Китайское руководство сделало весьма смелый и ответственный шаг. Ему предшествовали месяцы напряженной работы, а до этого - годы раздумий и дискуссий о том, как следует проводить преобразования в стране с самым многочисленным населением и экономикой, по объемам уступающей сегодня только американской.
Третий пленум ЦК Компартии Китая 18-го созыва, проходивший в Пекине с 9 по 12 ноября, произвел на свет документ - "Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ". В Китае это событие считают итогом экономических преобразований за все предшествующие
35 лет, кульминацией "переходного периода" и одновременно - "новым стартом" реформ на длительную
перспективу. Это некое коллективное стратегическое видение руководством Китая дальнейших перемен. Партия стремится быстро реализовать масштабные преобразования - и уже к 2020 г. получить определенные результаты. Эти новости вызвали воодушевление, прежде всего, за границей, в самом же Китае реакция оказалась сдержанной - ведь механизма воплощения этих планов еще нет.
Постановление принималось пленумом 12 ноября за закрытыми дверями. Однако в последующие дни вся мощная идеологическая машина страны, а также специально созданные партийные агитбригады четко заработали для детального разъяснения документа.
То, что получилось у китайских коммунистов на данный момент, представляет собой некую "дорожную карту". Всего в документе - 60 пунктов, посвященных конкретным сферам реформ, из которых можно вычленить несколько сотен "важных вопросов" и тем. Председатель КНР и генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин (лично руководивший группой экспертов-разработчиков документа) поставил цель - определить круг вопросов, которые были бы столь конкретны, чтобы их можно было решить. Кроме того, часть затронутых проблем уже давно оставалась в фокусе общественного мнения, и партия должна была реагировать на давление снизу.
Не останавливаясь в данной статье на детальном анализе Постановления, стоит, тем не менее, отметить, что важнейшим концептуальным решением ЦК КПК было: в контексте продолжения "политики реформ и открытости" утвердить "решающую роль" рынка (в то время как ранее ему отводилась "основополагающая роль") в распределении ресурсов и для активизации процесса экономических преобразований. В результате в стране должна возникнуть новая экономическая система, которая, однако, по сути будет оставаться социалистической и рыночной одновременно. Эту фразу следует понимать как отказ правительства Китая от "ручного управления" экономикой, сокращение его роли до макроэкономического регулирования и макроконтроля, активизации процесса рыночной конкуренции. В этот процесс будут втянуты и госпредприятия, до сих пор остававшиеся "священными коровами" и всячески поддерживаемые государством. Теперь планируется, что будет повышено соотношение между приростом государственного капитала и отчислениями в казну. Крупные госпредприятия сами будут работать на государство и к 2020 г. - отчислять в бюджет 30% своих доходов (на сегодня этот показатель равен 5-25%), создавая основу для социальных фондов.
Главная ставка делается на развитие частного предпринимательства. Залог успеха реформ коммунисты видят в высвобождении предпринимательского духа китайцев. Партия и правительство на новом этапе реформ хотят наладить с рынком "правильные" отношения и уже объявили, что откроют для свободного предпринимательства отрасли и виды деятельности, ранее закрытые для простых смертных ввиду высокой доходности. Частники смогут создавать даже мелкие банки. Кроме того, станет проще регистрировать частные средние и малые предприятия - муссируется вопрос об отмене требования о минимальном уставном капитале.
В документе есть интересные намеки на то, что Китай может допустить создание рынка земли - через передачу прав на нее фермерам, хотя пока доминирует коллективная собственность на землю. Не менее важными являются пункты о планах либерализации финансового сектора, в частности - инвестиционной деятельности, бюджета, изменение политики учетных ставок, налогообложения, дальнейшее ослабление зарегулированности монетарной политики с целью превратить юань в свободно конвертируемую валюту.
Из социальных мер можно отметить важнейшее для Китая решение - впервые c 1980 г. (!) ослабить политику "одна семья - один ребенок" и разрешить женщинам рожать двоих в том случае, если в семье один из родителей является единственным ребенком своих родителей. Таких семей в Китае 20-30 млн. Эксперты, однако, не ожидают "беби бума" от такого решения. Оно рассматривается как первый шаг к еще более свободной политике в области рождаемости спустя несколько лет. Вторая важнейшая мера, на которую могут пойти власти - отмена системы регистрации или прописки, мешающей жителям села перебираться в города с получением там необходимых льгот. Правда, ряд крупных городов восточного побережья уже давно проводят жесткую политику в отношении мигрантов из внутренних провинций. Поэтому власти, видимо, стремятся в ближайшие годы подхлестнуть процесс урбанизации именно в региональных и провинциальных центрах, чтобы таким образом решить проблему перекосов в развитии разных частей страны и растущей пропасти в доходах самых бедных и самых состоятельных граждан.
