Выступление на брифинге в госдепартаменте Ричарда Баучера, официального представителя внешнеполитического ведомства США, по поводу разгона палаточного городка на Крещатике и устное послание президента Буша Президенту Кучме были восприняты как предупреждение лишить Украину помощи Соединенных Штатов не только украинскими экспертами и журналистами.
Позавчера влиятельнейшая The Wall Street Journal написала, что украинский Президент рискует лишиться американской помощи. «С 1990 г. Украина получила от США более 2 млрд. долларов, больше, чем какая-либо другая бывшая советская республика, — пишет газета. — Это делалось с целью помочь стране стать рыночной демократией, интегрированной в Европу и Организацию Североатлантического договора. Этого не случилось».
В комментарии газете посол США в Украине Карлос Паскуаль, весьма пессимистично описал ситуацию в нашей стране: «Мы не бросаем Украину. Однако наша возможность работать с этой страной зависит от того, как решаются экономические проблемы и как идет процесс построения демократии. В области политики ситуация непонятна. В области экономики страна не развивается и даже, в определенном смысле, двигается назад».
Как видим, прежние дежурные реверансы американцев по поводу «смелой и амбициозной программы реформ Президента Кучмы» уже отброшены напрочь. Неужели и Штаты скоро махнут на нас рукой и перестанут тратить деньги своих налогоплательщиков на бесперспективное предприятие под названием «Украина»? А нашей стране, безусловно, есть, что терять. На сегодняшний день среди новых независимых государств (ННГ) Украина занимает второе место после России по размерам американской помощи (а на протяжении многих лет она была третьим реципиентом помощи США после Израиля и Египта). Только в прошлом году сумма всех видов помощи нашей стране составила $225 млн. 280 тыс. На текущий год Конгресс США в общем разделе затрат на ННГ в специальной статье предусмотрел, что Украине должно быть выделено не менее $170 млн. Кроме того, еще $40 млн. должны быть предоставлены нашей стране по отдельным программам ядерной безопасности и экспортного контроля. Отдельное финансирование предполагается и для некоторых сельскохозяйственных программ, которые находятся сейчас еще в стадии согласования. Таким образом, общая сумма помощи США Украине в 2001 г., по данным американской стороны, должна составить около $229 млн.
И, как утверждают весьма осведомленные источники, оснований считать, что существует угроза лишиться этой помощи, на сегодняшний день нет.
Во-первых, вспомним, что в своем выступлении Р.Баучер не уточнял, о какой именно поддержке Украины Соединенными Штатами идет речь — о политической, экономической, в решении вопросов с международными финансовыми институтами — помощь со стороны самого влиятельного государства мира может быть разной. Понятно, что на политическую поддержку Вашингтона нынешний украинский режим рассчитывать уже не может. Вряд ли стоит ожидать особого снисхождения от американцев и на переговорах в МВФ или Всемирном банке. А вот по поводу тех сумм, о которых сказано выше, сам Р.Баучер заявил: «В настоящее время изменений в нашей программе помощи нет». И вряд ли они появятся, во всяком случае, в течение этого года. Американская процедура выделения помощи зарубежным государствам достаточно сложна: соответствующий законопроект должен пройти утверждение в обеих палатах Конгресса, быть согласован с Белым домом и госдепартаментом. Соответственно, и внесение поправок в уже принятый закон должно проходить по этой же процедуре.
Во-вторых, в основном, деньги, о которых идет речь, выделяются на техническую помощь Украине, в частности, на закупку различного американского оборудования, оплату услуг американских консультантов, их командировок в Украину. Таким образом, в выделении этой помощи весьма заинтересованы многие американские фирмы и компании, зачастую даже конкурирующие между собой за право помочь Украине за счет бюджета США.
И в-третьих, и в главных, материальная поддержка украинских реформ со стороны американских налогоплательщиков не идет лично Президенту Кучме или правительству Ющенко, и не перечисляется в украинский бюджет, а распределяется по сотням проектов и программ и находит конкретных адресатов на региональном и местном уровнях. Как оказалось, у наших министерств даже нет какой-либо обобщенной информации о размерах и направлениях американской помощи. Доноры в лице различных американских организаций и реципиенты общаются напрямую, а любое повышение внимания к этому общению со стороны официальных украинских органов, как утверждают, зачастую вызывает раздражение американской стороны. Так что в большинстве случаев, участие украинских властей в разделе пирога американской помощи сводится лишь к регистрации контрактов.
Какие же программы финансируют США в Украине? В основе поддержки со стороны Соединенных Штатов нашей страны и других ННГ лежит принятый еще в 1992 г. Конгрессом США Акт поддержки свободы для России и возникающих евразийских демократий и открытых рынков — FREEDOM Support Act (FSA). Украина была первым реципиентом помощи в рамках FSA, программы и проекты которого для нашей страны делятся по нескольким направлениям. Во-первых, это поддержка перехода Украины к рыночной экономике, сфокусированная в основном на развитии частного бизнеса (например, в прошлом году на эти цели было выделено $74 млн. для 22 фирм Украины, Молдовы и Беларуси), реформировании ТЭК, обеспечении безопасности ядерных реакторов (в текущем году на эти цели выделяется $30 млн.). Американские советники помогают украинским коллегам и в реформировании финансового сектора, изменении налоговой политики, разработке нового земельного законодательства, развитии сельского хозяйства.
Особой любовью американцев пользуются программы в рамках поддержки перехода Украины к демократии. Это и поддержка развития независимых СМИ и неправительственных организаций (в минувшем году, например, посольство США поддержало интернет-издание «Украинская правда» в самое трудное для него время), и техническая помощь в проведении выборов, и множество различных тренингов как для государственных служащих и членов парламента, так и для представителей неправительственных организаций.
В 1997 г. правительство США начало новую программу борьбы с торговлей женщинами и детьми из Украины. А в 1999 г. Вашингтон объявил об инициативе «Следующее поколение», направленной на поддержку украинской молодежи. Видимо, не питая больше особых иллюзий по поводу возможности «перековки» украинских чиновников и депутатов на искренних рыночников и демократов, американцы решили больше денег тратить на то, чтобы ценности цивилизованного мира украинская молодежь впитывала если не с молоком матери, то хотя бы с первыми глотками Coca-Cola. В рамках инициативы было удвоено количество программ обмена. Вообще же за последние восемь лет прошли учебу и стажировку в Соединенных Штатах около 13000 украинских граждан. По словам координатора помощи ННГ госдепартамента США Вильяма Тейлора, в этом году выделяется более $25 млн. на поездку еще 2400 украинцев в Соединенные Штаты. И вряд ли объем этих средств будет существенно уменьшен из-за каких-либо недемократичных действий украинских властей, поскольку значительная часть американских средств направлена как раз на развитие демократии.
Тенденция к снижению помощи со стороны Соединенных Штатов в настоящее время, безусловно, существует, но это общая тенденция и касается большинства реципиентов. Например, некоторые страны Восточной Европы вообще уже не получают американской помощи, но не потому, что в чем-то провинились перед Штатами, а потому, что выполнили свои программы-минимумы и добились значительных успехов в демократизации общества и построении рыночной экономики. О таком завершении американского финансирования мы пока можем только мечтать.