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС, поддержка нашей страны в проведении фундаментальных реформ и поддержка в целом с тем, чтобы совместно преодолевать вызовы в сфере безопасности, здравоохранения и экономики, в том числе поддержки малого и среднего бизнеса, включая агросектор.
Украинская делегация достигла целей, которые ставила перед собой. Евросоюз отметил прогресс Украины в реформах и имплементации Соглашения об ассоциации. Мы фактически подтвердили общее с ЕС видение по ключевым вопросам, таким как «промышленный безвиз», совместное намерение оценки достижений соглашения (фактически первый шаг к обновлению), приобщение к Единому цифровому рынку и Зеленому курсу ЕС, готовность Украины к подписанию соглашения об общем авиапространстве и принципиальное желание со стороны Евросоюза подписать настоящее соглашение в кратчайшие сроки. В ЕС отдельно отметили вклад Украины в энергетическую безопасность Евросоюза и стратегическое значение нашей страны для транзита газа в ЕС, а также важность продолжения координации для развития рынков газа и электроэнергии.
Также подписан ряд соглашений о финансировании в рамках Европейского инструмента соседства, направленных на развитие ресурсоэффективной экономики, гражданского общества, помощь украинским регионам, техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере ядерной безопасности. А также соглашения с Европейским инвестиционным банком об энергоэффективности общественных зданий и модернизации «Укрпочты».
И главное — все, кто говорил о торможении процесса евроинтеграции Украины, могут убедиться, что наше движение в ЕС не замедлилось, а эффективно продолжается. Более того, что бы ни утверждали отдельные политики и эксперты, между ЕС и Украиной нет спора вокруг антикоррупционных органов, а украинскому безвизу ничто не угрожает. Президент Украины Владимир Зеленский сумел перевести евроинтеграцию в плоскость четких практических шагов на двусторонней основе между Украиной и ЕС и синхронизировал для этого деятельность всех органов власти в Украине.
Конечно, учитывая амбициозную повестку дня, которую предложила Украина, до последней минуты пришлось вести сложные переговоры по согласованию совместного заявления по итогам саммита. Но его финальная редакция закладывает надежный фундамент для дальнейшей работы в рамках двусторонних органов Украина—ЕС, прежде всего, заседания Совета ассоциации в конце года.