За пределами Китая также с интересом восприняли правовые аспекты реформы, прежде всего - обещание КПК ликвидировать систему исправительных трудовых лагерей, число которых по некоторым данным превышает тысячу. Сюда на "перевоспитание" попадали многие известные в стране диссиденты и просто люди, критиковавшие власти. Поэтому китайский "лаогай" часто сравнивают со сталинским ГУЛАГом. Не менее важно, что руководители в Пекине подтвердили намерение строить правовое государство, повысить защиту граждан от судебного своеволия и насилия, запретить пытки в практике правоохранителей, постепенно сократить число "расстрельных" статей в уголовном кодексе. Верховный суд Китая оперативно принял ряд новых инструкций по этим вопросам уже 21 ноября.
Постановление намекает на возможность и политических реформ - "в органичном сочетании руководящей роли партии" с принципом "народ - хозяин страны". Хотя в этом вопросе мало конкретики, есть, однако, указания на необходимость совершенствовать механизмы и процедуры реализации Конституции. Делается упор на развитие "социалистической консультативной демократии" как своеобразной форме демократии КНР. Компартия расширит взаимодействие и диалог с другими демократическими партиями Китая. Для лучшего управления и мобилизации общества, разрешения социальных противоречий говорится о повышении роли неправительственных учреждений и общественных организаций. Даже указано на вероятность расширения взаимодействия с иностранными неправительственными организациями в Китае.
КПК "планирует укрепить систему функционирования, сдерживания власти и контроля над ней": нужно "посадить власть в клетку институтов" и позволить народу контролировать власть, указывает документ. Уже ведется работа в рамках масштабной кампании по искоренению коррупции и усилению ответственности чиновников. Данные меры сопровождаются повышением "прозрачности и гласности" работы всех органов и отдельных чиновников. Здесь важная роль отведена Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины, превратившейся сегодня в координирующий орган по проведению этой борьбы. Ее результатом стало то, что за последний год более 2300 чиновников в Китае лишились своих постов, а некоторые предстали перед судом.
Будет постепенно сокращаться численность китайской армии и оптимизироваться структура за счет небоевых подразделений. Но одновременно "будет ускорено формирование боевых сил нового типа".
Уже из этого объемного, но далеко не полного, перечня запланированных реформ видны масштабы задуманного. Многое из того, что озвучено в документе, неоднократно повторялось и ранее, но на практике реализовано не было, часть вопросов до сих пор разработана лишь на уровне теории.
Однако стоит обратить внимание на еще два решения ЦК КПК, стоящие как бы особняком в Постановлении и более конкретные. В ходе пленума решено создать Центральную руководящую группу по всестороннему углублению реформ, а также учредить Совет государственной безопасности.
Первый орган создается для реализации самого Постановления и призван стать своего рода штабом, координирующим работу министерств и ведомств, властей различного уровня и партии по имплементации реформы. Не исключено, что в группу перейдут около 60 экспертов, помогавших в последние месяцы Си Цзиньпину готовить проект Постановления пленума.
Ранее ряд экспертов высказали мнение, что подобный орган под руководством главы государства будет способен противостоять давлению различных группировок и лоббистских структур, окопавшихся в недрах госучреждений. Они имеют наработанные каналы продавливания решений в угоду своим интересам и способны затормозить или заблокировать реформу. Сломить их сопротивление - первейшая задача для китайских руководителей. Без этого все, что провозглашает сегодня компартия, может остаться лишь на бумаге.
Второй орган - Совет государственной безопасности (СГБ) - структура, скопированная с Совета по национальной безопасности при президенте США. В Америке за последние годы из совещания экспертов по планированию и координации он превратился в прямой канал, через который глава государства курирует вопросы национальной безопасности. Точно таким же образом на СГБ в Китае будут возложены вопросы планирования и защиты государственной безопасности во всех ее аспектах (внутренних и внешних), поддержание внутренней стабильности, продвижение интересов за рубежом, обеспечение экономической безопасности страны. Таким образом, партия предоставляет в руки руководства страны еще и мощный инструмент контроля и мобилизации всех силовых ведомств, а также дипломатической службы и подразделений антитеррора, служб по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций. По словам представителя китайского МИДа, "террористы, сепаратисты и экстремисты уже нервничают из-за создания СГБ".
Из всего сказанного видно, что новое поколение китайских лидеров пытается двигаться в колее процесса преобразований, стартовавших 35 лет назад. Но одновременно они аккуратно пытаются устранить противоречия, возникшие в результате проведения этих самых реформ. Одним постановлением невозможно устранить все преграды и разрешить эту дилемму, однако можно наметить путь и определить цели. Для Китая - это уже немало, но чтобы гарантировать реализацию планов во всей полноте, потребуется еще много времени и усилий.