Си Цзиньпин активизировал свою дипломатическую деятельность сразу после того, как закрепил власть на ХХ съезде партии. Только с начала месяца Китай посетили лидеры Вьетнама, Пакистана, Танзании и Германии. Сближение с соседями, стабилизация отношений с Европой и укрепление взаимодействия с развивающимися странами, — основные ближайшие цели китайской дипломатии, которая почти три года была крайне ограниченной из-за жесткой коронавирусной политики. За это время геополитический фон в мире стал более напряженным, международный имидж Китая значительно ухудшился, а отношения с Западом находятся на самом низком уровне за последние два десятилетия.
Китайский лидер подчеркнул, что КНР и США должны найти правильный способ поладить друг с другом в «новую эпоху». Примирительная риторика Си Цзиньпина прозвучала после нескольких месяцев серьезного обострения в отношениях между странами из-за ситуации вокруг Тайваня. Со своей стороны США неоднократно отмечали, что не хотят конфликта с Китаем. Эти заявления прозвучали на фоне интенсификации двусторонних дипломатических связей и подготовки к первой личной встрече Си и Байдена во время саммита «Большой двадцатки» на Бали на будущей неделе. Есть надежда, что разговор двух лидеров поможет разрядить ситуацию и будет способствовать «ответственному управлению китайскими отношениями», но отнюдь не станет базой для их перезагрузки. Это понимают обе стороны.
Китай не устраивает нынешняя система мирового порядка, где превалируют западные ценности, стандарты, функционируют глобальные институты, подчиненные США, а для Соединенных Штатов, наоборот, он — основной конкурент, имеющий потенциал для изменения этого порядка.
С ростом собственной экономической и военной мощи Пекин хочет реформировать международную систему управления. С одной стороны, он поддерживает международные институты и нормы, отвечающие его целям и интересам, с другой — старается подорвать те, что не отвечают его видению.
Наряду с этим Китай старается продвигать свою модель политического и экономического развития. А также создает альтернативные институты (ШОС, БРИКС) и модели (инициатива «Пояс и путь» с привлечением к участию 140 стран мира, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — мощное финансовое учреждение, которое инвестирует в инфраструктурные проекты и производственные секторы во всем мире), что помогает расширить его влияние и укрепить связи с другими странами, заручиться поддержкой других авторитарных государств, таких как Россия, и претендовать на роль защитника интересов Глобального Юга.
Китай предлагает собственную (по его утверждению, более справедливую) альтернативу нынешнему мировому порядку, где доминируют США: «построение человеческого общества с общим будущим». Эту идею провозгласил Си Цзиньпин в 2015 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ее основе лежит многосторонность и отказ от односторонности, игры с нулевой суммой и менталитета холодной войны. Китайский лидер призвал мировые государства способствовать открытому, инновационному и сбалансированному развитию, которое приносит пользу всем. А также подтвердил, что Китай и в дальнейшем будет прилагать усилия к обеспечению мира во всем мире, содействию глобальному развитию и поддержке глобального порядка.
Такая заявка требует от Пекина реальных шагов и порождает некоторые ожидания в мире от него как ответственного глобального игрока. А с этим сложнее. Прежде всего потому, что риторика Китая не всегда совпадает с его действиями.
Более агрессивный и воинствующий Пекин небезосновательно вызывает опасения соседних государств по поводу его стратегических намерений и больше предостережений со стороны региональных игроков, чем уверенности, что его усиление может стать активом для безопасности региона. Особенно на фоне заявлений о возможности применения военной силы против Тайваня, что несет риск серьезного военного конфликта и негативных последствий для многих стран вокруг.
Рост авторитаризма внутри самого Китая делает ценностные расхождения с остальным демократическим миром очевидными. Усиление национальной безопасности и достижение национальной автономии государства интерпретируются китайской властью как необходимость на пути к большому возрождению китайской нации, но это еще и залог выживания самой коммунистической системы. На создание условий для дальнейшего развития КНР направлены усилия внутренней и внешней политики. Они заключаются в выстраивании благоприятной экосистемы для роста Китая, что отчасти реализуется без учета интересов других государств и не отвечает ожиданиям, которые возлагают на него как на большое мировое государство.
Пекин постоянно критикует доминирование Запада на международной арене, но при этом не способен продемонстрировать лидерство в решении многих международных проблем. Превалирование собственных интересов над глобальными часто приводит к двоякости в поведении Китая. Неспособность Пекина проявить четкую позицию в отношении российской агрессии против Украины, прежде всего относительно территориальной целостности и суверенитета, соблюдения устава ООН — тех интересов, которые он постоянно декларирует на международной арене, значительно ухудшили его международный имидж и усилили восприятие КНР через призму дружбы с РФ.
Аналогичная ситуация и вокруг ядерной программы Северной Кореи, которая создает угрозу не только соседним Японии и Южной Корее, но и миру в целом. Именно Китай имеет самое большое влияние на режим Кима, но не проявляет заинтересованности в прекращении провокаций и ядерного шантажа со стороны КНДР.
Китай мог бы играть позитивную роль в решении сложных международных вопросов, отказавшись от пустой риторики и обвинений в адрес США и Запада. Очевидно, немецкий канцлер совершил недавно довольно непопулярный внутри страны и на территориях ЕС визит в Пекин, чтобы попробовать изменить неконструктивную позицию китайской власти. Олаф Шольц признает, что КНР с его населением 1,4 миллиарда и экономическим потенциалом будет играть важную роль на мировой арене в будущем, именно поэтому нужно находить пути взаимодействия с ним.
Во время встречи с канцлером Си Цзиньпин сделал важное заявление в контексте ядерных угроз РФ в сторону Украины о том, что ядерное оружие не может быть применено, ядерные войны не должны вестись, и нужно предотвратить ядерный кризис в Евразии. Обнародование этой позиции важно с точки зрения сдерживания российских намерений, однако служит еще одним тестом, насколько серьезно сумел Пекин провести «красные линии» в ядерном вопросе для своих российских партнеров.
Всем очевидно, что нынешний Китай изменился, как меняется и весь мир. Вопрос в том, в какую именно сторону будет меняться мир. И сможет ли Пекин реализовать свои амбиции в рамках общего глобального развития, не создавая собственного — синоцентричного.