В последние несколько недель, накануне и во время торжеств по случаю столетия со дня завершения Первой мировой войны, одной из обсуждаемых тем стало создание общей европейской армии.
Несмотря на то, что этот неновый вопрос достаточно противоречив и вызывает больше вопросов, чем ответов, его в который раз активировал президент Франции Эммануэль Макрон.
Выступая в городе Верден 6 ноября во время поездки по местам боев Первой мировой войны, глава Франции в эфире французского радио Europe 1 заявил, что Европа должна уменьшить свою зависимость от американской военной мощи как из-за последней инициативы президента США Дональда Трампа по выходу из договора времен холодной войны о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), так и из-за того, что Россия показала, что может быть угрозой. Именно поэтому Европе крайне необходимо иметь возможность защищать себя самостоятельно. "Мы должны защитить себя от Китая, России и даже Соединенных Штатов", - подчеркнул Э.Макрон.
Д.Трамп обиделся и в традиционной для него форме отреагировал в своем Twitter: "Президент Франции Макрон предложил, чтобы Европа создала свои вооруженные силы, дабы защититься от США, Китая и России. Очень оскорбительно, но, возможно, Европе следует сначала уплатить справедливую долю на финансирование НАТО, которая пока что субсидируется усилиями США".
Недоразумение по поводу того, кто, кому и за что должен, могло бы плохо кончиться, но до конфликта не дошло. Французский и американский президенты встретились 10 ноября, накануне торжеств в Париже, и, обсудив вопрос, снизили градус напряжения. Политики, по крайней мере публично, продемонстрировали согласие и стремление к единой цели - росту роли и веса Европы, в частности вооруженных сил европейских стран.
Однако пути достижения цели все же несколько отличаются. Если США заинтересованы в усилении европейских сил в рамках НАТО, где финансовое бремя будет справедливо распределено на каждого из участников, то у Парижа, скорее всего, другой взгляд...
Дело в том, что Э.Макрон говорит о создании "настоящей европейской армии" - сводных европейских силах для особых случаев в кризисных ситуациях, которые будут действовать параллельно с НАТО. Эту мысль разделяют еврочиновники в Брюсселе. По их убеждению, такая структура нужна, во-первых, из-за неуверенности в надежности Североатлантического альянса, которую порождает недовольство США европейскими союзниками и их недостаточными оборонительными бюджетами. Во-вторых, из-за будущего выхода Британии из Евросоюза. В-третьих, из-за агрессивной политики РФ. И особенно это актуально в контексте перспектив разрыва ДРСМД.
В европейских странах действительно опасаются повторения противостояния времен холодной войны, где полем столкновения была именно Европа. Об этом заявили 78 экспертов из международного аналитического сообщества European Leadership Network. В оглашенном 7 ноября заявлении они призвали Россию и Соединенные Штаты не совершать односторонних действий, которые бы поставили под угрозу будущее Договора РСМД. Ведь это может привести к гонке вооружений и разрушению глобального режима нераспространения ядерного оружия. Они убеждены, что Европа в который раз станет площадкой, на которой будет происходить противостояние США и России из-за отсутствия ДРСМД как фактора стабильности безопасности в регионе.
Безусловно, на этом фоне стремления Э.Макрона усилить Европу настоящими европейскими силами представляются вполне логичными. И он не одинок в своих убеждениях. Эту инициативу, с некоторыми замечаниями, поддерживают также в Германии и Великобритании. Канцлер ФРГ Ангела Меркель не против создания таких сил, но заявила, что они должны стать частью программы сотрудничества в области обороны. В свою очередь Великобритания, с одной стороны, не поддерживает создания европейской армии (как параллельной НАТО структуры), а с другой - совсем не против остаться влиятельной силой в Европе за пределами ЕС, в рамках других образований безопасности.
Учитывая это, инициатива и стремления Э.Макрона, скорее всего, имеют гибридный характер. В его видении, с одной стороны создаются европейские вооруженные силы, которые тесно сотрудничают между собой, а также с НАТО и ЕС, а с другой - держатся несколько отделено. И в этом направлении уже сделаны некоторые шаги.
Так, 25 июня с.г. по инициативе Франции министры обороны девяти стран Европы - Франции, Германии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Эстонии, Испании, Португалии и Великобритании - подписали соглашение о формировании общих Европейских сил военного реагирования, которое фактически разрешит продолжить участие Британии после Brexit. Как было официально указано, эта инициатива будет отличаться от европейского оборонительного пакта, известного как PESCO (Permanent Structured Cooperation - "Постоянное структурное сотрудничество"), включающего в себя всех членов ЕС, кроме Великобритании, Мальты и Дании. Инициатива общих сил, предложенная президентом Франции, будет направлена на быстрое разворачивание войск близ границ Европы. Силы реагирования будут состоять из военнослужащих ряда стран, в том числе ЕС, и могут быть развернуты за рубежом во время гуманитарных кризисов и гражданских войн.
Но до сих пор непонятно, каким образом будет осуществляться взаимосвязь с европейскими структурами. Кто будет руководить, и как будет происходить непосредственное управление войсками? Как будут вписываться новые европейские вооруженные силы в европейскую архитектуру безопасности, которая сложилась в рамках НАТО и создается в рамках PESCO? Кто, как и в каком объеме будет их финансировать и т.п.?
Понятно, что таким шагом Париж стремится создать более действенные (с точки зрения реакции на вызовы и угрозы) силы в рамках Европы. Но тогда надо понять, в рамках какого правового поля они будут действовать во время обострения ситуации.
Учитывая формат, в котором на данном этапе создаются эти силы, это больше похоже на оторванное от европейских структур военное образование, ориентированное на углубление военного сотрудничества между отдельными странами Европы. Конечно, такая конфигурация предоставляет определенные возможности для европейских государств, которые не входят ни в НАТО, ни в ЕС. К ним относится, в частности, и Украина, которая, по сути, могла бы получить реальный шанс попасть в состав объединенных вооруженных сил Европы, получить дополнительных союзников и новые перспективы. Однако не все так просто, как может показаться. И проблема здесь не только в политических преградах и предостережениях.
Множество вопросов без ответов вызывает разная реакция на инициативу Макрона, в частности и отрицательная. Противники президента во Франции обвиняют его в оторванности от действительности и непонимании реальных повседневных проблем, с которыми сталкиваются французские избиратели. Они убеждены, что инициатива Макрона - это лишь политтехнологический шаг. Якобы таким образом президент Франции стремится заручиться бЧльшей поддержкой населения страны, а также самоутвердиться в Европе. Возможно, в этом есть какой-то смысл. Главе Франции действительно нужно усилить электоральную поддержку внутри страны. Ведь, по оценкам французского института изучения общественного мнения Ifop, внутренней политикой президента Франции в сентябре с.г. были довольны лишь 29% опрошенных. Это наименьший показатель за последних несколько месяцев. В июле он составлял 39%, а в августе - 34%. А поэтому не следует исключать, что своими заявлениями Макрон, среди прочего, имеет цель получить большую поддержку общественности.
Тем не менее трудно сказать, насколько уместна инициатива Франции, а также ряда европейских стран, учитывая ситуацию безопасности в Европе и уже имеющийся в регионе институционный инструментарий в секторе безопасности. Возможно, уместнее было бы упростить бюрократические процедуры в рамках НАТО и ЕС, реально увеличить затраты на оборонку стран-участниц в рамках имеющихся структур, повысить слаженность, численность и боеспособность имеющихся вооруженных формирований, создать условия (в частности нормативно-правовые и инфраструктурные) для их эффективного применения в пределах континента и т.п.
Все эти и многие другие вопросы требуют решения, если речь идет о создании реально действенных европейских вооруженных сил. А иначе эта инициатива может остаться на бумаге. Единственное, чего не хотелось бы, чтобы опасения и недоразумения, как внутри Европы, так и между европейцами и американцами, не вызвали раскола в отношениях между давними союзниками. Ведь это сделает их слабыми. Это понимают в Кремле, а потому все возможные инициативы, которые будут вносить недоразумения, под любым видом он поддержит.
Именно поэтому президент России Владимир Путин в рамках торжеств 11 ноября в Париже положительно отреагировал на идею президента Франции Эммануэля Макрона создать общеевропейские вооруженные силы. "В принципе, Европа - мощное экономическое образование, мощный экономический союз, и в целом это вполне естественно, что они хотят быть независимыми, самодовлеющими, суверенными в сфере обороны и безопасности", - отметил тогда ВВП. Глава РФ прекрасно понимает, что в случае уменьшения влияния и роли США в Старом Свете будет намного легче ладить с европейцами, которые очень часто даже между собой не находят точек соприкосновения.
Так что скорее всего Европейские вооруженные силы будут действовать в контексте оборонительных инициатив ЕС, ведь по состоянию на сегодня там уже создана какая-то система военного партнерства. Уже подготовили Общий ежегодный оборонительный обзор - Common Annual Review on Defense (CARD), утвердили проект создания PESCO и сформировали Европейский оборонительный фонд - European Defense Fund (EDF), который постепенно наполняется финансами. Определили, что CARD будет содействовать выявлению пробелов в силах и возможностях ЕС, EDF будет обеспечивать финансирование оборонительных проектов, а само PESCO станет политической составной частью и будет обеспечивать скоординированный подход к реализации двух других инициатив, а также будет определять перспективы. Не хватает в этой архитектуре именно военной составляющей.
Как будут развиваться события вокруг этого вопроса в дальнейшем, сказать однозначно трудно. Понятно лишь одно: инициатива создания объединенных вооруженных сил Европы, которая обсуждается уже довольно давно, на фоне нынешних вызовов и угроз безопасности требует от основных государств Европы выйти из зоны комфорта и окончательно осознать необходимость переходить к ответственным и решительным действиям.