Хавьер Солана — Леониду Кучме: докажите, что вы реформатор {Фото УНИАН} |
Солана лучезарно улыбался. И от его улыбки, как в песенке из детства, действительно становилось светлее и хотелось верить, что не все так плохо в этом государстве.
Визит Хавьера Соланы, известного своим оптимизмом и готовностью к компромиссам, оказался более чем своевременным. Ощетинившаяся и загнанная в угол окриками (пускай и по существу) из Вашингтона и Страсбурга Украина давно не слышала доброго слова и все больше проникалась антизападными настроениями.
Генеральный секретарь совета Европейского союза, высокий представитель ЕС по вопросам совместной внешней политики и безопасности приехал в Киев сгладить острые углы и привез с собой изрядную порцию бальзама на украинские раны, нанесенные критикой Запада. И в сложную формулу этого «снадобья» входило не только обещание доктора Соланы заговорить по-украински к следующему визиту. Как бы забыв о мартовском заявлении ЕС и не подозревая о существовании суперкритического доклада о ситуации в Украине мониторингового комитета ПАСЕ и предстоящей экзекуции в Страсбурге, высокий представитель Евросоюза назвал нашу страну «демократическим государством» и явно не обмолвился, поскольку произнес это определение неоднократно. Прогнозы некоторых экспертов о том, что Солана привезет в Киев дающий надежду message от ЕС, подтвердились. «Украина является фундаментальной страной для Европы. И у вас есть добрые друзья, которые хотят идти вместе с вами по европейскому пути. Вы должны быть уверены, что страны ЕС всегда будут рядом с вами», — заявил высокий представитель ЕС в своем выступлении в дипломатической академии.
Демонстративно и многократно подчеркивая свое невмешательство во внутренние дела Украины и отсутствие каких-либо намерений выступить посредником в урегулировании наших внутриполитических конфликтов, Х. Солана, тем не менее, четко сформулировал следующие ключевые положения послания Европейского союза. Во-первых, «очень важно, чтобы начатые в Украине реформы продолжались». Дипломат ушел от прямого комментария по поводу возможной отставки правительства Ющенко, при этом подчеркнув, что для ЕС самое главное, «чтобы курс и темп реформ не изменялись». Этот курс для Украины — «становиться страной, которая имеет те же ценности, ту же структуру, то же верховенство закона, что и страны ЕС».
Во-вторых, если все-таки движения по пути реформ не произойдет, то это будет «большой ошибкой» и, соответственно, «негативным образом скажется на отношениях с ЕС». И, в-третьих, «консолидированная и зрелая демократия должна воспринимать критику и защищать свободу прессы, что является отличительной силой демократического общества».
Эти основные идеи были донесены генсеком Евросоюза как до высшего руководства страны, так и до представителей оппозиции, существование которой в Украине, кстати, европейский дипломат ни в коей мере под сомнение не ставил. Более того, по словам самого Х.Соланы, он остался «очень-очень» доволен встречей с Удовенко, Тарасюком, Осташом, Морозом, Пинзеником и Турчиновым, которая была «позитивной, конструктивной и прошла без какого-либо напряжения и трудностей». (Кстати, это единственное высказывание Соланы, которое переводчик на пресс-конференции забыл (?) перевести.)
По поводу «дела Гонгадзе» позиция Евросоюза не изменилась: «Мы хотим увидеть честное и прозрачное расследование, как это делается в демократических, стабильных и зрелых государствах», — отчеканил высокий визитер.
В общем, по словам Соланы, Украина должна еще продемонстрировать, что процесс реформ как политических, так и экономических, необратим. Собственно, об этом же (и вполне реалистично) говорил в своем выступлении на конференции «Украинская внешняя политика и дипломатия: десять лет независимости» и министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко: «Необходимо признать, что нам еще только предстоит продемонстрировать реальную последовательность усилий и на европейском направлении, и в претворении демократических ценностей внутри Украины, равно как и в продвижении экономических реформ. То есть нам еще необходимо сдать экзамен на неизменность наших общегосударственных ориентиров».
И пока мы не получим «отлично» на этом экзамене, вряд ли приходится рассчитывать на получение хотя бы намека от Евросоюза и, тем более, открытого признания права нашей страны когда-нибудь в будущем стать полноправным членом ЕС. Но официальный Киев не оставляет попыток выжать из Брюсселя «положительный сигнал»: «Мы готовы встать в очередь, — говорит А.Зленко, — но мы должны знать, что она до нас дойдет».
Такой уверенности у Украины нет. Сегодня в Европейском союзе идут серьезные дискуссии о возможности расширения ЕС в будущем дальше западных границ Украины. И вполне реальным может оказаться, предполагает начальник Главного управления внешней политики администрации Президента Украины Андрей Фиалко, что после первых волн расширения Евросоюз осознает объективно невозможным дальнейшее расширение, поскольку сложная структура из 25 или даже более стран может попросту оказаться неэффективной. И тогда Украине под тем или иным предлогом будет отказано в полноправном членстве в ЕС, даже если она к тому времени будет соответствовать всем копенгагенским критериям. Так стоит ли Украине в этом случае продолжать следовать государственной стратегии европейской интеграции? Нужно ли прикладывать столько усилий в приближении к, возможно, недостижимой цели? Безусловно, стоит! Потому что для Украины, считает А. Фиалко, важно не столько само членство в ЕС, сколько уровень жизни, благосостояние народа и стабильность. Реформированное украинское общество в конце концов нужно не Евросоюзу, а нам с вами.
Должна ли Украина обязательно вступать в НАТО, чтобы приблизиться к Европейскому союзу, как уверены некоторые в Украине? Или возросшее в последнее время количество барьеров на пути нашей страны к Североатлантическому альянсу осложнит также и ее евроинтеграцию? А.Фиалко, например, считает: Евросоюз, учитывая специфику Украины, с пониманием отнесся бы к заявлению нашей страны о том, что мы не будем пока вступать в НАТО. Кстати, спровоцированный украинским дипломатом Х.Солана, пожалуй, впервые дал четкий ответ на вопрос «возможно ли, в принципе, членство в ЕС без членства в НАТО?» — «Да, возможно». Верховный представитель Европейского союза напомнил, что сегодня в его рядах есть несколько стран-полноправных членов ЕС, но не являющихся членами НАТО и строящих свои отношения с альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира».
Но это все теория. На переговорах же украинской стороны с генеральным секретарем совета Европейского союза больше обсуждались все же конкретные вопросы. Хотя, по мнению некоторых экспертов, полностью от иллюзий украинские дипломаты так и не избавились. Примером этого может служить хотя бы постановка вопроса перед высоким представителем ЕС о применении Европейским союзом в отношении нашей страны элементов так называемой «стратегии присоединения». Кстати, в переданном несколько месяцев назад Евросоюзу Меморандуме Украины «Укрепление сотрудничества между Украиной и Европейским союзом в сфере внешней политики, безопасности, военного и военно-технического сотрудничества» есть и другие малореальные или не очень удачные, как считают компетентные эксперты, предложения. Например, зачем предлагать и так имеющие статус стратегических отношения Украины с ЕС «вывести на уровень особого стратегического партнерства (сродни особому партнерству Украина-НАТО)»? Кто может доступно объяснить, в чем разница между этими отношениями? Или, скажем, насколько реально будет «для укрепления механизмов консультаций в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» создание множества «многосторонних механизмов» вроде Украина-ЕС–ЗЕС, Украина–ЕС–НАТО, Украина–ЕС–ОБСЕ, Украина–ЕС–США, Украина–ЕС–Канада? А главное, насколько эффективными могут быть эти «механизмы»?
А насколько серьезно могут воспринимать европейцы украинские предложения, если о некоторых из них спустя несколько месяцев Украина уже и сама почти не вспоминает? Например, в меморандуме есть пункт об изучении возможности введения в нашей стране системы критериев Кодекса поведения ЕС в области экспорта обычных вооружений на основе опыта государств–членов Европейского союза. Но на позавчерашней пресс-конференции А.Зленко, отвечая на вопрос, когда же мы сможем присоединиться к этому кодексу, ответил: «У нас сегодня на повестке дня такой вопрос не стоит. И мы им детально не занимаемся, поскольку возникают вопросы, которые необходимо решить до того».
Вызвало некоторое недоумение у независимых экспертов и украинское предложение, прозвучавшее на переговорах с Х.Соланой, провести в декабре этого года консультации в рамках комиссии Украина–НАТО при участии высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, где рассмотреть возможное место Украины в системе европейской безопасности и обороны и сотрудничество нашей страны в научной и военно-технической сферах. Сама по себе идея, безусловно, хорошая, но зачем впрягать в одну упряжь «коня и трепетную лань»? Зачем проводить эти консультации в рамках комиссии Украина–НАТО, когда между альянсом и Евросоюзом существуют определенные трения по поводу создания Еврокорпуса, зон ответственности и т.п.?
Но будем справедливы к нашим дипломатам, поскольку многие предложения — и внесенные в вышеупомянутый Меморандум, и высказанные на встречах с высоким представителем ЕС, действительно конструктивны, и в случае принятия их Евросоюзом могут значительно расширить сотрудничество и сблизить нас с ЕС. Кстати, после долгого молчания Союза (будем надеяться, по причине его жуткой забюрократизированности, а отнюдь не неприемлемости большинства украинских инициатив), Х. Солана, отвечая на вопрос «ЗН», сообщил, что привез одобрительный ответ по поводу наших предложений, содержащихся в Меморандуме, и надеется, что это в какой-то степени снимет некоторую озабоченность Украины. Не уточняя, правда, какие именно украинские инициативы пришлись по душе ЕС, Солана пообещал начать работу над ними «прямо с этого момента» и до следующего саммита Украина–ЕС, предварительно запланированного на сентябрь.
Впрочем, из других ответов генсека совета ЕС стало понятно, что на сегодняшний день Евросоюз готов всерьез обсуждать участие нашей страны в европейских механизмах безопасности и обороны, в частности, в урегулировании потенциальных кризисов. Х.Солана с удовольствием привел пример нынешнего успешного сотрудничества Украины с ЕС в Македонии. Еще бы! Украина, по сути, помогла Евросоюзу, пытающемуся в дискуссиях с НАТО отстоять право считать Европейский континент своей зоной ответственности, сохранить лицо. Ведь пока ЕС его бюрократической машиной и консенсусными механизмами только приходил в себя от новой вспышки насилия на Балканах, украинские вертолеты помогли восстановить мир. Отечественные эксперты считают, что подобный опыт быстрой реакции Украины в ситуациях, когда Евросоюз по той или иной причине не может принять решения или участвовать в операции (например, из-за предубежденности сторон конфликта против какой-либо страны), должен активно использоваться и в дальнейшем. Кстати, по некоторой информации, ЕС заинтересован в украинском участии в полицейских силах Евросоюза, создаваемых на Балканах.
Генсек Солана напомнил, что окончательное решение о создании военного потенциала ЕС будет принято только в январе 2003 г., когда планируется подписать соответствующие документы. Но одно из соглашений, касающееся урегулирования кризисных ситуаций, на сегодняшний день уже формализовано, и в случае, если ЕС будет вовлечен в урегулирование какого-либо кризиса и пригласит также Украину, то наша страна, заверил Х.Солана, будет иметь такие же права и обязанности, как и все страны ЕС.
До 2003 г., сообщил генсек ЕС, Евросоюз еще будет собирать предложения разных стран по созданию Еврокорпуса и их участия в нем. Многие украинские предложения были изложены еще в Меморандуме об укреплении сотрудничества. В частности, нашей стране хотелось бы ввести регулярные встречи Украина–ЕС на уровне министров обороны, начальников генеральных штабов, военных экспертов, а, возможно, и создать украинский орган связи при союзовских военных структурах. Наша страна не только предлагает для боевой подготовки военных сил Евросоюза свои учебные центры и полигоны, но и готова предоставить в их состав для урегулирования кризисов под эгидой ЕС свои национальные или совместные с другими странами подразделения (список последних содержится в Меморандуме).
Насколько глубоко европейцы вникли в конкретику украинских предложений, пока неизвестно. Однако от внимания наблюдателей не ускользнул тот факт, что Х.Солана во время своего киевского визита с украинским министром обороны не встречался (хотя, будучи пару недель назад в Москве, генсек ЕС обсуждал российские предложения с новым министром обороны РФ Сергеем Ивановым).
Еще одна большая группа вопросов, которая обсуждалась во время визита Х.Соланы в Киев, — возможная помощь Европейского союза для предотвращения негативных последствий расширения ЕС для Украины. Нашей стороной было предложено провести результативные консультации по этому поводу в рамках подкомитета по вопросам торговли и инвестиций и подкомитета по вопросам таможни, транспортного сотрудничества, борьбы с нелегальной миграцией, отмыванием денег и наркобизнесом. Кстати, еще во время парижского саммита украинская сторона предложила своим европейским партнерам начать консультации относительно заключения договора между Украиной и ЕС в сфере борьбы с организованной преступностью, который бы мог включить разделы о борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми, обустройстве границ, борьбе с терроризмом, отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, разделы о визовой политике и реформировании украинской системы правосудия и сближения норм уголовного права Украины и ЕС.
Наша страна громко заявляет об опасениях по поводу возможного появления на своих западных границах новых разделительных линий. Европейцы воздерживаются называть последствия расширения ЕС «негативными». Но, по словам Х.Соланы, они готовы обсуждать с Украиной, как «смягчить» эти последствия и как избежать возникновения потенциальных проблем. «В этом мы тоже добились прогресса», — заверил генеральный секретарь совета ЕС.
…В этом году Украина впервые за много лет праздновала Пасху в один день с большинством европейских стран. Так, может быть, это знак свыше?