Восьмого апреля с.г. в Праге состоялось подписание нового стратегического соглашения о сокращении наступательных вооружений (СНВ). Прозвучавшее накануне упреждающее заявление российской стороны о возможности выхода из договора СНВ в случае, если размещенные США элементы противоракетной обороны окажут существенное влияние на эффективность российских стратегических сил, свидетельствует о сохранении некоторых принципиальных расхождений в отношении этого документа. Тем не менее сам факт подписания договора СНВ свидетельствует о готовности ведущих ядерных держав поддерживать стратегический диалог в вопросах ядерного разоружения и последовательно подкреплять его конкретными действиями. В этом смысле осуществление предусмотренных договором СНВ сокращений важно с точки зрения достижения стратегической стабильности на пониженных уровнях вооруженности. Новая ядерная стратегия США, предстоящий саммит в Вашингтоне на тему ядерной безопасности (12-13 апреля с.г.) и последующая международная конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Нью-Йорке (3–28 мая с.г.) станут логическим продолжением международных усилий по ядерному разоружению. Отрадно отметить тот факт, что Украина как государство, которое внесло весомый вклад в глобальную безопасность, создав таким образом прецедент, призванный положить начало процессу ядерного разоружения, примет участие в указанных выше мероприятиях.
Ключевым фактором, который влияет на глобальную безопасность и современный облик мира, является наличие довольно крупных и совершенных ядерных арсеналов огромной разрушительной силы. Здравый смысл подсказывает, что над человечеством занесен своеобразный дамоклов меч. Вопреки многочисленным попыткам опровергнуть этот факт, ядерные державы и в первую очередь США и Россия, на долю которых приходится 90% мирового ядерного арсенала, являются главным источником распространения ядерного оружия. При этом на первый план выходит возрастающая угроза бесконтрольного ядерного оружия, могущего попасть в руки террористов. Не менее серьезную опасность таит в себе стремление отдельных государств получить доступ к ядерным технологиям и чувствительным материалам с целью производства атомного оружия или ядерных взрывных устройств.
Как утверждает известный американский политик и исследователь Генри Киссинджер, «для современного мира распространение ядерного оружия стало важной стратегической проблемой». Подобные высказывания невольно наводят на мысль, что дальнейшее распространение ядерного оружия «увеличивает потенциал ядерной конфронтации и умножает опасность сознательной или несознательной провокации». А если учесть, что в обход ДНЯО появляются новые государства, обладающие ядерным оружием, то с каждым годом становится все очевиднее, что мир вступает в новую и опасную ядерную эпоху.
Уместно напомнить, что в этом году исполняется 65 лет с того времени, когда Соединенные Штаты Америки 16 июля 1945 года произвели первое ядерное испытание. Спустя четыре года, 28 августа 1949 года, Советский Союз сделал то же самое. Вслед за ними подобные ядерные испытания произвели Великобритания (3 октября 1952 г.), Франция (13 февраля 1960 г.), Китай (16 октября 1964 г.). Таким образом в мире образовалась группа государств, владеющих ядерным оружием, которые согласно ст.9 ДНЯО, были признаны таковыми, поскольку отвечали принятой дефиниции государства, разработавшего и произведшего подрыв ядерного оружия или другого взрывного ядерного устройства до 1 января 1967 года. Надо признать, что каждая из сторон рассматривала наличие ядерного оружия в качестве гарантии ее безопасности. Такой же позиции ныне придерживаются те государства, пытающиеся сегодня последовать примеру этих пяти ядерных держав и создать свои ядерные программы. К тому же СССР и США, занимаясь качественным и количественным совершенствованием ядерных зарядов и соперничая друг с другом, стремились установить военно-политическое превосходство и постоянно наращивали свои ядерные арсеналы.
Собственно все это послужило раскручиванию маховика гонки ядерных вооружений и привело к появлению новых государств, обладающих ядерным оружием. Например, в 1966 году ядерный арсенал США достиг 31700 боеголовок, а Советский Союз к 1986 году довел их число до 40723 единиц. Фактически обе державы накопили столько ядерного оружия, что могли взаимно уничтожить основные военные или экономические цели несколько раз. Прямо или косвенно это нанесло ощутимый урон авторитету других стран и подтолкнуло их к принятию адекватных мер в области обеспечения собственной безопасности, в том числе путем разработки ядерных программ. К примеру, Индия произвела свое первое ядерное испытание 18 мая 1974 года, а в мае 1998 года осуществила еще пять ядерных взрывов. Не остался безучастным и Пакистан, проведя вскоре свои первые ядерные испытания соответственно 28 мая и 30 мая 1998 года. По неофициальным данным, ядерным оружием располагает Израиль. К нему подтягиваются другие государства. Так или иначе, сегодня ядерным оружием обладают, по крайней мере, девять государств мира. В их арсеналах по состоянию на 2008 год находилось примерно 23335 ядерных вооружений, в том числе США – 9400 ядерных зарядов, Россия – 13000, Франция – 300, Великобритания – 185, КНР – 240, Израиль – 80, Индия и Пакистан – по 60 единиц, Северная Корея – 10 (последние четыре страны оцениваются с приближенной точностью).
Мотивирующей и движущей силой в наращивании ядерных арсеналов является общее стремление к усилению мощи государства и, по возможности, достижение сдерживающего эффекта. Однако, как отмечают в МАГАТЭ, существующая асимметрия, при которой некоторые страны обладают ядерным оружием, а другие не имеют такой возможности, порождает нестабильность и стимулирует в первую очередь «страны-изгои» к овладению ядерными технологиями и в конечном итоге – ядерным оружием. Подобная ситуация ставит проблему нераспространения оружия массового уничтожения в ряд наиболее приоритетных и подталкивает ведущие ядерные державы к формулированию новой повестки дня в ядерной области. Стратегический диалог начинает вестись вокруг общего понимания нарастающей угрозы и выработки согласованных мер по противодействию распространению ядерных технологий и ядерных материалов, включая создание международных механизмов контроля над ядерным вооружением.
Следует отметить, что в сфере контроля над ядерными вооружениями существует как двусторонние договоры, в частности, между Россией и Соединенными Штатами, так и в целом сложившаяся система международных соглашений и многосторонних режимов. К числу главных соглашений между Москвой и Вашингтоном в области контроля над ядерными вооружениями следует отнести Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД, 1987 г.), Договор СНВ (1991 и 2010 гг.), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытании (Договор ДВЗЯИ, 1996 г.), Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП, 2002 г.), Договор ДНЯО (1968 г.), а также ряд односторонних инициатив по глубоким сокращениям тактических ядерных вооружений. Не вдаваясь в их подробный анализ, заметим, что все эти соглашения в той или иной мере выполняют свое предназначение. Если говорить о международных контрольных функциях над вооружением и разоружением, то центральная роль в этом вопросе принадлежит МАГАТЭ. Так называемая система гарантий МАГАТЭ, призванных предотвратить «переключение» ядерной энергии с мирного использования на ядерное оружие и другие взрывные ядерные устройства, заслуживает особого внимания. Отметим, что гарантии МАГАТЭ применяются ко всему исходящему либо специальному материалу, который расщепляется, и распространяется также на ядерные материалы и специальное оборудование, поставляемое неядерным государствам-участникам ДНЯО. Система гарантий МАГАТЭ состоит из таких основных элементов, как учет, хранение и наблюдение за ядерными материалами.
Для представления более полной картины о существующих контрольных механизмах за нераспространением оружия массового уничтожения (ОМУ) необходимо вспомнить и о таких многосторонних режимах, как Вассенаарские договоренности (контроль за экспортом товаров и технологий военного назначения и двойного использования), Режим контроля над ракетными технологиями, Группа ядерных поставщиков, Комитет Цангера (контроль за международной передачей товаров двойного назначения, используемые в ядерной деятельности) и Австралийская группа (экспорт товаров двойного назначения, могущие применяться при производстве химического, биологического и токсического оружия).
Несмотря на столь внушительный перечень существующих соглашений и многосторонних режимов контроля за распространением ядерного оружия, ситуация в общем остается неоднозначной, и не случайно, что в последнее время прилагаются конкретные усилия для предотвращения ядерной угрозы. По мнению ведущих экспертов, подписание Договора СНВ является обоюдовыгодным шагом для США и РФ. В целом этот шаг представляет значительный сдвиг в направлении сокращения ядерных арсеналов обоих государств. А также знак того, что налаживается взаимовыгодное сотрудничество, где на первое место ставятся вопросы глобального характера. Будем надеяться, что сенат США и Госдума России ратифицируют этот документ. Согласно поступающей информации, этот договор фиксирует новые предельные уровни для ядерных сил России и США, которые более чем в два раза ниже соответствующего уровня, предусмотренного СНВ-1. Накануне конференции по усовершенствованию ДНЯО такое сокращение ядерных арсеналов России и США послужит убедительным доказательством того, что эти страны выполняют свои обязательства по предотвращению распространения ОМУ. А если принять во внимание озвученную на днях администрацией США Новую ядерную стратегию, где упор делается на отказе от использования ядерного оружия и готовности к укреплению принципа «негативных гарантий безопасности», то это тем более выгодно отличает американскую сторону в плане выполнения обязательств по сокращению своего ядерного потенциала.
В этом плане особое внимание привлекает к себе инициатива президента Б.Обамы о проведении саммита по ядерной безопасности. Следует отметить, что впервые после Второй мировой войны в Вашингтоне собирается такое количество глав государств и правительств. Они сосредоточат внимание на предотвращении распространения ядерного оружия и выработке конкретных мероприятий по максимальному уменьшению угрозы ядерного терроризма за счет обеспечения надежного контроля за ядерными технологиями и материалами.
На саммите предполагается также уделить должное внимание роли МАГАТЭ в обеспечении физической ядерной безопасности и отдельно – угрозе ядерного терроризма. Как следует из отдельных заявлений администрации США, глава Белого дома придает особое значение проведению этого первого форума по ядерной безопасности. Господин Обама неоднократно публично излагал личную приверженность этой идее. Его желание видеть мир без ядерного оружия стало «навязчивой идеей» и неоднократно озвучивалось как в ходе его предвыборной кампании, так и впоследствии во время зарубежных визитов. Выступая в Праге 5 апреля 2009 года, Барак Обама четко заявил о своем стремлении к миру без ядерного оружия. При этом американский президент подчеркнул, что этой цели не удастся достичь быстро, для этого потребуется время, терпение и настойчивость. Можно предположить, что выступление Барака Обамы по ядерной проблематике в Праге послужило причиной окончательного выбора именно этого европейского города для подписания Россией и США нового договора по стратегическим наступательным вооружениям.
Приглашение Украины принять участие в Вашингтонском саммите по ядерной безопасности можно рассматривать в качестве признания роли нашего государства в международной деятельности по предотвращению распространения ОМУ. Не остался, очевидно, без внимания общепризнанный научный потенциал нашей страны в области атомной энергетики и ее ответственная и последовательная политика в сфере контроля над вооружениями, равно как и приверженность борьбе против угрозы ядерного терроризма. Являясь стороной Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма, Конвенции о физической защите ядерных материалов, а также будучи участником Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма и других международных соглашений, Украина выступает с позиции укрепления легитимности институтов и норм нераспространения ядерного оружия. Наша страна полностью выполняет свои международные обязательства по обеспечению безопасности всех ядерных материалов и объектов, находящихся на ее территории, физической защите высокообогащенных ядерных материалов, а также соблюдения национального законодательства и соответствующих норм, регулирующих вопросы ядерной безопасности.
Участие Украины в Вашингтонском форуме, на который приглашены 47 государств мира, дает нашей стране возможность быть причастной к обсуждению вопросов глобальной повестки дня в ядерной области и в то же время поделиться соображениями по тем проблемам, которые стоят сегодня перед нами. К ним, в первую очередь, следует отнести вопросы национальной безопасности. В новом договоре по СНВ имеется соответствующее положение, в котором уделяется должное внимание Украине как стороне Договора об СНВ-1 и, надо понимать, ее безопасности в контексте Будапештского меморандума от 5 декабря 1994 года. Достаточно ли этого, чтобы не быть обделенными вниманием и действительно находиться в безопасности? Видимо, наличия лишь политико-декларативного документа в этом вопросе, как собственно и ссылки на него в новом соглашении о СНВ, явно недостаточно, и потому вопрос безопасности при любом раскладе остается одним из приоритетных во внутренней и внешней политике нашей страны. Если говорить о других проблемах, то будет не лишним информировать участников саммита о ходе выполнения программы по утилизации твердого и жидкого ракетного топлива межконтинентальных баллистических ракет, а также утилизации ракет и их компонентов. Несомненно, эта программа имеет особую международную специфику и требует значительных усилий, в том числе финансовых затрат.
Непосредственное участие в саммите президента Украины В.Януковича даст, очевидно, возможность провести ряд важных встреч с руководством американской администрации и другими участниками форума. О чем может идти речь в ходе таких встреч, гадать не приходится. Первый визит президента Украины будет проходить на фоне заявлений администрации США о готовности к совместной работе с новым руководством Украины. Это вселяет надежду на то, что между Украиной и США может состояться системный диалог на высшем уровне, в основу которого будут положены вопросы всего комплекса украинско-американских отношений. Собственно президенту Украины будет о чем поговорить и с другими участниками Вашингтонского саммита. Можно предположить, что, несмотря на сжатые сроки визита, формат этого представительного форума даст возможность провести различные встречи и беседы, а также наладить конструктивные личные контакты с главами других государств и руководителями мировых финансовых организаций. Предметом бесед может быть самая широкая палитра вопросов – от обсуждения глобального экономического и финансового кризиса до использования международного опыта для преодоления Украиной его последствий, в частности, через механизмы сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком.
Предполагается, что программа саммита завершится принятием итоговых документов – коммюнике и рабочего плана. По предварительным данным, в этих документах будут зафиксированы политические намерения стран осуществить комплекс совместных мероприятий в сфере борьбы с ядерным терроризмом и усиления физической защиты собственных ядерных материалов. Главное заключается в том, что в них будет закладываться основа для дальнейшей деятельности, направленной на построение мира, свободного от ядерной угрозы и ядерного терроризма. Саммит в Вашингтоне – это важный многосторонний стратегический механизм, призванный интенсифицировать международные усилия, направленные на преодоление ядерного наследия периода холодной войны.
В целом следует особо подчеркнуть, что в процессе поиска новых подходов к ядерному разоружению все более очевидной становится необходимость усиления глобальных действий по нераспространению ядерного оружия. Практика показывает, что попытки отдельных государств нарушить определенный ДНЯО статус-кво вызывают отрицательную реакцию в мире. К тому же стремление приобрести ядерный статус государствами, которые находятся за рамками этого договора, не содействует их интеграции в международное сообщество. Как подчеркивают западные эксперты, даже во время конфронтации двух военно-политических блоков времен холодной войны гонка ядерных вооружений разворачивалась лишь по вертикали и в пределах признанных ядерных государств. В то же время подавляющее число стран независимо от политической ориентации оставались приверженными международному режиму нераспространения ядерного оружия и единодушно противодействовали любому его горизонтальному распространению. Хотелось бы надеяться, что международное сообщество после завершения столь важных мероприятий, как подписание нового Договора по СНВ, проведения саммита по ядерной безопасности и обзорной конференции по ДНЯО, будет и далее выступать против распространения оружия массового уничтожения и более решительно отстаивать право на безопасный и безъядерный мир.