Газовый и порожденный им политический кризис помешали большинству СМИ адекватнее обратить внимание на выступление руководителя украинского Представительства при Европейских Сообществах Романа Шпека перед комитетом Европарламента по связям с Украиной от 11 января нынешнего года. Господин Шпек сказал дословно следующее: «Украина не может оставаться независимой, суверенной страной с рыночной экономикой за пределами Европейского Союза», а также призвал ЕС «завершить период колебаний и предоставить Украине перспективу членства в Союзе чем раньше, тем лучше».
Хочется верить, что такое серьезное официальное заявление высокопоставленного украинского дипломата было согласовано с руководством МИД, а потому означает, что отдельные власть имущие в Киеве начинают обращать внимание на тот факт, что история до сих пор не знает примеров удачной трансформации постсоветских государств в демократические страны с рыночной экономикой вне процесса институциональной интеграции в Евросоюз. И едва ли Украине первой удастся то, что до сих пор не удалось ни одной постсоциалистической стране.
Непредвзятый анализ макроэкономических показателей и торгового баланса стран доказывает: вступление в Евросоюз (как процесс с момента вынесения положительного решения Европейским Советом по заявлению государства и до вступления в силу соответствующего соглашения о вступлении в ЕС) является мощным импульсом для развития и модернизации экономики любой страны-кандидата, однако и за пределами этого процесса экономика стран может развиваться не менее интенсивно. Не только новые и динамичные мировые экономические сверхсилы — Китай и Индия — демонстрируют впечатляющие стабильные темпы роста ВВП (9,1% и 6,2% в 2004 году соответственно), похожие результаты у России, Казахстана, Азербайджана, Беларуси. Любопытно, что в мировом рейтинге-2004 среди 50 лидеров по показателю роста ВВП количество европейских государств не впечатляет, а демократических или почти демократических — тем более: Лихтенштейн, Латвия, Литва, Эстония, не самые демократические Румыния, Молдова и Украина, а также условно европейская Турция, Грузия и Армения — вместе рост ВВП ровно 20%.
Вывод прост: устойчивому динамическому росту национальной экономики содействуют стабильный умеренно авторитарный режим, сильная центральная власть и либеральное экономическое законодательство. Основополагающие европейские ценности, а именно: уважение к человеческому достоинству, свобода, демократия, равенство, верховенство права и уважение прав человека, в частности прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, — отнюдь не является предпосылкой «экономического чуда». Пожалуй, именно поэтому Турция, по темпам роста ВВП опережающая все без исключения государства—члены ЕС, продолжительное время имела и до сего времени имеет чуть ли не больше всего проблем с выполнением именно первого копенгагенского критерия членства в Евросоюзе.
Кстати, торгует Европейский Союз не только с тем, кто демократический, но и с тем, кто не демократический, однако среди основных торговых партнеров ЕС почетные второе и четвертое места занимают авторитарные Китай и Россия.
Так что Роман Васильевич был прав, когда говорил: Украина, которая будет жить по европейским стандартам и руководствоваться европейскими ценностями, может состояться только при условии «полномасштабной» (как сказано в совместном заявлении по результатам последнего саммита Украина— ЕС), а скорее — институциональной интеграции в Евросоюз. Тем не менее несколько странно из уст опытного украинского дипломата слышать в начале 2006 года призыв к европарламентариям «предоставить Украине перспективу членства в Союзе». Напомним, год назад Европейский парламент уже сделал для нашего государства чуть ли не все, что мог, приняв беспрецедентную для институтов Евросоюза резолюцию по поводу Украины. В ней представительский орган ЕС призывал Совет, Комиссию и государства-члены «рассмотреть, за пределами мероприятий Плана действий в рамках Европейской политики соседства, другие формы ассоциации с Украиной, предоставление четкой европейской перспективы стране и ответа на продемонстрированные подавляющим большинством украинского народа стремления, что в конечном итоге может привести к вступлению страны в ЕС». Кроме этого, Европарламент обязался «помогать и поддерживать Украину» в процессе трансформации, преследующей цель полноправного членства в Евросоюзе .
К сожалению, тогда Украина не воспользовалась действительно уникальным шансом кардинально изменить парадигму отношений с ЕС, переведя ее из плоскости партнерства в плоскость реальной интеграции. Уже в феврале европейские бюрократы, которые не могли до того времени решить, что же им делать с Турцией, все настойчивее стучавшей в европейские двери, вздохнули с облегчением: новоназначенный украинский вице-премьер по вопросам европейской интеграции, давний соратник президента Ющенко Олег Рыбачук провозгласил большим достижением украинской дипломатии подписанный в Брюсселе План действий Украина—ЕС, то есть главный инструмент европейской политики соседства, по определению касающийся «соседних стран, на современном этапе не имеющих перспективы членства в Евросоюзе».
Пожалуй, после этого в Брюсселе и Страсбурге разве что потешались над заявлениями главного украинского евроинтегратора-неофита о сроках предоставления Украиной официальной заявки на вступление в ЕС: две недели, полгода, год. Поскольку главная стратегическая задача, которую решил Брюссель, убедив официальный Киев подписать План действий Украина—ЕС, — это трехлетняя гарантия (период, на который рассчитан ПД) от украинской заявки на вступление. Если бы украинское правительство предоставило такую заявку в начале 2005 года, когда вся Европа была в восторге от оранжевой революции, вряд ли брюссельские политики осмелились бы сказать Украине «нет». Кстати, такого же мнения в январе прошлого года придерживался и чуть ли не самый авторитетный и компетентный отечественный евроинтегратор Александр Чалый, в течение продолжительного времени отвечавший в украинском правительстве за европейское направление. Но, к сожалению, в феврале 2005-го евроинтеграцией в украинском правительстве занимался уже другой политик...
Так что странно сейчас звучат голоса некоторых представителей украинской дипломатии, призывающих Европарламент предоставить Украине «европейскую перспективу» или считающих, что пока основная среднесрочная задача Украины на европейском направлении — заключить соглашение об ассоциации или присоединиться к Соглашению о создании Европейского экономического пространства (EEA). Что касается европейской перспективы, то понятно: вряд ли Европарламент будет предоставлять нам ее в каждом январе. А если говорить о соглашении об ассоциации, то отвечает ли украинским интересам мечта базировать отношения с ЕС, своим влиятельнейшим соседом, на соглашении, однотипном с теми, которые определяют правовые принципы отношений Евросоюза с Мексикой, Чили, странами Магрибу или, например, Иорданией? А возможно, как страны предпоследней волны расширения, стоит попытаться интегрироваться в Евросоюз без соглашения об ассоциации? По крайней мере, внимательное прочтение учредительных договоров ЕС побуждает к выводу, что ассоциация и процедура вступления являются, скорее, альтернативными парадигмами отношений с Евросоюзом, нежели этапами одного пути.
И, наконец, следует ли серьезно обсуждать как альтернативу членства в ЕС возможное участие нашей страны в Европейском экономическом пространстве? Если кто-то считает, что Украина живет в европейской системе координат, а украинцы — от президента до рядового гражданина — руководствуются в своей жизни европейскими ценностями, ответ может быть утвердительным. Если же кто-то замечает существенные различия между Украиной с одной стороны и Лихтенштейном, Исландией и Норвегией с другой, — то, наверное, их ЕЭП (тот, который по-английски EEA) не для нас.
И последнее. Если мы стремимся только к экономическому успеху, то следует активно погружаться не в Европейское, а в Единое экономическое пространство: динамика роста экономик Казахстана, России и Беларуси намного перспективнее Европейского ЭП. Но тогда следует откровенно заявить, что со свободой и демократией мы год назад погорячились. Если же свобода и демократия по сей день привлекают нас больше, чем дешевый газ и нефть, — следует готовить заявку на вступление в ЕС. Возможно, после парламентских выборов судьба улыбнется нам во второй раз, и тогда, сразу после отмены ПАСЕ процедуры мониторинга относительно Украины, мы сможем аргументированно утверждать, что не только на словах уважаем принципы, сформулированные в части первой статье 6 Договора о Европейском Союзе, а следовательно, на основании статьи 49 настоящего договора обращаемся с официальным представлением по поводу обретения членства в Союзе.
Конечно, можно мечтать и об уникальном, как наш президент, «третьем пути» и надеяться, что Украина и за пределами институциональной интеграции в ЕС будет способна состояться как базирующаяся на системе европейских ценностей демократическая страна с рыночной экономикой. Вот только — напомним еще один раз — истории такие прецеденты до сих пор неизвестны. По теории вероятности, намного перспективнее спутать Брюсселю карты и рискнуть подать официальную заявку на вступление. В течение последних 30 лет ЕС отвечал отказом заявителям только дважды: Турции в 1987-м и Марокко в 1990-м, в то же время дав добро на вступление 18 странам и еще за тремя признав статус официальных кандидатов на членство. И пусть тогда в Брюсселе и остальных европейских столицах ломают голову над тем, как реагировать на официальное ходатайство Киева, — мы сможем с легким сердцем сосредоточиться на завершении выполнения Плана действий Украина—ЕС...
После того как редакция уже получила статью Г.Друзенко, произошло два события, о которых мы не можем не упомянуть.
Во-первых, в конце прошлой недели Европарламент принял отчет комитета по иностранным делам, в котором говорится, что существование Европейской политики соседства никак не влияет на право европейских государств подать заявку на вступление в ЕС. По мнению комитета, Европейский Союз не должен закрывать дверь для членства Украины и Молдовы. В документе приветствуется мирный демократический процесс в Украине и содержится призыв признать проевропейские стремления нашей страны и дать ей четкую европейскую перспективу.
Во-вторых, на этой неделе отечественный МИД обнародовал приоритеты Украины в отношениях с Евросоюзом в контексте реализации Плана действий Украина—ЕС. В документе содержится следующий абзац: «Важным политическим вопросом будет определение украинской стороной целесообразности подачи уже в этом году официальной заявки на членство в ЕС. Решение о подаче такой заявки будет обусловлено также и прогрессом на пути выполнения Плана действий, в т.ч. проведением свободных и демократических парламентских выборов в Украине в марте 2006 года».