8 ноября Еврокомиссия опубликовала пакет расширения ЕС, в котором рекомендовала начать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз. Решение ЕК свидетельствует о том, что исполнительный орган ЕС — на стороне Украины и будет ускорять процедуру вступления Украины (как и Молдовы) там, где это возможно. Президент ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что Еврокомиссия готова начать подготовку рамки переговоров и скрининг украинского законодательства, как только получит «зеленый свет» от Европейского совета в декабре этого года. Поскольку именно решение Евросовета, которое формируют лидеры стран-членов ЕС, решающее, Украинский центр европейской политики сейчас проводит серию адвокационных поездок в страны ЕС, чтобы способствовать положительному решению ЕС.
Париж и Берлин по очевидной причине стали первыми в списке наших остановок, поскольку решение прежде всего этих стран будет ключевым для продвижения Украины в переговорном процессе. Обе столицы соглашаются с тем, что расширение, как и реформа ЕС, неминуемы, но все же существуют отличия в восприятии и понимании Украины. Кажется, что Париж сейчас только постигает Украину, в то же время Берлин смотрит критическим взглядом и задает острые вопросы. Эти визиты еще раз подчеркнули, что важно работать с каждой страной отдельно и приводить аргументы, касающиеся определенного контекста. Другой вывод — эмоциональные призывы о членстве Украины в ЕС уже не действуют, европейцы требуют конкретной информации.
А теперь подробнее. Во время визитов мы встретились с французскими и немецкими политиками, чиновниками и экспертами и пытались донести три главных месседжа. Во-первых, Украина сейчас входит в фазу затяжной войны. Подход к нашей стране должен быть другим, чем к остальным странам-кандидатам. В Украине нужно использовать меры, которые помогут поддерживать нашу экономику. Лучше всего для этого будет обеспечить возможность для посекторального доступа к внутреннему рынку ЕС. Осуществила Украина прогресс в цифровой сфере или почтовых услугах, достигла максимального уровня приближения — можно предоставить доступ именно для конкретного сектора. Хотя Соглашение об ассоциации предусматривает ограниченную секторальную интеграцию, практические шаги до сих пор не были сделаны (например, война затормозила заключение Соглашения об оценке соответствия и приемлемость промышленных товаров (Agreements on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products — ACAA), а до войны европейцы открыто говорили, что опыта предоставления частичного доступа к рынку у них нет, ведь страны полностью вступали в ЕС и становились частью внутреннего рынка). Во-вторых, для проведения реформ Украине необходимы ощутимые стимулы. Предоставление кандидатского статуса стало таким стимулом, и вследствие этого во время выполнения семи рекомендаций Еврокомиссии были реализованы реформы, которые откладывались годами. В-третьих, во время переговорного процесса Еврокомиссия должна выработать для Украины четкие и измеряемые условия (benchmarks), чтобы сузить простор для их дальнейшей интерпретации как со стороны ЕК и стран-членов, так и Украины. Это сделало бы переговорный процесс эффективным и уменьшило риски его затягивания.
Реакция на эти посылы была разной. Если в Париже соглашались со сказанным и не пытались дискутировать по этим вопросам, то немецкие эксперты и политики уточняли детали и поясняли позицию Германии. Сложилось впечатление, что в Париже, в отличие от Берлина, сейчас ограниченное понимание евроинтеграционного контекста Украины. С одной стороны, французские политики и эксперты понимают, что Украина — не Черногория и ЕС должен адаптироваться, чтобы принять Украину, потому что только при этом условии наша интеграция может быть успешной. Франция подчеркивает подход на основании заслуг (merit based approach) в отношении расширения и продвигает подход «регаты» — противоположный подходу вступления стран в ЕС группами. Для Украины это — благоприятная позиция, поскольку в случае группирования стран движение в ЕС одной страны-кандидата может тормозиться из-за проблем другой. Но вместе с тем во Франции есть нарративы о повсеместной коррупции в Украине и мало кто вспоминает об усилиях в антикоррупционной сфере, приложенных Украиной. Это, бесспорно, необходимо преодолевать, подчеркивая, что, несмотря на вызовы, Украина все же проводит реформы для предотвращения и борьбы с коррупцией.
Также звучал вопрос, уменьшится ли в случае присоединения Украины к НАТО ее стремление вступить в ЕС. Поэтому следует объяснять, что членство Украины в двух организациях взаимодополняющее: если НАТО — это о безопасности, то ЕС — о дальнейшем пути развития Украины.
Другая проблема — Украина постепенно исчезает с полос французских передовиц, в то же время там доминируют внутренние вопросы. Соответственно, украинским экспертам и общественным активистам нужно достучаться до более широкой французской публики. И это необходимо делать постоянно, чтобы заполнять вакуум осведомленности о достоверной информации и предотвратить вмешательство российской пропаганды.
Стоит заметить, что диспуты вокруг украинской агропродукции, а также будущий доступ Украины к общей сельскохозяйственной политике ЕС заставили нервничать и французских фермеров — будут ли они вынуждены сократить свои посевные площади, что будет с использованием удобрений и пестицидов. Но, как показала наша встреча с депутатом парламента, которая представляет интересы фермеров, французы не настроены враждебно, они готовы сотрудничать и вести коммуникацию.
В Германии, кажется, хорошо осведомлены об Украине. Показательный факт — в немецком МИД департамент, занимающийся нашим государством, носит название «Украина, Молдова, черноморское сотрудничество», во французском — департамент по вопросам России и Восточной Европы. Это свидетельствует о том, что немцы больше сфокусированы на вопросах Украины. Но вместе с тем Берлин скептически настроен в отношении постепенной секторальной интеграции Украины во внутренний рынок, пока не будут осуществлены реформы в сфере верховенства права. Берлин придирчиво следит за качеством выполнения евроинтеграционных реформ в Украине, и поэтому вряд ли будет закрывать глаза на половинчатые шаги, как это было во время выполнения Соглашения об ассоциации.
Обе столицы не разделяют мнения, что Украина будет готова к полноценному вступлению в ЕС через несколько лет. Эксперты и политики подчеркивают, что важно управлять ожиданиями общества, чтобы избежать разочарования, а следовательно, уменьшения поддержки. В то же время мы предлагали, чтобы ЕС ввел промежуточные этапы на пути к вступлению, результаты которых были бы ощутимыми для Украины. Положительные новости с евроинтеграционного фронта могли бы перекрыть тревожные новости с фронта военного.
Наш визит в Берлин совпал с конференцией по реформе ЕС, организованной немецким МИД. Франция и Германия сейчас выступают локомотивами реформирования институций и политик ЕС. А положительной новостью является то, что в обеих столицах понимают, как опасно объединять расширение и реформы Союза. И все же странам-членам еще нужно будет согласовать видение по обоим вопросам — будут ли внесены коррективы в методологию расширения, и как будет выглядеть ЕС в будущем.
Украине, чтобы не сходить с повестки дня обеих стран, необходимо показывать прогресс реформ и коммуницировать с каждой страной, особенно там, где российская пропаганда может компенсировать нехватку информации.