Внешняя политика занимает особое место в иерархии любого государства. Не является исключением и Украина, где из года в год отмечается растущее внимание к международным проблемам и положению нашего государства в современном мире.
С окончанием очередной президентской кампании, когда перед Украиной вновь стоят вопросы дальнейшего развития страны, также в значительной степени повышается интерес к приоритетам ее внутренней и внешней политики.
Сегодня для многих очевидно, что скорейшее формирование нового политического курса государства позволит найти эффективные методы вывода Украины из длительного политического и экономического кризиса, а также приступить к реализации активной внешней политики, базирующейся на принципах международного права, равноправия и взаимной выгоды.
Между тем внешнеполитические предпочтения и приоритеты уходящей власти и оппозиции представляются размытыми, упрощенными и невыразительными. Они не дают какого-либо четкого представления о международной ориентации Украины. Возникает ощущение, что вопросы внешней политики Украины по-прежнему остаются за рамками серьезных дискуссий.
Затянувшаяся ситуация неопределенности, в которой оказалась страна в последние годы, не позволяет Украине динамично развиваться, эффективно отстаивать национальные интересы на международной арене, быть активным субъектом международных отношений, надежным и предсказуемым партнером.
В итоге страна рискует сойти с орбиты мировой политики и оказаться на периферии глобальных процессов. Именно поэтому переосмысление внешней политики Украины в соответствии с новыми вызовами, рисками, угрозами и задачами является вопросом государственной важности. Переосмыслить внешнюю политику — значит попытаться дать ответы на вопросы, каково место и роль нашего государства в современных международных отношениях, каким мог бы быть наш адекватный ответ на вызовы глобализации, как обеспечить консенсус в обществе и политикуме относительно внешнеполитического курса страны и каким образом предотвратить идеологизацию внешнеполитической деятельности. Дипломатия не должна приноситься в жертву сиюминутным политическим интересам, когда ради достижения целей тактического характера разрушается система внешнеполитических ориентиров в целом. Тем более надо помнить, что дипломатические ошибки, как правило, оборачиваются серьезными последствиями для страны и ее лидеров.
Пресловутая многовекторность
Чтобы понять, какая внешняя политика нужна Украине, в первую очередь следует обратиться к сегодняшним тенденциям геополитики. Современные международные отношения переживают глубокие трансформации — происходящие изменения касаются самого мирового порядка и являются своеобразной реакцией на внутриполитические процессы во многих, прежде всего ведущих, государствах.
Сегодня практически все страны вовлечены в процесс формирования эффективной модели будущей архитектуры мира, связанной, в свою очередь, со становлением нового многополярного мирового порядка. Речь идет об актуальной задаче по созданию такой системы международных отношений, которая способна повысить управляемость процессов мирового развития в целом и одновременно обеспечить надежную безопасность каждому члену международного сообщества. Поэтому нет иного выбора, кроме как изменить геополитическую структуру мира, чтобы охватить этими изменениями большее число современных демократических государств и тем самым открыть пути для широкого международного сотрудничества.
Само собой разумеется, что внешнеполитический курс Украины необходимо максимально адаптировать к новому многополярному миру, а значит, отказаться от устаревшего представления о едином центре силы, на который следовало бы ориентироваться. Как ни странно, в условиях смещения международных отношений от однополярного к многополярному формату новое наполнение приобретает концепция многовекторности. Ее характерной особенностью является более острое восприятие многообразия современного мира, в котором так называемые новые демократии и восходящие страны настаивают на более широком представительстве собственных интересов на мировой арене и, исходя из этого, строят свои внешнеполитические расчеты.
В концептуальном смысле многовекторность пока не нашла однозначной поддержки среди украинских политиков, хотя и успешно реализуется во внешнеполитической практике. Важно, чтобы при любых внутренних раскладах и позиционировании страны в геополитических планах будущего, мы не упустили из виду центральный вектор, которому ныне подчинен стратегический курс украинского государства, — это европейская интеграция. Иначе есть риск повторить судьбу летучей мыши из известной притчи: птицы отказываются признать летучую мышь, ибо она все-таки мышь, но и мыши отказываются признать ее своей, так как она все-таки летает.
Исходя из этого, задачей первостепенной важности должна быть концентрация наших усилий по созданию целостной системы устойчивых отношений Украины с остальным миром. Для этого необходимо, чтобы принципы и содержание внешней политики на нынешнем этапе были соответствующим образом скорректированы.
В отличие от 90-х, когда внешнеполитическая деятельность Украины сосредоточивалась главным образом на решении тактических задач, сегодня на повестке дня должны стоять долгосрочные замыслы и планы, призванные в первую очередь превратить Украину в активного игрока мировой политики и одновременно укрепить ее международные позиции. Другими словами, речь идет о переходе от начальных, несколько идеализированных представлений, к осознанию реалий и формированию на их основе практической политики на перспективу.
Переосмысливая роль и место Украины на международной арене, нам на нынешнем этапе, очевидно, следует выстраивать такую внешнеполитическую линию, которая позволяла бы проводить эффективную как западную, так и восточную политику, тем самым добиваясь закрепления, по возможности, позиций украинского государства на всех направлениях международной политики. В этом контексте особого внимания заслуживает вопрос об усилении сотрудничества Украины со своими стратегическими партнерами, его перевод в реальную политическую плоскость путем повышения уровня межгосударственного диалога, дающего возможность достичь договоренностей по широкому спектру вопросов.
Равная безопасность для всех
В противоречивом и взаимозависимом мире особую актуальность приобретают вопросы безопасности. При отсутствии реальных гарантий национальной безопасности для нашей страны эти вопросы в настоящее время имеют первостепенное значение. Придерживаясь принципа неделимости безопасности на всем евроатлантическом пространстве, Украина должна действовать, исходя из понимания того, что угроза безопасности любого государства представляет угрозу всеобщей безопасности и миру. Поэтому аксиомой должны быть принципы «безопасность для себя через безопасность для всех» и «стабильность внутри страны — вклад в глобальную стабильность».
Новые вызовы и угрозы имеют глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны как можно большего числа государств, готовых взять на себя ответственность за судьбы безопасного и стабильного мира. Неслучайно еще в 2003 году в ООН была создана Группа высокого уровня экспертов по угрозам, вызовам и переменам (ГВУ). Если исходить из заключений проведенного этой группой исследования, то на сегодня наиболее актуальными являются шесть блоков угроз:
— экономические и социальные угрозы, включая нищету, инфекционные болезни и экологическую деградацию;
— межгосударственные конфликты;
— внутренние конфликты, включая гражданскую войну, геноцид и другие массовые зверства;
— ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
— терроризм;
— транснациональная организованная преступность.
По мнению экспертов, главная задача международного сообщества заключается в недопущении того, чтобы отдаленные угрозы не стали непосредственными, а те, которые носят непосредственный характер, не вызвали реальных разрушительных последствий. Основной вывод исследования ГВУ сводится к тому, что отвечать на вызовы сегодняшнего мира можно только коллективными усилиями. Другими словами, каждое государство мира, и Украина здесь не является исключением, призвано внести свой решающий вклад в уменьшение и ослабление угроз международной безопасности. Исходя из этого, данному направлению предполагается отвести надлежащее место в международном распределении ответственности, что, как отмечается, будет содействовать обеспечению международной безопасности в целом и каждого государства в отдельности. Из этого вытекает, что этому направлению сегодня и впредь следует уделять должное внимание, ориентируя соответствующим образом внешнеполитическую деятельность страны. Конечно, ключ к успеху — в умелом сочетании работы дипломатии и стратегических усилий государства.
Необходимо учитывать тот факт, что Украина имеет целый ряд специфических проблем, которые в той или иной степени касаются гарантий национальной безопасности. Не секрет, что в политических кругах все больше нагнетается напряженность вокруг так называемого ядерного статуса Украины, а именно нашего отказа от ядерного оружия. В этом контексте мы не должны забывать, что наш вклад в ядерное разоружение остается очень весомым. Этот вклад не могут игнорировать другие члены международного сообщества. Сегодня Украина просто обязана, в том числе с точки зрения интересов национальной безопасности, занимать более активную позицию в вопросах глобального ядерного разоружения. План американского президента Барака Обамы по «достижению мира и безопасности в мире, свободном от ядерного оружия, независимо от того, как это трудно и сколько времени это может занять», является многообещающим. Он полностью отвечает нашим концептуальным подходам к решению этого вопроса.
Ликвидация ядерного оружия — трудная дипломатическая задача. Все, что касается этой темы, включая переговоры по сокращению основных потенциалов ядерного оружия ведущих государств мира, стремление отдельных стран обладать ядерным потенциалом, конференции, сессии различных органов, на которых обсуждаются вопросы ядерного разоружения, не могут оставаться вне нашего внимания. По сути, речь идет о том, чтобы Украина своей активной позицией задавала тон при рассмотрении этих важных вопросов, имея для этого полное моральное право.
Еще одна проблема, которая присутствует во внутриполитической повестке дня, — вопрос о нейтральном статусе. Несмотря на то что проблема нейтралитета продолжает активно дискутироваться в нашем обществе, очевидно, что сегодня у Украины нет ни средств, ни возможностей для реализации подобной политики. К тому же принятие концепции нейтралитета потребовало бы масштабной перестройки всего государственного механизма.
В то же время следует откровенно признать, что нейтральный статус в принятом классическом понимании не дает гарантий полной безопасности государства. Более того, представляется, что эта концепция является отражением тех исторических процессов, которые некогда происходили в Европе, но впоследствии обернулись серьезной трагедией для конкретных государств. Что касается государств, приобретших статус нейтральных относительно недавно, их решение во многом продиктовано поиском своей собственной модели обеспечения национальной безопасности, однако, как подтверждает жизнь, без учета современных реалий. В условиях демократизации международной политики и объединения усилий государств по противостоянию общим угрозам и вызовам эта модель вряд ли отвечает новым условиям. К тому же нейтральный статус в какой-то степени мог бы затормозить внешнеполитическую активность Украины.
Между тем перед Украиной стоит прямо противоположная задача: усиливать внешнеполитическую деятельность по всем азимутам международной политики. Имея значительный геополитический потенциал, Украина способна стать полноценным субъектом региональной и международной политики. На данном этапе как минимум необходимо вывести страну в региональные лидеры. Украина должна принимать активное участие в урегулировании региональных конфликтов и углублении конкретного сотрудничества в рамках отдельных региональных международных институтов. Сегодня у нас есть все предпосылки для активного участия страны в региональной политике на системной основе вместо того, чтобы практиковать разовые, ситуативные действия, как это зачастую происходит сейчас.
Не менее важна внешнеполитическая деятельность, направленная на защиту интересов наших соотечественников, которые работают за рубежом. Эту работу желательно как можно скорее перевести на институциональную основу и расширить соответствующую договорно-правовую базу со странами, где находятся наши трудовые мигранты, акцентируя внимание на их социальной защите.
И, наконец, последнее. Оценивая реальные риски и пытаясь выстроить новую систему безопасности страны, адекватную современным вызовам, нельзя забывать о том, что постоянным фактором политической и социальной нестабильности является отсутствие общенационального консенсуса по таким вопросам, как членство Украины в НАТО, отношения с Россией, статус русского языка и др. И поэтому нам необходимо делать все возможное, чтобы избежать углубления раскола в обществе, а значит, не акцентировать внимание на этих «болезненных» темах. Что касается сотрудничества с НАТО и вопроса о возможном членстве Украины в альянсе, то уже очевидно, что его решение должно стать сознательным выбором украинского народа. Однако речь не идет о ревизии курса Украины на евроатлантическое сотрудничество. На повестке дня сегодня появилась другая тема — построение новой системы безопасности на Европейском континенте. Тема масштабная, она затрагивает устои существующей системы безопасности в Европе и открывает процесс широкой дискуссии по этому актуальному вопросу.
Перезагрузка отношений с Россией
Анализируя международное положение Украины, нельзя не уделить внимание нашим отношениям с соседними государствами. В условиях формирования многополярного мира, в котором, наряду с США, активную роль играют другие государства — Китай, Россия, ЕС, Япония, а также Индия, Мексика, Бразилия, особого внимания заслуживает поиск алгоритма взаимных отношений с нашим ближайшим соседом — Российской Федерацией. Конфронтация с РФ должна, на наш взгляд, остаться в прошлом, тем более что тесное сотрудничество наших стран отвечает глубинным интересам двух государств и основывается на понимании общности интересов. Проблема не только в том, чтобы изменить риторику диалога. Следует придать этому диалогу новый конструктивизм и сориентировать его в будущее.
Требуется учесть, что в последние годы во внешнеполитическом курсе Украины произошли существенные сдвиги, которые в большей степени отражают взгляды определенной части политической элиты, но не государственные интересы в целом. Здесь приходится констатировать, что политика не только не помогала в решении конкретных практических задач, но зачастую диктовала дипломатии, в результате чего вероятные экономические выгоды, перспективные энергетические рынки, реальные инвестиционные возможности и вопросы диверсификации поставок энергоносителей в большинстве случаев оставались вне поля зрения украинской дипломатии. Надуманные искусственные схемы нередко подгонялись под дипломатические формы, что, кроме серьезных осложнений, ничего другого не приносило. А ведь дипломатия и политика — составные части одного целого, которые определяют судьбу государства на международной арене.
Если рассуждать в категориях конкретных решений, то внешнюю политику недопустимо воспринимать как сумму взглядов и интересов отдельных политических лидеров, тем более что это не остается без внимания широкой, в том числе международной общественности. Отсюда вывод: внутренняя политика непосредственно влияет на международное положение Украины, а значит, и на ее международный авторитет.
Думать, что Украина ускорит евроинтеграционные процессы только потому, что вступит в конфронтацию с Россией, а сама Россия при этом останется безучастным наблюдателем и не станет обращать внимание на вызовы собственной политики, по меньшей мере, глубокое заблуждение. Мудрая политика состоит в том, чтобы продолжать курс на сближение Украины и РФ, сохраняя вместе с тем стратегическое партнерство с США и качественно новое сотрудничество с ЕС.
Неизменность ориентиров
Точно определить внешнеполитические ориентиры можно, только избежав идеалистических подходов и сконцентрировав внимание на современных реалиях. Тем более что эти ориентиры достаточно четко зафиксированы в концептуальных основах внешней политики государства, и на сегодняшний день остаются неизменными. Это, прежде всего:
— утверждение и развитие Украины как независимой и демократической страны;
— обеспечение стабильного международного положения Украины;
— сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ;
— интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему с целью наиболее полного экономического развития, обеспечения потребностей граждан и повышения благосостояния народа;
— защита прав и интересов физических и юридических лиц за рубежом, создание условий для поддержания контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, оказание им содействия в соответствии с международным правом;
— укрепление международного имиджа Украины как надежного и предсказуемого партнера.
Разумеется, дальнейшая глубокая научная разработка основных доктринальных аспектов внешнеполитической деятельности Украины применительно к новым условиям международных отношений и, прежде всего, таких важных понятий, как «стратегическое партнерство», «геополитический выбор», «внеблоковый статус» и др. и их соответствующее законодательное закрепление в значительной мере усилило бы концептуальные основы внешней политики, что отвечало бы требованиям сегодняшнего дня.
Выстраивая систему внешнеполитических ориентиров, мы должны учитывать, что в настоящее время Украина исчерпала возможности экстенсивного развития. На повестке дня качественные изменения, которые требуют масштабных реформ.
Само собой разумеется, что система ценностных ориентиров, оставаясь неизменной в отношении продвижения и защиты собственных национальных интересов, тем не менее нуждается в расширении внешнеполитических горизонтов с учетом основных тенденций национального развития.
Сложности переходного периода, непоследовательная реформистская деятельность, кризисные явления, затянувшаяся политическая нестабильность, трудное становление демократии и гражданского общества — все это мешает выводу страны на международные позиции, которые в полном объеме соответствовали бы ее геополитическому статусу и потенциалу. В этой связи вспоминаются слова Г.Киссинджера, смысл которых сводится к тому, что «в политике поощряются действия, которые либо приносят немедленную выгоду, либо удовлетворяют краткосрочные страсти».
Разумеется, в решении всех вопросов должно преобладать разумное сочетание подходов, позволяющих одновременно реализовывать цели как внутренней, так и внешней политики. Другими словами, следует найти приводной механизм взаимодействия, способный вывести страну из нынешнего состояния бездеятельности и направить ее на путь реальных реформ, обеспечивших бы устойчивое восстановление государственности и уверенный экономический рост. Для этого нужен четкий и недвусмысленный сигнал о продолжении реформ, который, несомненно, привлечет к Украине внимание инвесторов и создаст надежную основу для последующей стабильной международной поддержки, в чем так остро нуждается Украина.
Для реализации этих задач целесообразно поднять на должный уровень вопросы прогнозирования, планирования и координации внешней политики, стремиться к выработке единой государственной позиции, что усилило бы наш интеллектуальный и ресурсный потенциал. Как показала практика, важно иметь единый центр выработки и принятия решений по внешнеполитической проблематике. Кроме того, на повестке дня — вопрос о принятии соответствующих нормативных документов и, в первую очередь, закона об основах внешней политики Украины. Этот закон должен гармонично объединить основы внешней политики с требованиями Конституции и международных обязательств Украины.
Курс на экономизацию
В условиях кризиса следует наполнить нашу политику конкретным внешнеэкономическим содержанием, то есть проводить активную работу по экономизации внешних связей, отстаивая интересы отечественной экономики, расширяя внешние рынки и наращивая инвестиционные возможности. Сейчас как никогда ранее внимание мирового сообщества приковано к новым лидерам, которым предстоит найти эффективные пути снижения экономического бремени. В этой связи крайне важным представляется замедление дальнейшего падения экономики, а также стабилизация государственных финансов, стимулирование частных инвесторов, усилия по реконструкции финансового сектора. Наряду с этим важно определить приоритетные направления реформ, которые должны включать в себя принятие сбалансированного государственного бюджета на 2010 год, возвращение доверия к управлению государственными финансами, дерегулирование в интересах среднего бизнеса и т.д. При этом следует просчитывать, сможет ли национальная экономика выдерживать при необходимости шоковую терапию, противостоять давлению рынка и в то же время работать на основе принципов ВТО.
На нынешней стадии развития для Украины важно находить новые рынки, новые инвестиционные возможности, новые технологии. В этой связи, очевидно, важно направить наши внешнеэкономические усилия на Восток, обратить взоры в сторону Азии — Китая и Индии, куда, собственно, перемещается центр тяжести в мировой экономике. Такой подход отвечает задачам экономизации внешней политики и диверсификации географии внешней торговли. Не менее важны рынки Латинской Америки, имеющие значительный потенциал для развития взаимовыгодного международного сотрудничества практически во всех сферах. Перспективность этого региона определяется прежде всего его огромным внутренним рынком, стремительными темпами экономического роста, наличием значительных природных и человеческих ресурсов, научного и технического потенциала. Не должны оставаться вне поля зрения также другие страны мира, которые могут представлять интерес для отечественной экономики.
Украине необходимо принимать активное участие во всех процессах, направленных на перестройку международных отношений. В этом контексте важно, чтобы внешняя политика содействовала созданию благоприятных внешних условий для эффективного проведения внутриполитических и экономических преобразований. Не будем забывать, что «экономическое отставание — это кратчайший путь к войне, а экономическое отставание и нарушение прав человека, умаление значения верховенства права являются наиболее стойкими и взрывоопасными причинами кризисных ситуаций во всем мире» (Дэн Смит «Атлас войны и мира»).
Вместо выводов
Переосмысление внешней политики Украины продиктовано необходимостью придать внешнеполитическому курсу новое измерение, ориентированное в первую очередь на повышение геополитического уровня страны. Это подразумевает переосмысление глобальной повестки дня с учетом стратегических уроков прошлого и возможных сценариев будущего, и применительно к этому — определение направлений развития нашего государства в целом. Кроме того, предлагаемые новые модели политического и экономического мироустройства, равно как и переход от однополярного к многополярному мировому порядку — выдвигает новые задачи, которые должны быть учтены при определении внешнеполитических приоритетов. Это тем более важно с учетом произошедшей смены власти в Украине и избрания нового главы государства.
Разумеется, в краткой статье невозможно в полной мере осветить весь комплекс вопросов украинской внешней политики на новом этапе развития общества. Хотя мы не затронули такие важные темы, как европейский проект «Восточное партнерство», политика безопасности и обороны ЕС, политическая ассоциация и экономическая интеграция, введение безвизового режима между Украиной и ЕС и др., хотелось бы, чтобы этим вопросам уделялось должное внимание, поскольку от их решения будет зависеть европейский облик нашей страны.
Реальность такова, что Украина продолжит построение европейского будущего, опираясь при этом на равноправные отношения со своими ведущими партнерами — ЕС, США и Россию — с учетом национальных интересов государства. Можно надеяться, что оптимальный баланс внешнеполитических приоритетов заменит конфронтационные модели прошлого.
Не ставя под сомнение нынешний внешнеполитический курс, важно, однако, придать ему необходимую динамику, соизмеряя ресурсы и систему принятия решений с поставленными задачами. Сбалансированная внешнеполитическая деятельность может гарантировать спокойное и стабильное развитие нашего государства. Если такая тенденция возобладает и будет должным образом воспринята международным сообществом, это может содействовать достижению национального консенсуса по ряду важных направлений внешней политики Украины, где сегодня все еще имеют место серьезные мировоззренческие расхождения.