Европа не верит евроинтеграционной риторике украинских политиков, а Киев теряет терпение и надежду, ожидая когда его, наконец, признают потенциальным кандидатом на вступление в ЕС, а Украину объявят государством с рыночной экономикой. Вот, пожалуй, главные итоги мини-саммита Украина—ЕС, который состоялся в Копенгагене. Хотя его уже объявили «вехой» в истории. Впрочем, Украине все же позволили во всеуслышание заявить, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, на основании которого строятся ее отношения с ЕС, устарело, а сотрудничество вышло далеко за его рамки. Президент Леонид Кучма сказал о своем стремлении поднять отношения с ЕС на качественно иной уровень. Но европейцы непреклонны в том, что ставят на первое место выполнение договоренностей от 1994 года с Украиной и лишь потом обещают подумать, расценивать ли своего соседа на востоке как потенциального кандидата в ЕС.
О таких последствиях встречи Копенгагена можно было вполне догадаться. Полную евроинтеграционных переживаний Украину западные политики начали поливать холодным душем еще за несколько дней до начала встречи. Представитель Евросоюза Рейо Кемппинен заявил российским информагентствам, что ЕС считает преждевременным признание Украины страной с рыночной экономикой. Примерно о том же, но более дипломатично говорил в Киеве украинским политикам и греческий премьер Константинас Симитис. (А его страна будет председательствовать в ЕС с 1 января 2003 года и именно на нее лягут определенные обязательства по выполнению решений саммита в Копенгагене.) По словам господина Симитиса, в Европе идет дискуссия о том, насколько Украина соответствует определению «страна с рыночной экономикой». Но выработка стратегии ЕС в отношении государств, которые еще не стали кандидатами на вступление в Союз, — процесс длительный и вряд ли будет завершен даже в период следующих шести месяцев председательствования Дании, которая, кстати, определила расширение Евросоюза своим приоритетом.
Но в Копенгагене нашлись политики, еще менее, чем греческий премьер, знакомые с ситуацией в Украине. Датский министр в европейских делах Беттель Хаардер заявил корреспонденту Би-Би-Си, что вообще не слышал о желании Украины стать в будущем членом ЕС. Ничего определенного он не мог сказать и о том, насколько Украина отвечает требованиям страны с рыночной экономикой. Более осведомленным оказался чиновник датского МИДа Томас Винклер, который сказал буквально следующее: «Наш общий подход к Украине — речь идет не только о подходе руководства Дании, а об общем подходе Евросоюза — состоит в том, что мы делаем ударение на выполнении уже подписанных между обеими сторонами соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Это и является фундаментом для дальнейшего развития отношений между Украиной и Евросоюзом».
Таким образом, Украине еще раз указали на то, что для стратегического партнерства с ней на данном этапе существуют все необходимые условия, надо только укреплять «судебную систему, свободу прессы, права человека и гражданского общества». ЕС обещает свою помощь и сотрудничество в этих сферах. Представители Евросоюза пообещали обсудить возможные проблемы, связанные с предстоящим расширением ЕС, и постараются сделать максимально «простой и эффективной» систему виз для украинских граждан. Европа вновь пообещала деньги на строительство реакторов на украинских атомных станциях и заявила о своей заинтересованности в проектах газового транзита через Украину. Что касается рыночного статуса, то никаких обещаний не было дано. Европейцы пообещали вернуться к этому вопросу, когда Украина будет близка к завершению переговоров о вступлении в ВТО, пока же они готовы вместе с Киевом поработать над скорейшим заключением тарифного соглашения, и тут карты в руках украинцев.
Леонид Кучма пообещал, что Украина будет стремиться выполнить «все критерии, достичь стандартов, которые предъявляются к кандидатам на прием в ЕС», однако тут же заметил, что мы не будем устанавливать каких-либо конкретных сроков.
Колесо истории сделало очередной поворот. Ситуация до боли напоминает конец 1999 года, когда перед саммитом Евросоюза в Хельсинки Киев предпринимал титанические усилия, чтобы получить от Европейского Союза статус ассоциированного члена и стать признанным «потенциальным» кандидатом на вступление в ЕС. Результатом всех этих усилий стала Единая стратегия Евросоюза относительно Украины, в которой отношения с Киевом трактуются как «стратегическое партнерство», но не более. Напомним: именно тогда Леонид Кучма признал, что Украина не готова выйти в Европу, хотя в каком-то смысле и сами европейцы были не готовы увидеть в Украине неотъемлемую часть Европы, которую, по словам американского президента Джоржда Буша, она (Европа то есть) должна обязательно включать в будущем. После этого на несколько месяцев — до следующего саммита Украина—ЕС в Париже в 2000 году — Киев заморозил всяческие разговоры о своем европейском выборе. Потом на полтора года страну, как бык овцу, покрыл «кассетный скандал», который не дает покоя политикам и сегодня. И они вновь выбили из украинского Президента обещание завершить расследование дела о гибели Георгия Гонгадзе.
За год, прошедший с последнего саммита Украина—ЕС в Ялте, в отношении европейцев к Украине, кажется, ничего не изменилось.
В Киеве говорят, что евроинтеграционному курсу альтернативы нет. В ежегодном послании Президента к Верховной Раде путь в Европу объявили однозначным приоритетом, и даже сближение с Россией в Киеве теперь рассматривают в контексте европейской интеграции двух стран. Украинцы одобрили Стратегию присоединения к ЕС. В ней, кстати, 2011 год значится если не датой вступления в европейское сообщество, то по крайней мере сроком, к которому времени Киев хотел сблизиться с этим сообществом максимально.
На Европу эти потуги впечатления не произвели. Существенной — концептуальной — «подвижкой» можно назвать лишь призыв британского министра иностранных дел Джека Стро к своим европейским коллегам оперировать термином «Большая Европа», а также инициативу Лондона считать страны, которые будут граничить с Евросоюзом после его расширения в 2004 году, «соседями ЕС». Это, конечно, не пресловутый «ассоциированный статус», но тоже кое-что: еще не жизнь в столице, но уже в ее области. Правда, пока ни в Брюсселе, ни в Копенгагене не знают, как строить отношения с «соседями». Дания в ближайшие шесть месяцев обещает «углубить и расширить» эту инициативу — собственно вложить в нее определенный смысл. Как заявил в ходе саммита Украина—ЕС в Копенгагене министр иностранных дел Дании Пер Стиг Мёллер, Европейский Союз интенсифицирует отношения с Украиной после своего будущего расширения в 2004 году, и только потом, уже в обновленном составе определится с приоритетами в отношениях с новыми соседями. Видимо, именно это имел в виду прозорливый греческий премьер Симитис, который говорил в Киеве, что в практическом плане вопросы строительства новых отношений ЕС «с соседями» — дело не близкого будущего.
Как бы там ни было, весьма симптоматичным можно назвать заявление украинского Президента Леонида Кучмы, сделанное им во время последнего саммита лидеров Центральной Европы в Словении в начале июня. Он сказал, что обеспокоен опасными тенденциями в Европе, которые угрожают темпам евроинтеграции восточноевропейских стран, а также заявил, что в Западной Европе европейская идея переживает своеобразный «кризис идентичности и политические евроинтеграционные проекты не находят ощутимого энтузиазма среди широких слоев населения». Да, это конечно не повтор заявления о «неготовности» Украины принять Европу и наоборот, но в какой-то степени поле для маневра, оправдание для новой перемены курса в случае, если ЕС не предложит Киеву ничего нового.
Судя по всему, Дания потратит свой срок на выход из этого «кризиса идентичности». Ведь если к 1 января 2003 года все страны Евросоюза не ратифицируют договор в Ницце, даже о расширении Евросоюза за счет стран первой волны можно будет только мечтать. Дамокловым мечом висит над идеей расширения очередной референдум в Ирландии, граждане которой на каждом очередном соцопросе упорно высказываются против положений этого документа. С другой стороны, и для самых «продвинутых» кандидатов, таких например, как Польша, все еще сохраняется угроза не успеть занять место в поезде, уходящем в Европу. Варшава и Брюссель еще спорят о том, как им решить проблему субсидий для фермеров. По мнению многих экспертов, в Европе, склоняющейся вправо, нарастают тенденции, при которых может быть отказано в праве вступить в ЕС даже куда более подготовленным кандидатам, чем Украина. Нашей стране вменяют в вину незащищенность границ на востоке. В ЕС чрезмерно пристально следят за тем, как Украина, а также Польша борются с нелегальной миграцией. Можно ли ожидать, что при этом будут сделаны какие-либо послабления для украинских граждан в вопросе виз?
Последний штрих — именно Дания с 1 июля 2002 года ввела в действие новую редакцию закона о нелегалах. Депутаты Европарламента от Испании и Бельгии выступили с критикой этого законопроекта, а представляющий в Европарламенте Партию зеленых Швеции Пер Гартон заявил, что Копенгаген, наверное, стремится превратить Евросоюз в «крепость под названием Европа».
Правда, этот мини-скандал, несколько смазавший начало председательствования Дании в ЕС, все же не отразился на настроении датских политиков, которые получили возможность еще раз от имени Европейского Союза заверить украинского гостя в Копенгагене, что с Киевом у ЕС всегда будут приоритетные отношения.