Минувший месяц ознаменовался принятием Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о создании международного механизма взыскания с России репараций, в том числе за вред, причиненный экологии Украины вследствие российской агрессии. Менее заметным стало другое важное событие, касающееся непосредственно природоохранной сферы, которое состоялось накануне этого прорывного решения.
Ответ Рамсара на российскую агрессию
12 ноября 2022 года в Женеве на 14-м заседании Конференции Договорных Сторон Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсарская конвенция), по инициативе Украины и 35 государств-соавторов, приняли резолюцию «Ответ Рамсарской конвенции на чрезвычайную ситуацию в экологической сфере Украины, связанную с разрушением водно-болотных угодий международного значения вследствие российской агрессии».
Эта резолюция стала первым решением международного природоохранного органа по комплексному реагированию на угрозу экологической ситуации Украины из-за российской агрессии. Символично и то, что Рамсарская конвенция, которой исполняется 51 год, в свое время была первым глобальным соглашением по охране и сохранению природных ресурсов. Сейчас она охватывает все аспекты сохранения и сбалансированного использования водно-болотных экосистем, важных для сохранности биологического многообразия и обеспечения существования человека. Конвенция вводит критерии, на основании которых определяются так называемые рамсарские объекты, или водно-болотные угодья международного значения, которые вносятся в Рамсарский список на основе их уникальности либо для сохранности определенных видов животных и растений. На территории Украины есть 50 водно-болотных угодий, официально признанных Рамсарской конвенцией.
Одобренная резолюция содержит ряд важных положений, которые, среди прочего:
- признают негативные последствия вооруженной агрессии РФ для окружающей природной среды Украины, в частности относительно разрушения 16 рамсарских объектов и угрозы 15 водно-болотным угодьям, в том числе на территориях под временным российским контролем;
- фиксируют эксклюзивное суверенное право Украины защищать, управлять и рационально использовать свои рамсарские объекты в рамках международно признанных границ;
- содержат призыв к РФ вывести войска и прекратить агрессию против Украины, в том числе разрушения соответствующих природных объектов;
- создают рамки для комплексного рассмотрения и реагирования на экологические проблемы, вызванные уничтожением государством-агрессором соответствующих заповедных территорий Украины;
- вводят механизм оценки экологического состояния пострадавших водно-болотных угодий и оказания эффективной международной помощи для их восстановления.
К тому же в резолюцию удалось включить положения, ограничивающие членские права Российской Федерации, в частности призывают стороны Конвенции учитывать факт агрессии РФ против Украины и нарушение ею международного права при принятии решений о назначении представителей РФ на руководящие должности, а также при приглашении на мероприятия под эгидой Рамсарской конвенции.
Особенности процесса
Стоит отметить, что Рамсарская конвенция — преимущественно консенсусный орган, за 51-летнюю историю которого государства-участники голосовали всего дважды. По итогам голосования конференция одобрила инициированный Украиной проект подавляющим большинством голосов (за — 50 стран, среди которых не только традиционные партнеры из евроатлантического сообщества, но и такие страны как Япония, Республика Корея, Уругвай, Чили, Коста-Рика, Эквадор, Колумбия, Гватемала, Мексика, Перу, Кабо-Верде, Ямайка и, собственно, та самая Сент-Люсия, с которой началось председательство и которая своей поддержкой резолюции задала тон дальнейшему голосованию), воздержались — 47, в том числе Иран, против проголосовали семь (Венесуэла, Боливия, Китай, Куба, КНДР, Никарагуа, РФ).
Опыт продвижения этой резолюции указывает по меньшей мере на четыре важных момента, которые нужно принимать во внимание в дальнейшей работе:
- принципиальная неоднородность аудитории, с которой приходится работать в рамках технических органов, которым является Рамсарская конвенция, когда делегаты часто ограничены узкопрофильными соображениями и весьма сложно коррелируют собственные подходы с общеполитическими национальными позициями своих государств;
- отсутствие устойчивых процедур принятия решений в случае вынесения вопроса на голосование (чего стоит то, что секретариат и делегаты не могут должным образом использовать электронную систему голосования);
- весьма частая нескооперированность Секретариата Рамсарской конвенции, обусловленная, с одной стороны, старанием сохранить формальную нейтральность при рассмотрении вопроса, даже когда речь идет о проблематике, непосредственно охватываемой конвенцией, а с другой — недостаточной подготовленностью решать нестандартные процедурные и субстантивные вопросы;
- значительные временные рамки, нужные для согласования общей позиции даже со странами-партнерами.
Резолюция 14-й конференции сторон Рамсарской конвенции стала еще одним звеном последовательных мер Украины, направленных на изоляцию РФ в рамках международных организаций и конвенционных органов, размещенных в Женеве, и продемонстрировала уязвимость ее позиций и отсутствие значимой поддержки.
Мительшпиль — первый шаг сделан. Что дальше
Первый шаг сделан, однако важно, чтобы резолюция не осталась лишь красивым политическим документом и фиксацией нынешнего состояния дел — своеобразной вещью в себе.
Как уже отмечалось, кроме общих положений, всесторонне осуждающих разрушение российскими оккупантами рамсарских угодий в Украине, резолюция также содержит ряд важных положений об оценке причиненного вреда и соответствующих мер по восстановлению заповедных территорий. В этом контексте важно начать скорейшую практическую реализацию этой резолюции. Для этого понадобятся общие скоординированные действия украинской стороны и стран-партнеров. Важно также наладить эффективное взаимодействие непосредственно с Секретариатом Рамсарской конвенции. Конечной целью этого сотрудничества должны быть эффективное практическое решение об экологической оценке вреда, причиненного РФ Украине и европейскому региону, и предоставление эффективной международной помощи для восстановления заповедных территорий, а также последовательный план имплементации такого решения.
В практическом плане мероприятия по реализации этих положений украинской резолюции должны включать три таких начальных действия:
- формальную нотификацию Секретариата Рамсарской конвенции в рамках статьи 3.2 об изменениях экологического характера водно-болотных угодий, вызванных военной агрессией РФ;
- запрос в Секретариат Рамсарской конвенции о включении указанных природоохранных объектов, согласно резолюции 5.4 V заседания Конференции Договорных Сторон, в так называемый Список Монтрё, который представляет собой реестр международных угодий, требующих первоочередного внимания, с точки зрения реагирования на изменения их экологического характера;
- запрос о запуске так называемой Совещательной миссии в рамках Рамсарской конвенции, согласно резолюции 4.7 IV заседания Конференции Договорных Сторон, для сбора информации о разрушении заповедных угодий вследствие российской агрессии и определения возможных мер по их восстановлению.
Мобилизация соответствующих ресурсов и начало Украиной перечисленных действий в сжатые сроки станет залогом дальнейшей эффективной реализации практических мер по восстановлению заповедных территорий после их освобождения от российских захватчиков.
Эндшпиль — перехватываем инициативу и играем партию до конца
Мы должны также развить и распространить прецедент, созданный Рамсаром, и на другие природоохранные конвенции и механизмы. Перспективными в связи с этим представляются такие инструменты:
- Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо) от 25 февраля 1991 года.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 9 ноября 1979 года и ее протоколы.
- Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий от 17 марта 1992 года.
- Конвенция об охране биологического многообразия от 5 июня 1992 года и др.
Соответствующий механизм, апробированный в рамках Рамсарской конвенции, мог бы также стать прототипом более глобального механизма оценки экологических потерь, причиненных агрессией РФ против Украины, в частности о создании под эгидой Генеральной ассамблеи ООН независимой комиссии или мониторинговой миссии ЮНЭП по расследованию вреда, причиненного окружающей среде Украины.
Важным элементом принятой в рамках Рамсарской конвенции резолюции является также то, что документ четко признает негативные последствия вооруженной агрессии РФ для окружающей природной среды Украины, а это может стать отправной точкой при подготовке соответствующих международных судебных исков против РФ в связи с вызванным страной-агрессором экоцидом.
Задача украинской стороны на сегодняшний день — полностью и эффективно задействовать механизмы экологической дипломатии как существующие в системе Министерства окружающей среды, так и те, которые может обеспечить МИД, в частности привлечь дипломатические представительства Украины за рубежом к международному переговорному процессу по тем или иным направлениям.
Опыт переговоров и взаимодействия даже с ближайшими партнерами во время подготовки украинской резолюции в рамках Рамсарской конвенции, но и не только ее, свидетельствует о требовании сегодняшнего дня позиционировать Украину как активного участника, инициатора и желательно координатора сотрудничества по актуальным вопросам, стоящим на международной экологической повестке дня. При этом, чтобы нас услышали, мы должны донести международному экологическому сообществу мировоззренческую новизну подходов, которая бы претендовала на глобальную позицию.
Материал отражает личные воззрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание материала.
Больше статей Александра Капустина читайте по ссылке.