Как китайский скелет в шкафу ООН может помочь выгнать РФ из Организации

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Как китайский скелет в шкафу ООН может помочь выгнать РФ из Организации © Getty Images
Об одной «забытой» истории смены постоянного члена СБ ООН

На полях недавно прошедшего на индонезийском острове Бали саммита «Большой двадцатки» китайская сторона вдруг сообщила, что Пекин выступает против изгнания Российской Федерации из ООН. Данную позицию изложил министр иностранных дел КНР Ван И во время встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым. И хотя такая позиция Пекина не вызывает удивления и вполне ожидаема, факт публичного озвучивания этой темы (без видимых поводов) уже сам по себе свидетельствует, что в Пекине и Москве рассматривают подобное развитие событий как вполне вероятное, готовятся к нему и обсуждают между собой.

Скорее всего о таком заявлении китайскую сторону попросил Лавров — для демонстрации того, что в случае попыток выгнать Россию из ООН, она уже имеет в союзниках как минимум одного постоянного члена Совбеза Организации. Как известно, в Уставе ООН (статья 6) четко записано, что изгнать какую-либо страну из ООН можно за систематические нарушения Устава путем голосования абсолютным большинством всех стран-участников Генассамблеи ООН «по рекомендации Совета Безопасности». Такая процедура делает исключение действительного члена СБ из Организации практически невозможной. Но это лишь на первый взгляд.

ZN.UA уже подробно рассказывало и обосновывало, что с формальной и юридической точки зрения совершенно безосновательно считать Российскую Федерацию страной — членом ООН или ее Совета Безопасности. Это важный исходный пункт. И в принципе уже этого основания достаточно, чтобы требовать от самой ООН (в связи с нарушенными Российской Федерацией процедурами вступления) определиться со статусом своего якобы члена и полномочиями представителей Москвы, незаконно занимающими кресло давно несуществующей страны — Советского Союза. В таком случае речь не будет идти об исключении страны из ООН согласно процедуре, прописанной в Уставе ООН.

Для реализации такого сценария Украина могла бы воспользоваться китайским опытом — уникальным случаем в истории ООН, когда удалось буквально выгнать из организации не просто страну, но члена Совбеза и одного из основоположников этой международной организации.

Чрезвычайный и Полномочный посол и многолетний представитель Украины при ООН Владимир Ельченко обратил внимание мое внимание на то, как в 1971 году «выдворили» из организации Китайскую республику (сегодня больше известную как Тайвань), которая была в числе основателей ООН в 1945 году, и к тому же являлась постоянным членом Совбеза. А вместо нее усадили в это кресло Китайскую Народную Республику, созданную в 1949 году коммунистами под предводительством Мао Цзедуна.

«Один из экспертов, рассказавший об этом инциденте, сделал из данной истории достаточно юмористический вывод, что, мол, если пойти таким путем, то нужно исключить Россию, а вместо нее сделать Украину членом Совета Безопасности ООН. Мы на это не претендуем. Но действительно эта история о том, как исключить Россию. И пусть она снова заявку (на вступление в ООН. — А.К.) подает», — сказал ZN.UA В. Ельченко. Добавив затем, что Россия должна быть исключена из ООН не только потому, что она незаконно занимает место Советского Союза, но и потому что она вопреки положениям Устава ООН начала агрессию против Украины.

Что же произошло в стенах ООН ровно 51 год назад? Тогда существовавшая уже 22 года Китайская Народная Республика со столицей Пекин добивалась приема в ООН. Но проблема была в том, что в Совбезе постоянным членом оставалась Китайская республика, тогда как правительство китайских националистов под руководством Чан Кайши уже окопалось на острове Тайвань после поражения от коммунистов на материке. Решить эту проблему никак не удавалось до тех пор, пока в ООН не возникла инициативная группа из 17 стран под руководством Албании, начавшая всячески «продавливать» этот вопрос, требуя справедливости для КНР. Дебаты шли несколько месяцев.

Чан Кайши
Чан Кайши

США заняли жесткую позицию — в вопросе принятия КНР в ООН следует четко следовать положениям Устава — то есть выполнить условие, согласно которому Совбез рекомендует, а Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов принимает такое решение. При этом США были не против, чтобы в ООН в итоге были представлены две китайские державы — и КР, и КНР, но такая позиция была категорически отвергнута последней. В решающий момент два других члена СБ — СССР и Великобритания — переиграли американских дипломатов. Они выступили с идеей, что имеет место не решение по исключению одного и принятию нового члена, что действительно повлекло бы необходимость следовать процедуре согласно статьям 6 и 4 Устава ООН, а лишь «уточнение полномочий» китайских представителей в ООН.

Вопрос был сразу вынесен на голосование Генассамблеи ООН. И 25 октября 1971 года была одобрена резолюция ГА ООН за номером 2758. За нее проголосовали 77 стран, что было меньше 2/3 тогдашнего состава ООН в 132 члена, но составляло простое большинство. Против высказались 35 государств при 17 воздержавшихся. Китайцы с Тайваня бурно протестовали, говорили о предательстве принципов ООН и не голосовали. Таким образом тогда состоялось обычное голосование Генассамблеи! И сама резолюция, если внимательно вчитаться в ее текст, действительно говорит не о приеме нового члена, а о «восстановлении законных прав» Китайской Народной Республики — как в Объединенных Нациях, так и в качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН.

Последний пассаж данной резолюции также интересен, поскольку говорит о решении «изгнать» представителей «правительства Чан Кайши с места, которое они незаконно заняли в Объединенных Нациях», а о какой-либо «Китайской Республике» даже упоминания в тексте нет.

Таким образом более полувека назад были де-факто нарушены процедуры Устава ООН по отношению к члену ООН и постоянному члену Совбеза, представителей которого просто выставили вон, проигнорировав все его протесты. Для нас этот аспект наиболее интересен с точки зрения перспектив изгнания из ООН даже не страны — Российской Федерации, а представителей террористического режима, незаконным образом оккупировавших кресло бывшего СССР в ООН.

К слову, формально изгнанная полвека назад Китайская республика имеет право снова подать заявку на вступление в ООН. Власти Тайбея предпринимали определенные шаги, но потом просто сдались — сегодня им едва ли удалось бы попасть в ООН по процедуре, прописанной в Уставе ООН. Представители КНР, которые сегодня находятся в СБ, естественно не допустят этого, настаивая на принципе «одного Китая».

И последний штрих в этой истории. Если открыть Устав ООН, там и сегодня в перечне постоянных членов Совбеза наряду с несуществующим СССР, кресло которого незаконно занимает посланец Кремля, по-прежнему упомянута именно Китайская Республика, а не КНР — видимо, поэтому китайский представитель сидит с табличкой, на которой просто написано China! Забавно, не так ли?

А все потому, что ни полвека назад, ни за все последние тридцать лет (после развала СССР) у Объединенных Наций не возникло желания следовать своей же процедуре и вносить в Устав ООН (опять-таки абсолютным большинством голосов ГА) актуальные изменения.

Вся эта история для Украины имеет прикладное значение — это еще один возможный и вполне законный способ выгнать представителей России из ООН и при этом обойти сложные процедуры, прописанные в Уставе Организации.

Стоит, однако, признать, что на данный момент даже среди близких партнеров Украины нет единства и явной поддержки в вопросе исключения РФ. А некоторые страны все еще считают, что пребывание российских представителей в стенах ООН позволяет «решать с ними какие-то вопросы или даже сдерживать российскую агрессию». С другой стороны, голосования в ГА ООН по «украинским» резолюциям за последние месяцы четко показывают, что Украина стабильно получает поддержку большинства стран планеты, когда требуемые ею решения хорошо проработаны, имеют весомые и логичные обоснования.

Россия (со своими немногочисленными союзниками) бессильна что-либо сделать в Генассамблее. Что же до позиции КНР, то, видимо, китайская поддержка России вызвана не только «совпадением интересов» в некоторых сферах, но и возможными опасениями китайцев, что при рассмотрении «российского вопроса», кто-то вспомнит и о том, каким образом сама КНР оказалась в ООН. Возможно поэтому в конце прошлого месяца в Пекине внезапно заговорили о том, что резолюция ГА ООН №2758 не может быть поставлена под сомнение или пересмотрена.

Раз так, то очень хочется знать, как китайская сторона отнеслась бы к идее не изгнать РФ из ООН, а лишь уточнить полномочия российской делегации? Или спросить, как Пекин отреагирует на предложение заменить российского представителя в СБ ООН на украинского (как законного и полномочного правопреемника СССР), напомнив между прочим, что в 1971 году в поддержку выгодной китайским товарищам резолюции в ООН проголосовала и делегация тогда еще советской Украины.

Больше статей Алексея Коваля читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме