Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отверг французскую идею возобновления израильско-палестинского мирного процесса при международной поддержке.
Об этом он заявил во время совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом, прибывшим в регион для продвижения этой инициативы. Слова израильского лидера свидетельствуют, что он не готов играть по правилам, навязываемым ему извне. "Мир может быть достигнут только путем прямых переговоров между сторонами без предварительных условий. Он не придет от резолюций ООН", - подчеркнул Б.Нетаньяху.
Непонятно, на что рассчитывал Лоран Фабиус, когда решил продвигать свою инициативу там, где прогнозируемо можно было ожидать ее непринятия. Ведь, пытаясь выступать в роли адвоката палестинцев, Париж в который раз продемонстрировал неготовность европейских стран реалистично посмотреть на возможность решения затяжного конфликта на Ближнем Востоке.
И хотя трудно сказать, что пообещал палестинской стороне министр иностранных дел Франции, который накануне встречи с Нетаньяху побывал в Палестинской автономии, - но ожидание палестинцев, что результатом этих переговоров должно стать международное признание независимости Палестины, не совсем коррелируется с видением Тель-Авива. На чей взгляд, без признания палестинцами Государства Израиль ни о каком Палестинском государстве не может быть и речи.
Лоран Фабиус - опытный политик, и он не мог не понимать, что желание Парижа в ближайшие месяцы продвигать в Совете Безопасности ООН палестино-израильский вопрос должно согласовываться с Тель-Авивом. Поэтому, похоже, что его визит в Израиль был предварительно недостаточно подготовлен и не дал реальных результатов. Но если французы хотели, чтобы их идея была растиражирована в печати, то они достигли успеха.
К тому же следует напомнить, что визит Лорана Фабиуса в Иерусалим состоялся в напряженный момент во франко-израильских отношениях. Критика Францией войны летом 2014 г. в секторе Газа, осуждение Парижем строительства израильтянами поселений на Западном берегу и подготовка к проекту резолюции в Совете Безопасности создали ощущение реального кризиса в отношениях между двумя странами.
Однако израильская позиция должна быть хорошо понятной Франции. Ведь буквально несколько недель назад советник по национальной безопасности Нетаньяху Йоси Коэн встретился с Лораном Фабиусом в Париже, где выразил несогласие Израиля на какой-либо проект предложения в Совете Безопасности по израильско-палестинскому вопросу.
Но французы, несмотря на известную им позицию Тель-Авива, убеждены в том, что, если переговоры между Израилем и палестинцами зашли в тупик, международное сообщество (а особенно европейские страны) должны активно вмешаться. Л.Фабиус считает, что необходимо подтолкнуть мирный ближневосточный процесс принятием Советом Безопасности ООН резолюции, определяющей принципы урегулирования конфликта.
Французский проект резолюции призывает к немедленному возобновлению переговоров между Израилем и палестинцами и задает временные рамки в 18 месяцев для достижения постоянно действующего соглашения. Если такое соглашение не будет достигнуто в течение этого времени, французские дипломаты говорят, что французское правительство признает Палестинское государство.
Проект резолюции призывает к созданию Палестинского государства, основанного на территориях, которыми палестинцы владели на
4 июня 1967 г., и признание Иерусалима столицей обеих стран. Она также призывает учитывать требования безопасности Израиля, которые должны быть "в центре мирных переговоров", и заверяет, что мирное соглашение будет воплощать "принцип двух государств для двух народов".
Несколько месяцев назад, прямо перед выборами в Кнессет в Израиле, Франция уже пыталась внести свой проект в Совет Безопасности ООН. Однако она не сделала этот шаг. И не из-за палестинского отказа принять проект резолюции, сформулированный в Париже: Л.Фабиус, намеревавшийся представить новый проект на рассмотрение Совета Безопасности в июне или июле, отложил этот шаг по просьбе Соединенных Штатов, так как те хотели дождаться подписания ядерного соглашения с Ираном, которое должно состояться до 30 июня.
Поскольку Ирану и мировым государствам понадобится больше времени для завершения соглашения, месяц август - период отпусков, то похоже, что Фабиус планирует подать свое предложение на голосование в Совете Безопасности в сентябре, во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. И хотя до сентября остается еще два месяца, уже теперь можно прогнозировать, что Франция выдвигает израильтянам заведомо неприемлемые требования. Ведь проект резолюции как будто сознательно пытается игнорировать последствия войны Судного дня 6 октября 1973 г. (когда Египет и Сирия напали на Израиль) и территориальные потери палестинцев после этой арабской военной авантюры.
Непонятно, представляет ли себе Лоран Фабиус, чем может закончиться такое лоббирование арабских интересов на международной арене? Ведь, требуя пересмотреть последствия событий 1973 г., французы, в сущности, поощряют исламских агрессоров к повторению аналогичных действий. То есть в сентябре, вместо начала процесса примирения и взаимопонимания между двумя сторонами ближневосточного конфликта, целенаправленно провоцируется новый виток противостояния.
В конце концов, зачем все это сегодня Франции? Конечно, такие инициативы и их широкое обсуждение на некоторое время действительно могут повысить вес и рейтинг Парижа на международной арене. Франция, выступая в роли миротворца, одновременно повышает и свой рейтинг постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Однако, кажется не это является главным мотивом французского руководства. Больше похоже на то, что правительство социалистов Франсуа Олланда начинает "играть" на свою политическую перспективу. И, хорошо понимая, что шансов на следующих президентских выборах во Франции в 2017 г. выиграть у правоцентристов во главе с "Союзом за народное движение" Николя Саркози у них немного, откровенно заигрывают с мусульманским электоратом.
Кто знает, удастся ли этот политический трюк команде президента Олланда, но такое заигрывание может привести к другим, неожиданным последствиям. Потому что лоббирование интересов палестинцев вполне способно опосредованно вызвать мощную волну антисемитизма в самой Франции.
С другой стороны, хотя Израиль - небольшая страна, израильское лобби является влиятельным во многих государствах, не говоря уже о Соединенных Штатах. Или в правительстве Олланда надеются, что откровенное игнорирование его интересов Тель-Авив просто оставит без внимания? Или же французские социалисты думают, что уже достигли в мире такого авторитета, что могут решать судьбы других государств так, как сами пожелают?
Трудно сказать, почему Лоран Фабиус решил выступить в роли "политического Дон Кихота". Ведь он хорошо понимает, что без поддержки Соединенных Штатов предложение Франции о создании палестинского государства, если оно и будет представлено в Совете Безопасности ООН, пройти не сможет. А американская делегация не наложит вето на это предложение, если французский текст будет сбалансирован и не будет направлен в ущерб Израиля. Кроме этого, там должны быть зафиксированы ссылки на идентичность еврейского государства и отказ от права на возврат беженцев на его территорию.
И хотя различные версии французского предложения в последние недели блуждают в Министерстве иностранных дел Франции, вопросы этих двух "политических мин" еще не решены. Французские дипломаты пытаются творчески сформулировать такое компромиссное предложение, которое смогло бы удовлетворить американцев и вместе с тем стало бы приемлемым для арабов.
Между тем можно сказать: несмотря ни на что, визит Лорана Фабиуса на Ближний Восток стал знаковым событием. Он явно дал понять премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, что для Франции (а с ней и значительной части Европы) после решения "иранского вопроса" проблема палестино-израильского конфликта вернется в центр внимания.
"Молниеносный визит" Лорана Фабиуса в Египет, Иорданию, Палестинскую автономию и Израиль, продлившийся всего 24 часа, подтверждает: израильско-палестинский вопрос снова становится основной и главной темой ближневосточной политики.
Мир обязан помочь палестинцам и дать им надежду, но это должно быть сделано не за счет интересов Израиля. И потому не нужно питать никаких иллюзий по поводу того, что давлением на Иерусалим можно заставить его пожертвовать национальными интересами. Уступки обеих сторон должны быть весомыми и реальными, но нельзя решать этот вопрос, игнорируя интересы одной стороны в пользу другой.