Всего несколько недель назад министр иностранных дел Украины Петр Порошенко, выступая на заседании Верховной Рады, достаточно уверенно заявил, что «все идет по плану» и основные проблемные вопросы взаимоотношений с Молдовой буквально в ближайшее время должны быть решены. Среди прочего было отмечено, что руководство Молдовы уже до 11 марта с.г. якобы готово передать Киеву тот самый злополучный акт на право пользования землей под участком автодороги Одесса—Рени в районе населенного пункта Паланка.
Смелые заявления главы дипломатического ведомства стали поводом для очередной антиукраинской пиар-кампании в самой Молдове. Тамошние коммунисты, а также ряд политструктур, оказавшихся по результатам последних выборов вне коридоров власти, подняли скандал в отношении действий молдавского правительства, по их мнению, занявшего слишком уступчивою позицию в переговорах с Украиной. Представители компартии и христианские демократы особо не церемонились в выборе средств, повсеместно дезинформируя местную общественность относительно позиции Украины в переговорах с Молдовой. Жителей с.Паланка молдавские «патриоты» успели до смерти напугать если не утратой земельных наделов, которые находятся по другую сторону автодороги Одесса—Рени, то как минимум некими платными пропусками, которые по слухам вскоре может ввести Украина для молдавских граждан, желающих пересечь указанную дорогу.
В условиях такого жесточайшего внутреннего прессинга премьер-министр Молдовы вынужден был публично «откреститься» от своих предыдущих деклараций относительно передачи Украине в собственность участка дороги в районе Паланки и заявить, что Молдова никому ничего не должна…
Если взглянуть на ситуацию детальнее, становится понятно, что взаимоотношения с Украиной для молдавских коммунистов, как и во время их восьмилетнего пребывания во власти, являются делом, мягко говоря, не первой важности. Главной целью этой ставшей де-факто антиукраинской пиар-кампании является желание уколоть своих электоральных конкурентов. Украина просто, как говорится, оказалась кстати.
Насколько дальновидным является такой электоральный ход молдавских коммунистов, еще покажет время. Многие в Молдове прекрасно помнят о том, что передачу Украине участка земли под Паланкой ратифицировала именно компартия, контролировавшая в 2001 году молдавский парламент. А новому правительству Молдовы во главе с Владом Филатом в настоящее время приходится рассчитываться за невыполненные обязательства предыдущей власти.
Сегодня глава компартии и бывший президент Молдовы Владимир Воронин, очевидно, запамятовал, что в обмен на указанный участок дороги Молдова получила 430 метров берега р.Дунай и выход к морю. При этом, как говорят злые языки, господин Воронин не постеснялся буквально недавно напомнить Киеву о своем ордене, которым он был в свое время награжден указом Виктора Ющенко, но так и не успел получить.
Следует признать, что внутриполитическая ситуация в Молдове действительно является непростой, а правящая коалиция, что называется, трещит по швам. Правительство Молдовы больше сконцентрировано на защите от внутренних оппонентов, нежели на поиске компромиссных вариантов решения проблем с Украиной. В таких условиях маневр действующего правительства на внешнем направлении будет все более сужаться по мере приближения парламентских выборов, которые, возможно, пройдут уже этой осенью.
По понятным причинам, действующему правительству Молдовы хотелось бы избежать принятия решений, которые могли быть истолкованы их электоральными оппонентами как предательство национальных интересов и территориальные уступки в пользу Украины (именно так трактуется нынче коммунистами и иже с ними выполнение Молдовой своих обязательств перед Украиной). Однако сегодня Киев достаточно четко дает понять, что дальнейшее затягивание в разрешении двусторонних проблем контрпродуктивно.
В Кишиневе прекрасно понимают, что введение в силу нового более жесткого порядка въезда граждан Молдовы на территорию Украины (в контексте усиления борьбы с нелегальной миграцией) может серьезно осложнить электоральные перспективы молдавских партий, входящих в правящий альянс. Такой шаг Киева в понимании большинства граждан Молдовы означал бы провал усилий правительства Влада Филата на украинском направлении (другой вопрос, насколько выиграет от такого шага сама Украина).
Понимая пикантность ситуации, молдавское руководство пытается тянуть время, «суля» Украине все новые обещания. Совсем уж несерьезно выглядит передача нашей делегации во время последнего раунда двусторонних консультаций проектов необходимых Киеву документов. По нашей информации, указанные документы, которые молдавская сторона представила в начале этой недели как «свидетельство своей гибкости и конструктивизма» в переговорах с Киевом, вот уже несколько лет пылились в канцелярии предыдущего правительства коммунистов и, естественно, неофициальным путем уже имелись у украинской стороны.
Автору этих строк неоднократно приходилось слышать в Кишиневе упреки в том, что Украина, мол, заинтересована только в продвижении своих вопросов, типа Паланки и Ново-Днестровской ГАЭС, при этом ничего не предлагая Молдове в приоритетных для нее сферах. Нюанс состоит в том, что Киев уже несколько раз сделал Кишиневу территориальные уступки (в прозрачности которых соответствующим украинским органам еще следовало бы разобраться), так ничего и не получив взамен. Поэтому в Киеве вполне справедливо рассчитывают, что переход к так называемой позитивной повестке дня в двусторонних отношениях с Молдовой будет возможен после того, как удастся найти компромиссные решения относительно наиболее острых вопросов, оставшихся в наследство от бывшего СССР.
Некоторые молдавские эксперты уже осознали, что Киев, мягко говоря, утомило вечное «переливание из пустого в порожнее» в двусторонних переговорах с Кишиневом, поэтому скоро могут последовать вполне конкретные действия. В Молдове хорошо помнят прецедент 2006 года, когда украинская сторона более года предупреждала молдавских коллег об аварийном состоянии железнодорожного моста в районе Могилев-Подольского, а потом таки закрыла его на капитальный ремонт, и вывоз молдавского экспорта железнодорожным путем был на некоторое время приостановлен. Это магическим образом способствовало тому, что Кишинев проявил необычайную гибкость по обоюдовыгодным вопросам, в результате чего удалось частично разблокировать работу одного из панъевропейских транспортных коридоров, проходящего через территорию наших стран.
Сегодня Кишинев уже начал предварительную «артподготовку» в отношении Украины. Независимые эксперты в своих публикациях рекомендуют правительству Молдовы заранее проработать со своими партнерами из Евросоюза и США вопрос оказания влияния на Киев, чтобы удержать последний от давления на Кишинев в контексте разрешения двусторонних проблем.
Естественно, молдавская сторона в своих контактах с Западом упускает из виду, что возможные односторонние шаги Киева нацелены на стимулирование Кишинева к выполнению своих обязательств. Вероятность Киева задействовать рычаги влияния на Кишинев приподносится Западу как «угроза региональной безопасности», «откат Киева в орбиту Москвы», «интерес деструктивных сил в сохранении статус-кво в приднестровском урегулировании» и т.д. Многим известно, что этот прием является излюбленным средством молдавской дипломатии, которое, нужно признать, неоднократно, если не упреждало внешнее давление на Молдову, то хотя бы смягчало его.
Однако даже европейцы, вынужденно ставшие в последние несколько лет неплохими экспертами в вопросах украинско-молдавских отношений, все чаще начали вслух говорить представителям Молдовы о том, что европейская интеграция предполагает умение самостоятельно разрешать свои проблемы с соседями, а не постоянно апеллировать к Брюсселю как верховному арбитру. В то же время Киеву намекают, что разрешение вопросов по-европейски абсолютно не исключает применения тех или иных инструментов воздействия на несговорчивого партнера.
Хотелось бы надеяться, что молдавская сторона осознает: в жизни лучше платить, чем расплачиваться. Гораздо выгоднее передать Украине акт землепользования на участок дороги в районе Паланки (которая строилась за деньги Украинской ССР и ранее находилась в собственности Украины), раз и навсегда «перевернуть эту страницу» в двусторонних отношениях и перейти к решению более важных вопросов — возобновлению авиасообщения между нашими странами, сотрудничеству в рамках европейских энергетических проектов, взаимному привлечению инвестиций, разрешению приднестровского конфликта и т.д.