КАК «ПОСВАТАТЬ» УКРАИНУ И ЕС?

Поделиться
Несколько рекомендаций польских экспертов «У Украины нет шансов в ближайшие десять лет стать чле...

Несколько рекомендаций польских экспертов

«У Украины нет шансов в ближайшие десять лет стать членом Европейского Союза, хотя в будущем это возможно», — так начинается очередной рапорт из серии «О будущем Европы», изданный польским фондом им. Батория (Сороса), под названием «Новое соседство — новое объединение. Украина и Европейский Союз в начале ХХІ столетия» (авторы — Богумила Бердиховска, Пшемислав Журавски vel Граевски, Гжегож Громадски). В первой части своего исследования авторы дают общий анализ украинской ситуации (общество, экономика, политика, состояние отношений с ЕС) за последнее десятилетие. При этом вторая часть — это рекомендации как Украине, так и ЕС, что делать для достижения настоящего сближения.

В основу этого исследования лег тезис о новой ситуации, в которой окажутся и ЕС, и Украина после вероятного принятия в Союз в 2004 году новых членов, в частности наших соседей — Польши, Венгрии и Словакии. В этой ситуации, считают авторы, правовые регуляции, заложенные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и в Общей стратегии ЕС, относительно Украины будут неадекватны и недостаточны. Следовательно, в связи с этим стоит пересмотреть отношения ЕС—Украина с учетом новых реалий.

Рекомендации Европе

Первая группа рекомендаций касается того, что «ЕС мог бы сделать для Украины» (речь идет и о действиях новых членов — наших западных соседей). Эти рекомендации немного похожи на инструкцию обслуживания знаменитого чемодана без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. «Признание за Украиной права соревноваться за получение статуса ассоциированного члена без определения конкретного срока, но с определенно указанной возможностью на членство, обусловленной выполнением Киевом Копенгагенских критериев, должно стать текущей задачей ЕС», — пишут авторы исследования. Если Брюссель не сделает такое заявление до расширения, то было бы хорошо, считают польские эксперты, если бы декларация ЕС о праве Украины получить статус ассоциированного члена стала первой общей политической инициативой расширенного Союза, предпринятой новопринятыми членами — соседями Украины и, возможно, поддержанной Чехией и Прибалтийскими странами, по крайней мере Литвой.

Необходимость такого заявления объясняется, с одной стороны, тем, что в украинском «заповеднике орлов» все чаще добиваются «мобилизационной идеи», без которой «мы не сможем мобилизовать нашу нацию на евроинтеграционный курс». С другой же стороны, такая декларация нужна и самой Европе, чтобы сгладить неприятное впечатление от проявления своего плохо скрытого непонимания — зачем нам нужна эта Украина? В качестве примера таких «проявлений» можно вспомнить подготовленный в 2000 году рапорт немецкого и французского МИДов, в выводах которого четко указано, что Украина никогда не должна стать членом ЕС, поскольку «...принятие Украины означало бы изолирование России. Достаточно остановиться на углубленном сотрудничестве с Киевом».

Чтобы слово было подкреплено делом, предлагается как один из элементов поддержки усилий Украины в получении желаемого статуса изменить характер еэсовской помощи. Если же конкретно, то польские эксперты считают, что программа помощи ТАСІS в новых реалиях, когда Украина становится непосредственным соседом Союза, недостаточна. Помощь должна носить характер, приближенный к программе PHARE, которая охватывает страны Центральной Европы сейчас. Более того, она должна быть приспособлена к конкретным потребностям Украины, а не общая для всего СНГ и Монголии, как в случае ТАСІS. Например, ЕС «должен поддерживать строительство новых дорог транспортировки нефти и газа через Украину из бассейна Каспийского моря».

Что касается рядовых граждан Украины, отрезанных визами по самый Буг, то им предлагается максимально облегчить возможность въезда в расширенную Европу. Облегчение должно состоять в упрощенном получении виз, например, через широкую сеть развитых в Украине консульских отделений, общих для всех членов ЕС.

Новые члены, граничащие с Украиной, могли бы широко практиковать выдачу национальных виз для пребывания только в данной стране, по крайней мере до упразднения границ между старыми и новыми членами Союза (специалисты прогнозируют, что контроль на существующих ныне еэсовских границах сохранится еще до 2007 года). Желателен был бы особый режим для жителей пограничных регионов. В дальнейшей перспективе можно было бы предоставить украинским гражданам право, которым сейчас наделены граждане стран-кандидатов, — находиться три месяца в ЕС без виз.

Очередным «пряником» могли бы стать разнообразные стипендиальные программы для студентов и докторантов — не для сотен человек, как сейчас, а для тысяч. Такая программа помогла бы в создании проевропейской элиты, необходимой для интеграции Украины в ЕС, — читаем в исследовании. Правда, тут есть существенное замечание — все эти программы должны быть не слишком продолжительными (максимум — год), потому что «пятилетний период обучения угрожает укоренением стипендиатов за границей и их длительной эмиграцией».

Определенные социологические исследования показывают, что наиболее проевропейски настроены молодые люди и те, кто побывал в странах ЕС или странах-кандидатах. На этом основан вывод, что наиболее эффективным способом проевропейского просвещения-воспитания были бы молодежные обмены, а особенно создание возможностей для молодых украинцев посещать европейские страны. Молодежные обмены в Европе вообще очень популярны — только немецко-польский Югендверк «прокатил» уже в обе стороны около ста тысяч молодых людей. Что касается обмена на оси Украина—ЕС, то, кажется, он был бы преимущественно односторонним и значительно быстрее преодолел бы вышеприведенную цифру. Поскольку, как известно, «нет смысла убеждать убежденных», участниками этих обменов с украинской стороны могли бы стать юноши и девушки, объединенные в молодежные организации коммунистического типа или православные братства, являющиеся наиболее радикальным средоточием антиеэсовских настроений.

Последняя из рекомендаций Европе, в итоге — наиболее скромно сформулированная, касается поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на построение гражданского общества. Целесообразность его существования в Украине, как следует из последней публичной дискуссии, поставил под сомнение сам глава президентской администрации.

Рекомендации Украине

Вторая группа рекомендаций — это «желательные изменения в Украине, которые повлияли бы на развитие сотрудничества с ЕС». Они похожи на зловредные надписи на фасаде дома — сколько их ни смывай, со временем проступают. То есть сколько бы украинская власть ни имитировала «изменения к лучшему», требования Запада (а к ним сведена эта группа рекомендаций) остаются теми же — проведение внутренних реформ (важным тестом здесь будут выборы на демократических основах), улучшение ситуации со СМИ, реформа судопроизводства и тому подобное. «Реформа самоуправления помогла бы украинской власти на местах установить отношения с локальными властями стран-членов и стран—кандидатов в ЕС», «Без соблюдения принципов демократии, что является одним из Копенгагенских критериев, не удастся вступить в ЕС», — повторяют польские эксперты уже хорошо известные нам истины.

А еще было бы неплохо перейти от декларативной проевропейскости к конкретным действиям, например, наиболее полно использовать возможности, которые дают Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и Общая стратегия. Не помешало бы включиться в процесс интеграции в мировую экономику — для начала вступить во Всемирную торговую организацию (WTO).

Чтобы привести украинское законодательство в соответствие с еэсовским, будущий украинский парламент должен приложить немало усилий, чтобы принимаемые им законы гармонировали с регулятивными документами ЕС. И чтобы эти законы не остались на бумаге.

Нужна также большая прозрачность в экономике, чтобы противоречивые распоряжения не усложняли легальную деятельность предпринимателей и не содействовали коррупции: «Четкие налоговые правила — это главное условие привлечения иностранных инвесторов». Иногда даже странно, насколько пожелания европейцев совпадают с желаниями большинства граждан Украины.

Украине также рекомендуется в одностороннем порядке отменить визы для граждан ЕС и увеличить инвестиции в туризм, что привело бы к изменению образа Украины в глазах жителей стран ЕС. Поскольку в исследовании, к сожалению, ничего более конкретного об этом «образе» не сказано, то на ум приходит случай из личного опыта. Группа украинских журналистов в Копенгагене заходит в городской автобус через среднюю дверь, предназначенную для выхода. Водитель спокойно спрашивает у нашего гида: «Они что, из Польши приехали?» Тот тоже спокойно: «Нет, из Украины». У водителя возникает «образ» — «А где это?»

Последняя из рекомендаций касается «приоритетной задачи» для украинской внешней политики. А именно: делимитация, а потом и демаркация границ Украины со всеми соседями, в том числе и с Россией, — обязательное условие для каких-либо реальных сближений с ЕС. В этом месте сложно избежать искушения самому дать какую-то рекомендацию, например: «Давайте начнем с воплощения этого последнего совета!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме