8 ноября ZN.UA обнародовало информацию о планах власти относительно новой структуры правительства. Изменения будут касаться многих направлений, в частности и евроинтеграции. Украинское экспертное сообщество уже раскритиковало идею создать Министерство евроинтеграции, культуры и информационной политики. Вызывает сомнения способность такого министерства справиться со все большим количеством задач, встающих перед Украиной в связи с получением кандидатского статуса и будущего членства. Внимание было сосредоточено на том, что каждая страна выбирает свою институционную модель в зависимости от структуры правительства и полномочий министерств (уровень их самостоятельности). Украина сейчас, вероятнее всего, выберет модель отдельного министерства на базе Министерства культуры и информационной политики. По такому пути не шла ни одна страна, ставшая членом ЕС. Эксперты подчеркнули, что в Украине прибавится законодательной работы и министерству будет сложно выполнять эту задачу, ведь у него не будет полномочий координировать работу других министерств. Я бы хотела обратить внимание на не менее важные вопросы, которые по разным причинам до сих пор остаются без внимания.
Фокус на восстановлении секторов в рамках Соглашения об ассоциации, пострадавших вследствие войны. Война сильно изменила акценты в евроинтеграции. Раньше мы все держали фокус на сближении законодательства. Теперь перед нами значительно более серьезные вызовы.
Война вызвала разрушение почти во всех секторах, охваченных евроинтеграционными обязательствами. Например, из-за войны тормозится прогресс с так называемым промышленным безвизом, относительно которого было столько оптимизма еще год назад. Пострадала сфера метрологии (отрасль, обеспечивающая точность измерений, без которых ни одна промышленность не может работать). До войны большинство эталонов находились в Харькове, оказавшемся на передовой военного противостояния.
Немалые разрушения в сфере телекоммуникации, — уничтожено много оборудования. В сельском хозяйстве происходят колоссальные изменения, только не в нашу пользу: уменьшились посевные площади, уничтожены многочисленные животноводческие комплексы, сельскохозяйственный экспорт переживает огромные логистические сложности. Понимая все эти вызовы, ЕС начинает уже сам засевать культуры, которые раньше не выращивал, например, гречку.
Нам очень важно не потерять европейский рынок в целом, сохранить там свое присутствие. В этом контексте, мы должны сделать шаг назад и подумать не об адаптации законодательства, а о способности сектора выжить в условиях войны. При наличии значительных разрушений нечего будет регулировать, поэтому надо сделать все, чтобы рынок возродился. Украина должна уже сейчас провести оценку потерь по евроинтеграционным направлениям и разработать план восстановления каждой отрасли. Он должен содержать информацию о потерях, четко очерченные задачи для восстановления сектора и ресурсах, которые для этого нужны. Поскольку мы сейчас движемся к переговорам, то эти вопросы нужно включить в переговорный процесс, и для этого должен быть разработан отдельный документ.
Приоритезация в адаптации законодательства. Что касается адаптации законодательства, я считаю, надо продолжать работать в этой сфере, но значительно изменить акценты. По результатам исследования аналитического центра «Украинский центр европейской политики» об опыте Западных Балкан, самая сложная задача — провести адаптацию законодательства в кластере «Фундаментальные реформы» (содержит такие переговорные разделы как: Судебная власть и основополагающие права; Справедливость, свобода и безопасность; Государственные закупки; Статистика; Финансовый контроль). Для многих стран-членов ЕС реформы в этом кластере — главный индикатор готовности страны-кандидата к вступлению. Ведь невозможно проводить, например, реформы на таможне или развивать финансовый сектор в условиях отсутствия правосудия или при высоком уровне коррупции. Без прогресса в кластере «Фундаментальные реформы», по вступительной методологии ЕС, невозможен прогресс ни в каком другом кластере. Поскольку Украина хочет быстрого вступления в ЕС — к этому следует готовиться уже сейчас.
Тотальное сокращение кадров по всем министерствам. Когда страна становится на кандидатский путь — объем задач, встающих перед ней, увеличивается в разы. У нас война, и здесь нужны профессионалы со знанием узких направлений Соглашения об ассоциации и английского языка. Многих таких людей мы уже потеряли из-за войны, и не факт, что вернем. Сейчас будет вторая волна потерь в евроинтеграционном секторе государственных служащих из-за правительственной реформы. Сейчас эта проблема не так заметна, но с приближением к переговорному процессу она заострится. В Западных Балканах проблема нехватки кадров и сейчас. Ее пытаются решать сотрудничеством с неправительственным сектором, хотя у них нет войны, подталкивающей высококвалифицированные кадры выезжать за границу.
Поскольку Украина определила своим приоритетом вступление в ЕС, подходы должны измениться. Надо научиться видеть на несколько шагов вперед — и с решением новых задач, и с привлечением кадров. Правительственная реформа должна этому содействовать, а не вызывать новые проблемы. Если мы не поймем этого сейчас, наш путь в ЕС будет сложным и очень долгим.
Больше статей Любови Акуленко читайте по ссылке.