ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МИГРАЦИОННОЙ КАРТЫ

Поделиться
14 февраля на российских пограничных переходах началась выдача миграционных карт, половинка котор...

14 февраля на российских пограничных переходах началась выдача миграционных карт, половинка которой за период гостевания на федеративных просторах должна бережно храниться у сердца, а по возвращении домой вручаться пограничнику, чтобы тот разрешающе помахал вслед рукой. В общем, процесс внедрения новой миграционной политики пошел... Теперь задержанного на рынке украинского торговца, хранящего в трезубом паспорте карточку с гордой отметкой «турист», может ждать «спецпомещение органов внутренних дел», внесение в «черный список» и бесславное административное выдворение...

Неожиданностью российские миграционные новации не стали. Россия шаг за шагом возводила правовые заслоны против иммигрантов-нелегалов. В прошлом году указом президента была создана Федеральная миграционная служба. С 1 июля 2002 г. вступил в силу закон «О гражданстве РФ», предусматривающий сложный механизм обретения российского паспорта (если на общих основаниях, то — год временного проживания, пять лет жизни по green card и плюс шесть месяцев бюрократической волокиты).

А с 1 ноября 2002 г. на российских просторах начал действовать жесткий рамочный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вводящий три режима пребывания иностранцев — временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание, а также миграционную карту, миграционные пошлины и миграционные квоты. В декабре Совет федерации внес ужесточающие поправки к закону о въезде и выезде из РФ. И, наконец, в марте 2003 г. увидела свет, одобренная правительством «Концепция регулирования миграционных процессов».

Новая миграционная политика России преследует ряд задач. Во-первых, установить контроль над миграционными потоками, поставить заслон импорту терроризма и политического экстремизма. Во-вторых, защитить собственный рынок труда (что более чем актуально при шести миллионах собственных безработных) и обеспечить при этом наполнение казны от административной легализации гастарбайтеров. В-третьих, вывести из тени нелегальный рынок труда, который сейчас на 90% контролируется серой экономикой и криминалом. В-четвертых, сузить каналы вывоза из страны валюты тружениками-иммигрантами (по некоторым оценкам, они вывозят около 8 млрд. долл. ежегодно). Можно перечислять и в-пятых, и в-шестых, однако, очевидно, что главные направления действия новой миграционной политики это: а) южные рубежи России; б) дальневосточный регион, над которым нависла угроза «демографической аннексии» (там укоренилось от 400 до 700 тыс. китайских иммигрантов, в ряде районов они вдвое превышают коренное население); в) безвизовая зона стран СНГ — основных поставщиков трудовых нелегалов (братьям-белорусам сделано исключение).

В конце прошлого года российские силовые ведомства выступили с совместным ультиматумом: всем нелегалам легализоваться до середины февраля 2003 г., не то — выдворение за пределы страны. (На эту процедуру уже и деньги бюджетные предусмотрены, и в штаты миграционной службы набрано три тыс. сотрудников.)

По последним уточнениям паспортно-визового управления МВД РФ, срок выхода из «андеграунда» до 1 мая. По планам Федеральной миграционной службы, летом 2003 г. труженики-«легалы» получат карту трудового мигранта, т.е. «карту по найму» — документ с системой защиты и специальным чипом. А работодателям теперь нужно получить соответствующее разрешение и заплатить в казну примерно 100 долл. за каждого импортного работника. Да еще и в установленную квоту вписаться. На 2003 г. правительство РФ разрешило пригласить лишь 530 тыс. иностранцев, готовых трудиться на российских просторах.

Хотя, по некоторым оценкам, реальная потребность в дешевой привозной рабочей силе примерно в три раза больше. Россия весьма зависима от мигрантов. В одном из интервью министр внутренних дел РФ Б.Грызлов заметил: «...в случае однодневного невыхода на работу мигрантов в РФ, по крайней мере в мегаполисах, встанут строительные площадки, краны, часть транспорта...».

Со временем потребность в иностранных рабочих будет увеличиваться. В российской «Концепции регулирования миграционных процессов» говорится, что «потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов в первую очередь из государств—участников СНГ».

Этот вполне понятный тезис министр обороны России С.Иванов попытался развить, выступив недавно с идеей о том, что хлопцы-контрактники из СНГ могли бы служить в российской армии. Отслужил с миграционной карточкой без «проколов» три года — получай, если хочешь, российский паспорт. Вот так. Иными словами, иммигранты из стран Содружества смогут не только крепить величие России ударным трудом на законных основаниях, но и, возможно, в перспективе — ее же обороноспособность.

Кстати, по данным МВД РФ, ныне лишь 300 тыс. иностранцев работают на просторах федерации без страха и упрека, а примерно четыре млн. гастарбайтеров вынуждены обходить представителей закона десятой дорогой.

Российские миграционные новации весьма актуальны для Украины. Во-первых, РФ — наиболее посещаемая украинцами страна (6,1 млн. поездок в минувшем году). Поэтому многим нашим соотечественникам уже пришлось и придется на практике столкнуться с новыми правилами пребывания в стране. Во-вторых, по разным оценкам, примерно миллион наших граждан «самозаняты» заработками в России, где зарплата примерно в два раза выше и языкового барьера нет. А в разгар сезонных работ этот показатель приближается к трем миллионам. Впрочем, точного числа наших заробитчан ни в РФ, ни в других странах не знает никто. (МИД Украины приводит скромную суммарную цифру в 1,5—2 млн. наших сограждан, пребывающих на заработках за рубежом, а украинский омбудсмен настаивает на цифре 5 млн.).

Образ бесправного и униженного украинского строителя-шабашника, горбатящегося на «нового русского», воспет в детективных бестселлерах, растиражирован в развлекательных программах ТВ. Добавим сюда плутоватую торговку из Шостки, «ночную бабочку» из Херсона — и собирательный образ готов.

Конечно, гастарбайтером не рождаются — им становятся не от хорошей жизни.... Если, примерно, каждый четвертый украинец, говоря высоким штилем нашего Уполномоченного по правам человека, «не имеет достаточно средств для обеспечения собственных минимальных потребностей», а проще говоря — нищ, то он потенциально готов мыть тарелки в петербургском кафе, торговать на воронежском рынке и строить особняки в ближнем Подмосковье. Причем на любых условиях, лишь бы обеспечить этот самый «минимум». Что такое трудовая нелегальная миграция? Это ненормированный рабочий день без соблюдения правил техники безопасности, без выходных и больничных, без стажа работы. Это неотпускающий страх перед блюстителями правопорядка и необратимая для многих профессиональная дисквалификация. Это разбитые семьи, это унизительное ощущение себя человеком «второго сорта»...

Вполне понятно, что рабочий-иностранец в местном общественном сознании воспринимается преимущественно негативно: «Понаехали! Им что тут, салом помазано?!». Иммигрантская среда видится источником преступности и безработицы, причиной снижения зарплат. Неудивительно, что по результатам ноябрьского (2002 г.) опроса Центра Разумкова 29,1% опрошенных уверены, что в России к украинским гражданам относятся как к людям «второго сорта», 24,7% убеждены, что преобладает безразличное отношение и 30,5% считают, что в России к украинским гражданам относятся как к равным...

Что несет введение миграционного контроля? Есть безусловно позитивная лицевая сторона российской миграционной карточки. Усилия соседней страны навести в своем доме порядок отвечают не только собственным национальным интересам России, но и интересам близлежащих держав, в том числе и Украины. Во-первых, известно, что основной миграционный транзит идет через украино-российскую границу. Поэтому попытки Москвы перекрыть «миграционный трафик» имеют для Киева важное значение по многим причинам. (К примеру, депортация каждого задержанного нелегала-бангладешца или пакистанца обходится украинскому налогоплательщику около 1000 долл.) В свою очередь в наших интересах — укрепление контрольного режима на украино-российской границе и координация с россиянами усилий по борьбе с нелегальной миграцией.

Во-вторых, новая российская миграционная политика ставит целью легализовать гастарбайтеров из сопредельных государств, защитить их социальные права. А Украина является активным поставщиком ресурсов для трудового «андеграунда» в России. И если этот самый «ресурс» будет трудоустраиваться легально, на основе двусторонних соглашений, в рамках выделенных квот, через фирмы, имеющие соответствующие лицензии, с трудовыми договорами и направлениями от миграционных органов — проблем будет гораздо меньше.

Впрочем, есть и оборотная сторона российского «гостевого талона». Для всех категорий украинцев, временно пребывающих и проживающих в России, закон усложнил жизнь подчас унизительными и затратными бюрократическими процедурами. Милицейские поборы и мытарства по паспортным столам и жэкам для регистрации по месту пребывания уже стали притчей во языцех...

При этом «рамочность» российского закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» создает «правовой люфт» для правоохранительных органов и, соответственно, вызывает немало вопросов и опасений, в т. ч. и со стороны российских правозащитников. К примеру, отчего временно проживающий не вправе менять место своего проживания даже в пределах «разрешенного» субьекта РФ? Сколько времени лица, подлежащие выдворению, должны содержаться в «специально отведенных помещениях»? На какие средства жить временно зарегистрированному пенсионеру, ожидающему вид на жительство? (Впрочем, по прогнозам руководства МВД РФ, закон будет «обкатываться» примерно год и детализироваться в последующих подзаконных актах.)

Российская миграционная карточка подталкивает к мысли о необходимости для Украины сделать по крайней мере ряд необходимых шагов: а) сформулировать собственную миграционную политику (с учетом дальнейшего совершенствования действующего законодательства, в т.ч. законов «О правовом статусе иностранцев» и «Об иммиграции»; б) создать единую государственную миграционную службу, которая объединила бы функции украинских министерств и ведомств, занимающихся ныне проблемами миграции (такой закон уже рассматривается парламентом); в) принять закон о предприятиях, организующих трудоустройство за рубежом, т.е «вывести из тени» сотни «туристических» фирм, по сути, вербующих нелегалов-гастарбайтеров; г) заключить с Россией, с учетом введения нового миграционного законодательства, соглашения о защите социально-экономических прав трудящихся-иммигрантов, об обмене информацией о практике применения новых иммиграционных законов. Сформировать общий банк данных о трудовых квотах и вакансиях. Провести переговоры с руководством субъектов РФ по проблемам регулирования миграционных потоков (в т.ч. и по трудовым квотам на следующий год).

Вряд ли стоит предрекать массовый исход украинских гастарбайтеров из России. Бюрократическая машина весьма инертна и медлительна, а миграционная система находится в стадии становления, да и опыт нахождения общего языка с блюстителями правопорядка накоплен немалый. При этом стоит заметить, что практика миграционного контроля отнюдь не российское ноу-хау, и мировой опыт свидетельствует о том, что подобные «карточные шлагбаумы» преодолеваемы и всех миграционных проблем не решают. (Контрабанда людей, наряду с наркотрафиком и торговлей оружием, как была так и остается одним из самых доходных видов бизнеса.) В конце концов стоит вспомнить слова классика о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения... Но как бы то ни было, ужесточение правил, естественно, повысит риск использования нелегальной рабочей силы, что приведет к некоторой переориентации работодателей на легальный сектор и к снижению спроса на услуги нелегалов, в т.ч. и из соседней Украины...

***

Массовая трудовая миграция за кордон — диагноз для государства. Когда миллионы трудоспособных граждан покидают страну, отправляясь в поисках хлеба насущного батрачить в ближнее и дальнее зарубежье, это значит, что в стране, мягко говоря, не все благополучно. Конечно, очень важно через международные договоры и соглашения защитить социальные права сограждан на чужбине. Но безусловно важнее наладить достойную жизнь в собственной стране. Истина эта банальна...

Однако, как говаривал мудрый немец Ницше, когда общество забывает банальные истины, то с ним незамедлительно случается какая-либо беда...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме