С тех пор как человек осознал время, он мечтает заглянуть в будущее. Прорицатели и футуристы были востребованы всегда, но во времена нестабильности, кризисов и пандемий их ценность возрастала в разы. Когда-то их услугами пользовались преимущественно монархи и жрецы, в наши дни это стало прерогативой политиков и бизнесменов. Ошеломительное вторжение технологий во все сферы жизни, стремительное, на протяжении жизни одного поколения, изменение структуры производительных сил, товарных отношений, способов коммуникаций, возникновение виртуальных ценностей и целых индустрий данных обусловили потребность понимания того, что ожидает человечество за горизонтом осознаваемых событий. Сегодня мы уже знаем, каким видели будущее наши предки 50 или даже 100 лет тому назад. Очень забавно читать послания пионеров и комсомольцев СССР в XXI век, где они выражают уверенность в том, что мы живем при коммунизме, освоили Луну и летаем на Марс. Западные футурологи видели будущее в более прагматичных красках, но прорицателями тоже оказались довольно слабыми.
Нет особого смысла подробно анализировать их ошибки и просчеты — они сделали, что могли. Но вот что беспокоит — о каком мире будущего говорят сегодня. Потому что сегодня мы имеем несколько лучшие возможности для анализа и экстраполяции лишь зарождающихся тенденций, в том числе с помощью великого и ужасного Искусственного Интеллекта, заменившего «поколению Z» волшебника Гудвина из страны Оз. Картина, о которой все чаще и громче говорят футурологи, выглядит примерно так.
Весь мир будущего опутан паутиной коммуникаций, тысячами спутников и ретрансляторов. Жизнь переместилась во «вселенную-онлайн». Все люди подключены к единому «разумному» виртуальному пространству (да-да, чипирование и все такое), функции государств сведены до минимума, все сервисы регулируют частные корпорации, среди которых главнейшими являются те, кто управляет потоками информации. Исчезнут СМИ, театр и кино, школы и университеты, каждый станет сам себе профессором, режиссером и сценаристом. Всеобъемлющая виртуальная реальность — это мир без личностей, географии, привязки к месту жительства и сообществу, мир без еды в обычном смысле (что, наверное, плохо), но и без традиционных кровавых войн (что, наверное, хорошо). Захват территорий станет неинтересен — гораздо важнее окажется захват киберсетей. Медицина решит проблему продления жизни, исправления врожденных пороков, даже беременность обещают вынести из женского лона в особые капсулы. Вот Реймонд Курцвейл обещает вечную жизнь уже в 2045 году. Все это можно назвать коротко — технологический апокалипсис, ибо сети (даже кибернетические) имеют свойство запутываться, а вечная жизнь при бесконечно стареющем населении приведет не просто к перенаселению, а к полной остановке прогресса и в конечном итоге к уничтожению самой жизни.
Проблема еще в том, что всем этим чудесным миром, порожденным, очевидно, в камерах сенсорной депривации, кто-то должен все время управлять. А для этого, как справедливо заметил Воланд, «нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок». Герой Булгакова говорил о «смехотворно коротком сроке» в тысячу лет. Но на самом деле ключевым тут является слово не «срок», а «план», вернее — точный план. Чтобы ясно видеть будущее, его нужно помыслить. Только тогда станет возможным поручиться и за свой собственный завтрашний день, и за будущее всего человечества.
Мы подошли к самому тонкому моменту, ибо с нами здесь и сейчас живут те, кто уже помыслил наше будущее, именное такое, как было описано выше. И сделал это без нас, но для нас. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Новое будущее уже становится реальностью, как только мы покорно переселяемся в онлайн — начиная с пузырей «френдов» Фейсбука, Инстаграмм, ТикТока и заканчивая дистанционным обучением, не отрываем глаз от смартфонов даже за рулем, читаем и слушаем только телеграм-каналы и ютуб. Мы смирились с тем, что социальные сети не только изучают, но и трансформируют нашу личность, корректируют вкусы и направляют мысли в нужную сторону. И мы идем навстречу пожеланиям алгоритмов приучая детей к планшетам и айфонам уже с младых ногтей.
При этом обнаруживается, что те, кто всем этим управляет, живут в несколько другой реальности. В ней дети отлучены от магических экранов с «яблоком», они играют старыми добрыми конструкторами. Они ходят в школы, где технологии запрещено использовать для обучения, а можно только как сервисы. Там преподают живые учителя и старое доброе человеческое общение рассматривается как символ статуса. Человеческий контакт, как написала об этом New York Times, становится предметом роскоши. Айфоны оставлены для бедных, живое общение — предмет роскоши — прерогатива богатых. Институты, изучающие структуру потребления одного процента хозяев жизни, говорят о том, что те предпочитают обходиться без технологий всюду, где только возможно. Эта функция предоставлена массам, остальным 99%.
По результатам исследования Национального институт здоровья США, дети, проводящие два часа за светящимся экраном, демонстрируют значительно худшие показатели интеллектуального развития, чем те, кто играет вживую и читает настоящие книги. Оказалось, что умение складывать виртуальные кубики не приводит к способности делать это в физическом мире. Образно говоря, реальный контакт — это люксовый ресторан, экран монитора — фастфуд.
Очевидно, что сами по себе никакие алгоритмы миром управлять не могут. Их должен создать человек. В свою очередь, в идеале их создатель должен обладать не только профессиональными знаниями, но и фантазией, вкусом, моральными и этическими принципами, а такие вещи в интернет-супермаркете не продаются. Уход в виртуальную реальность может быть сознательным выбором, но никак не единственно возможным способом существования. Мораль же необходима, чтобы создаваемые механизмы управления служили всеобщему благу, а не стали инструментом насилия или манипуляций. Чипированный и «подключенный» человек может сажать деревья, а может жечь книги. Уже сегодня социальные сети используются не только и не столько во благо, сколько для распространения контента весьма сомнительного свойства. Кто будет в ответе за то, куда человека будущего приведет всепроникающая всемирная сеть?
К счастью, идея, доведенная до абсурда, неминуемо превращается в свою противоположность. Богатые тоже плачут, и со временем неминуемо обнаружится, что в созданных ими оазисах настоящей жизни живые и талантливые учителя, врачи, изобретатели больше не обитают — все ушли в онлайн. Потому что человека невозможно посадить как растение в кадку, в отрыве от всех остальных растений, и ожидать, что он даст результат. Социальные контакты, культура, философия, эмоции и чувства, любовь и страсть являются необходимым условием возникновения и развития тех творцов будущего, которых уже сегодня стремятся заполучить для своих детей и бизнесов собственники технологических компаний. Мыслить парадоксально ИИ не сможет. И хотя иногда складывается впечатление, что человек не творит мир, в котором живет, а покорно следует взявшейся как бы ниоткуда технологической экспоненте, все равно вначале был Логос. Ничем и никем не контролируемое развитие уже привело нас на грань глобальной экологической катастрофы, но мощности процессоров и объемы памяти продолжают удваиваться каждые три месяца, и часто лишь для того, чтобы добавить графики в Monster Hunter World. Уверены ли мы, что такая цель оправдывает средства? Нельзя мыслить будущее, исходя исключительно из соображений выгоды. Интеллект (чуть не сказал — ум, честь и совесть) — самый драгоценный товар и его на конвейер не поставить.
К счастью, предсказатели будущего часто ошибаются еще и в том, что воспринимают мир как бы единым и равномерным. На самом деле это, конечно же, не так. И западным апологетам супер-технологического завтра, возможно, будет интересно узнать, что лидеры Китая регулярно посещают Шаолинь и монастыри Тибета, где смиренно внимают их настоятелям, а в Японии с особенным трепетом относятся к древнейшим духовным практикам и искусствам, и чем дальше страна уходит в будущее, тем с большим уважением поддерживают мастеров каллиграфии, живописи кайга или театра кабуки. Культура и искусство представляют собой неотъемлемую часть образования в Южной Корее, и уж конечно технологические новинки являются лишь инструментом, но никак не заменяют живых учителей.
Будущее следует мыслить не с точки зрения извлечения еще большей прибыли, хотя, конечно же, это важно. Целью должно стать гармоничное развитие человеческих сообществ, если хотите — повышение уровня счастья, крайне бережного и рационального использования ресурсов, обеспечение личной и общественной свободы. Если бы не случилась нынешняя пандемия, ее надо было бы придумать — трудно представить лучшее доказательство всеединства человечества. Богатейшие страны пострадали ничуть не меньше слаборазвитых, изоляция оказалась невозможной, и никакие барьеры не сдержали распространение вируса. Либо выживаем все, либо никто — и этот принцип стоит принимать во внимание, когда извлечение выгоды и накопление богатств превращается в самоцель.
Будущее следует мыслить в терминах всеобщего блага, а не средств его достижения. Грубо говоря, всемирная глобальная сеть — она зачем нужна? Какие проблемы позволит решить и как именно? Рискну предположить, что уровень интеллекта, личные человеческие таланты, творческие качества индивидуума скоро буду цениться так, как никакому апологету технологического «завтра» и не снилось. Обучение математике нужно не для того, чтобы уметь считать, а для того чтобы развивать логику, рисование — для воспитания чувства гармонии и красоты, литература и иностранные языки развивают память и умение выражать свои мысли. Баланс между знаниями и умениями должен сдвигаться в сторону последних, а оценки выставляться не за зубрежку каких-то правил, а за, образно говоря, умение решать коаны. Если ученик сможет ответить на вопрос, где находилась статуя Давида до того, как ее извлек из глыбы мрамора Микеланджело, будьте уверены — из него выйдет отличный мыслитель будущего.
Задайте тот же вопрос Гуглу. И сами решите, кто из них истинный творец.