И УКРАИНСКОГО НАРОДОВ
ПОЧТИ ГОТОВ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ СВОЕЙ СУДЬБЫ
Чем ближе 31 декабря
1995 г. - дата, определенная Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком в Ялтинском соглашении, к которой должен быть завершен раздел Черноморского флота, тем активней и заметней становятся процессы, позволяющие утверждать, что Краснознаменный Черноморский флот с двойным российско-украинским (формально) подчинением и неопределенным статусом действительно проживет недолго.
1. Оргштатные
мероприятия
Директивы из Москвы об «оргштатных мероприятиях» на ЧФ, а по сути - о его сокращении, начали приходить в штаб флота еще в прошлом году, причем, по времени они совпали с периодом окончательного осознания в Кремле того факта, что Президент Л.Кучма отстаивает интересы Украины еще более жестко, чем его предшественник.
В течение года ЧФ лишился всей своей инфраструктуры на континентальной Украине, а также по распоряжению Главного штаба ВМФ России был расформирован и ликвидирован целый ряд частей и объектов в Крыму, в частности в Балаклаве, Веселом, Перевальном, Донузлаве, Октябрьском и, в настоящее время, - в поселке Мирный. Следует сказать, что если процесс сокращения ЧФ в Балаклаве и Веселом проходил так, как будто бы военные объекты сдавались наступающему врагу (украинским военным доставались лишь ободранные стены зданий, порой даже крыша уносилась), то для передачи авиагарнизона в Мирном были даже созданы две комиссии по приему и сдаче объектов. Но и здесь украинские военные были разочарованы тем, что им оставили их коллеги с Черноморского флота.
Как сообщил командующий авиацией ВМС Украины генерал-майор авиации Николай Воловин, перед передачей этого авиагарнизона украинской стороне из Мирного на другой аэродром ЧФ под Севастополем были переброшены 6 самолетов, 8 вертолетов, 3 подвижные авиаремонтные мастерские и другая техника. По данным пресс-центра ВМС Украины, на днях транспортное судно ЧФ «Мизень» вывезло в Севастополь все медикаменты и медоборудование со склада тыла в Мирном, а местная пресса сообщила, что были полностью вывезены все склады «НЗ», стратегические запасы топлива и смазочных материалов. По утверждению севастопольской газеты «Флот України», «результатом этой усиленной работы по состоянию на сентябрь с.г. стало то, что ни одно звено самолетного и вертолетного полка не может подняться в воздух без дополнительного обеспечения». Заместитель командующего ВМС Украины контр-адмирал Николай Костров был более категоричен: «Авиагарнизон Мирный находится в разграбленном, разворованном состоянии, нам его предлагают по принципу - «На, небоже, що мені не гоже!» Однако еще больше беспокоит украинского адмирала то, что передаваемый ВМС Украины военный городок абсолютно не подготовлен к зиме. Командование ЧФ распорядилось передать Мирный к 15 октября, сроку начала отопительного сезона. Но... «все запасы топлива вывезены, котельные разграблены, емкости для горючего сданы коммерческим структурам. Логика российских адмиралов проста: проблемы военнослужащих и жителей гарнизонов, которые либо расформировываются, либо отходят украинской стороне, - это уже проблемы Украины. По мнению контр-адмирала Н.Кострова, подобным образом командование ЧФ просто экономит.
2. Долги
Но не только финансовыми трудностями и стремлением к экономии можно объяснить астрономическую задолженность Черноморского флота в городской бюджет Севастополя и обслуживающим организациям. Высокопоставленный офицер штаба ЧФ в неофициальной беседе объяснил, что сегодня, незадолго до полного раздела ЧФ, России нет смысла покрывать флотские расходы на налоги и платежи, ибо со временем вместе с флотом должны быть поделены и его долги.
Как сообщил недавно мэр Севастополя Виктор Семенов, по состоянию на сентябрь ЧФ задолжал городу 154 млрд. крб. за коммунальные услуги и более 600 млрд. - за электроэнергию. Глава Севастопольской городской госадминистрации пригрозил принять решение об отключении флотских объектов от энергоснабжения. В связи с этим часть надводных кораблей ЧФ перешла на режим самостоятельного обеспечения - с помощью дизелей - электроэнергией себя и через соединительные сети - рядом стоящих кораблей. Тем не менее, как сообщила флотская газета «Флаг Родины», на многих объектах ЧФ электричество отключается ежедневно.
Несколько дней назад по такой же причине - через неуплату долга за пользование телефонной связью в сумме 2,4 млрд. крб. - предприятием связи «Севастопольтелеком» были отключены 82 соединительные телефонные линии и 50 абонентских телефонов, находящихся в пользовании ЧФ.
Если для выколачивания долгов по электричеству, коммунальным услугам и телефонной связи есть соответствующие возможности и аргументы, то как заставить командование ЧФ ликвидировать перед и так бедным городским бюджетом Севастополя задолженность флота по уплате налогов в сумме более 140 млрд. крб. - севастопольскому мэру В.Семенову придется хорошо подумать. Пока же прорехи севастопольского бюджета, возникшие из-за флотских недоимок, вынужден покрывать Киев.
3. «Запасные аэродромы»
Известно, что адмирала Эдуарда Балтина на должность командующего Краснознаменным Черноморским флотом совместным решением назначили два президента. После окончательного раздела нынешнего ЧФ и создания ЧФ Российской Федерации Борис Ельцин должен назначить командующего собственным указом. У адмирала Э.Балтина, по мнению военных источников в Севастополе, шансов удержаться в командном кресле - немного. И совсем не потому, что адмирал как-то метко стрельнул себе из личного пистолета в «мягкие ткани бедра» или поднял военные вертолеты для поиска случайного обидчика адмиральской жены. Просто командующий имел неосторожность публично и в компании резко критиковать позицию президента Б.Ельцина и министра обороны России П.Грачева по проблеме Черноморского флота и его присутствия в Украине. Предощущая грядущие изменения в судьбе флота, адмирал Э.Балтин, похоже, начал готовить себе «запасной аэродром» в виде депутатского кресла.
Недавно «Интерфакс» сообщил, что командующий ЧФ принял решение баллотироваться на декабрьских выборах в Государственную думу Российской Федерации в общефедеральном списке блока «За Родину!». Фамилия Э.Балтина стоит в списке четвертой - после бывшего вице-премьера РФ Владимира Полеванова, главкома Воздушно-десантных войск РФ Евгения Подколизина и известного хоккеиста Владислава Третьяка.
Будущее волнует не только адмиралов ЧФ. В связи с многочисленными обращениями части военных моряков Черноморского флота комиссия по делам гражданства администрации президента РФ в конце сентября рекомендовала МИД России и Минобороны РФ ускорить оформление российского гражданства военнослужащим ЧФ, принявшим присягу России, и членам их семей. Сами же представители ЧФ, добиваясь российского гражданства, настаивают на сохранении за ними всех социальных и политических прав, предусмотренных украинским законодательством. В недавно распространенном заявлении «Координационного совета офицерских собраний Черноморского флота», нигде не зарегистрированной и не предусмотренной никакими уставами организации, говорится, что в отношении ЧФ применяется «прибалтийский вариант»: «Нам известно, что уже сегодня в Киеве готовятся законопроекты, предусматривающие поражение в социальных правах моряков ЧФ и членов их семей после раздела флота, его экономическое вытеснение из главной базы - Севастополя. К таким мерам относятся установление стопроцентной квартирной платы для семей военнослужащих российской части Черноморского флота, введение платного обучения для их детей, платного медицинского обслуживания и т.п.» - говорится в заявлении «Координационного совета офицерских собраний Черноморского флота». Комментируя этот документ, народный депутат Украины, председатель Союза офицеров ВМС Украины капитан
1-го ранга Евгений Лупаков отметил, что вполне естественно стремление украинской стороны навести порядок в своем доме, в частности в Крыму и Севастополе, определить статус ЧФ, условия его пребывания на украинской земле. Именно поэтому группа депутатов настояла на рассмотрении этого вопроса на сессии Верховного Совета Украины уже в ближайшее время: «А кому не понравится - ветер им в спину!»
4. Почему флот вовремя не поделится?
Хотя существует немало признаков того, что ЧФ и его командование уже морально и материально почти готовы к окончательному разделу, тем не менее, аргументов против этого - немало, причем весомых. И дело совсем не в том, что, как утверждает бывший командующий КЧФ, а ныне лидер Союза городов-героев адмирал в отставке Алексей Калинин, турецкий флот уже превышает по мощи и украинские, и российский силы на Черном море вместе взятые, а корабли НАТО свободно ходят там, где раньше боевой адмирал был единоличным хозяином. Гораздо ближе к истине капитан 1-го ранга Е.Лупаков, который считает, что на флоте существуют силы, имеющие тесные связи в среде московских политиков и не заинтересованные в разрешении этой сложной проблемы. Ведь пока статус ЧФ не определен, его командование имеет возможность бесконтрольно вывезти из Украины полфлота. Через эту своеобразную «черную дыру» наше государство попросту разворовывается. Свой материальный интерес в затягивании окончательного разрешения флотского вопроса имеют и в Москве. Если верить флотским финансистам, то за первые пять месяцев текущего года ЧФ выплатил налогов и различных платежей на сумму, приблизительно равную 5 млн. долларов США. Если же статус Черноморского флота будет определен, то за аренду военно-морских баз Россия должна будет платить Украине по самым скромным подсчетам 2,2 - 2,5 млрд. долларов! Разница ощутима, и ради нее, конечно, стоит доказывать, что флот нельзя разделить. Пока он сам не развалится и утонет в Южной бухте Севастополя.