«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ» БЕЗ ПРИЗНАКОВ РАДУШИЯ

Поделиться
Благополучная, социально ухоженная Швеция в последние дни января объявила о том, что намерена уже...

Благополучная, социально ухоженная Швеция в последние дни января объявила о том, что намерена ужесточить иммиграционное законодательство в преддверии официального расширения Европейского Союза, которое назначено на 1 мая 2004 года. Премьер-министр Йоран Перссон подчеркнул, что его страна не только нуждается в упорядочении своей позиции в будущей новой Европе, но и вынуждена сделать это, поскольку другие члены ЕС уже предприняли такие шаги заблаговременно. О чем речь? Да о том, что среди граждан, условно говоря «старой» Европы, растет тревога по поводу надвигающегося прибытия на свои территории «новых европейцев», то есть трудовых мигрантов из стран Восточной Европы и Средиземноморья, которые через два месяца станут законными гражданами Европейского Союза и в его границах обретут полную свободу передвижения.

Шведы, например, больше всего опасаются, что знаменитый «шведский социализм» — один из самых высоких в мире уровней социальной защиты населения — просто не выдержит массового наплыва дешевой рабочей силы. И тогда не хватит на всех высоких пенсий, пособий и льгот, вернее, они станут уже не такими высокими. Например, в Швеции посчитали, что польскому рабочему или любому другому соседу по Балтике достаточно проработать в стране всего 10 часов в неделю и он уже имеет право на получение пособия. Стоит вспомнить также, что сентябрьский референдум о присоединении к зоне единой европейской валюты шведы успешно провалили по той же причине: они посчитали, что родная крона в деле защиты социальных завоеваний будет более надежной, чем незнакомый евро.

А ведь именно Швеция была одним из самых энергичных сторонников расширения Европы и даже определила его ключевой темой своего президентства в ЕС в 2001 году. И именно Швеция была в числе тех шести стран—членов ЕС (вместе с Британией, Ирландией, Данией, Нидерландами и Грецией), которые обещали право на легальную работу восточноевропейским гражданам сразу после расширения ЕС. Сегодня, говорит премьер Перссон, ситуация изменилась, и «мы были бы наивными, если бы не видели рисков, нас ожидающих». Правительство социал-демократов уже подготовило проект закона, который будет регулировать предоставление рабочих мест в стране для иностранцев на основании экономической целесообразности.

Правда и то, что Швеция — не первая из стран ЕС, решившая изменить первоначальную позицию и ужесточить иммиграционное законодательство. Недавно точно так же поступили ее соседи — Дания и Нидерланды, затем к ним просоединилась Греция. Хотя лидеры этих государств на саммите ЕС в Копенгагене в декабре 2002 года говорили о том, что как раз за счет новых рабочих рук будут поднимать экономический рост. Самый краткосрочный контроль над ситуацией намерены установить Нидерланды — всего в течение года.

Дания, выступая хозяйкой знакового в деле расширения ЕС саммита в Копенгагене, чуть больше года назад отважно заявляла, что восточные европейцы будут получать работу на тех же основаниях, что и западные, а за последние месяцы резко поменяла свою позицию. Теперь, согласно принятому пакету ограничений, граждане из новых стран—членов ЕС будут иметь минимальный доступ к системе социального обеспечения Дании на протяжении последующих семи лет.

Кстати, именно такой, предельно допустимый по законам ЕС, срок в семь лет уже давно избрали Германия, Франция, Италия, Австрия для испытательной адаптации «новых европейцев». Чтобы обезопасить себя от наплыва дешевой рабочей силы, в этих странах разрешения на работу начнут выдавать лишь с 2009 года. Финляндия, защищаясь в первую очередь от своего ближайшего соседа Эстонии, назначила двухгодичный переходный период.

Великобритания, которая до последнего времени не намеревалась устанавливать какие-либо ограничения для «новых европейцев» и правительство которой неустанно объясняло своим гражданам экономические выгоды от легальной иммиграции, наконец также «дрогнула». Премьер-министр Тони Блэр сказал в начале февраля о возможности введения определенных ограничений на въезд граждан из 10 стран — новых членов ЕС, поскольку оказалось, что имеется «потенциальный риск» от неконтролированного наплыва дешевой рабочей силы.

Ирландия и Испания остались, по сути, единственными странами, готовыми сдержать свои обещания относительно открытых границ и свободного передвижения рабочей силы. Ирландия, которая с начала года заняла кресло президента в ЕС, оказалась, пожалуй, в самом трудном положении. Во-первых, она поневоле призвана навести порядок в рядах ЕС после итальянского президентства, которое закончилось провалом переговоров по новой европейской конституции. Во-вторых, именно под ее руководством будет происходить историческое событие — крупнейшее расширение Евросоюза. Что для Ирландии очень символично. Поскольку она — именно та страна, которая благодаря вступлению в ЕС из обездоленной сельскохозяйственной провинции превратилась в одну из самых процветающих экономик ЕС. И потому Ирландия вряд ли решится вводить какие-либо ограничения для иммигрантов новой, восточноевропейской, легальной волны.

Страхи «старой» Европы относительно восточных коллег слабо сочетаются с имевшими место радушными призывами вступать в общий европейский клуб. Несомненно, страхи эти преувеличены и слабо обоснованы. Особенно если вспомнить пример Испании и Португалии, которые присоединились к ЕС в 1986 году. Их опыт адаптации говорит о том, что чем скорее вновь вступившие страны становятся богаче, тем больше рабочих мест они создают у себя дома.

Печальнее всего то, что для благополучного бюргера «старой» Европы такие разные понятия, как трудовая миграция и нелегальная иммиграция, соискатели политического убежища и просто лжебеженцы, уже давно слились в одно понятие — в некий символ угрозы их экономическому процветанию и социальной защищенности. На этом, кстати, в последние годы успешно сыграли партии правого уклона, и после победы на выборах во многих странах Европы создали коалиционные правительства с откровенно ультраправыми партиями, за которые неожиданно голосовала немалая часть населения.

В тот же день, когда Швеция объявила о своих законодательных нововведениях, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан получал премию Европейского парламента имени Андрея Сахарова в память о сотрудниках ООН, погибших в иракской войне. Там же он держал речь. По правде говоря, никто не ожидал от генсека такого резкого и наэлектризованного обращения к европейцам. Он призывал старую «европейскую крепость» к более гуманному отношению к иммигрантам, объясняя, что «они не хотят бесплатной прогулки, а ищут честных возможностей». Он указывал европейским правительствам на их неправоту, когда они «демонизируют» иммиграцию вместо того, чтобы увидеть в ней решение острых проблем — роста рождаемости, пенсионных кризисов, старения общества. Он даже упомянул, что в США миграционная политика более справедлива и рациональна, имея в виду, очевидно, недавнее решение президента Буша предоставить временное, на три года, разрешение на работу восми миллионам нелегалов, находящихся в стране. Члены парламента ЕС устроили Аннану овацию, в то время как критики назвали его позицию просто утопией.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме