Covid, хамство и демократия

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Covid, хамство и демократия © Depositphotos/Sharomka
Штаты захлестнула пандемия бытового хамства

Вежливость, привычная в странах с системой демократического правления, в этом году дала сбой.

Весь год люди орали друг на друга в общественном транспорте, шипели на окружающих в магазинах, хамили на работе, толкались на улице и чаще, чем раньше, нарушали правила дорожного движения, подвергая друг друга опасности.

В США, где еще недавно бытовое хамство было редким явлением, агрессия граждан в общественных местах сделалась предметом национальных новостей. Особенно привлекли внимание безобразия пассажиров, отказывающихся носить маски в самолетах и лезущих в драку со стюардессами. Так недавно в самолете Southwest Airlines пассажир, «неоднократно игнорировавший стандартные инструкции в полете», ударил кулаком бортпроводницу и выбил ей два зуба. А стюардесса American Airlines, после того как пассажир напал на нее во время полета, попала в больницу с переломами костей лица и сотрясением мозга.

Это, увы, не единичные случаи. Национальный опрос пяти тысяч бортпроводников, проведенный их профсоюзом в 2021 году, показал, что 85% из них имели дело со строптивыми пассажирами и почти каждый пятый пострадал от их агрессивного поведения. Сара Нельсон, президент Ассоциации бортпроводников CWA, представляющей почти 50 тысяч работников 17 авиакомпаний, заявила, что уровень враждебности к бортпроводникам в этом году беспрецедентен. «Мы никогда раньше не видели такого уровня агрессии и насилия в наших самолетах, как в последние пять месяцев», — говорится в заявлении Нельсон. «Постоянное воинственное отношение пассажиров к ношению масок создает колоссальный стресс бортпроводникам, больше года работающим в ситуации, когда им приходится подвергать свою жизнь опасности в результате пандемии». По словам Нельсон, из-за напряженной ситуации на борту самолетов, некоторые бортпроводники просто уволились.

Беспрецедентное количество жалоб на агрессивных пассажиров заставило федеральные власти предупреждать путешественников, что они должны вести себя как можно лучше в аэропортах и самолетах, иначе рискуют попасть под суд.

В надежде обуздать рост числа людей, безобразничающих в самолетах, Федеральное управление гражданской авиации объявило, что передало дела более трех десятков пассажиров в ФБР для возможного уголовного преследования. «Пусть это послужит и предупреждением, и сдерживающим фактором: если вы нарушите порядок, то рискуете не только быть оштрафованы Федеральным управлением гражданской авиации, но и попасть под федеральное уголовное преследование», — заявил в недавнем пресс-релизе администратор FAA Стивен Диксон.

Дело дошло до того, что призвать непослушных пассажиров к порядку пришлось даже президенту Джо Байдену. «Сегодня я объявляю, что Управление безопасности на транспорте удвоит штрафы для пассажиров, отказывающихся надевать маски», — сказал Байден во время брифинга. «Если вы нарушите правила, будьте готовы за это заплатить. И, кстати, проявите немного уважения к другим людям, — добавил президент, обращаясь непосредственно к телезрителям. — Гнев, который мы видим по телевизору в отношении бортпроводников и других людей, выполняющих свою работу, — это нехорошо. Это уродливо».

«Уродливое поведение» наблюдается и среди посетителей ресторанов. Клиенты орут на официантов, а в таких городах как Нью-Йорк, где в ресторан, по правилу штата, можно войти только показав свидетельство о вакцинации, еще и пускают в ход кулаки, когда это правило кому-то не по вкусу. Так в сентябре три туристки из Техаса избили двадцатичетырехлетнюю хостес небольшого ресторана в Нью-Йорке, попросившую их представить доказательства вакцинации. Этой же осенью в Филадельфии женщина вынула пистолет и стала запугивать им работников ресторана, когда они попросили ее сделать заказ онлайн.

Словесные оскорбления со стороны грубых клиентов стали настолько невыносимыми, что, по словам владельцев одного ресторана в штате Массачусетс, некоторых работников зачастую доводят до слез. Владельцам этого заведения — Apt Cape Cod — пришлось на один день закрыть ресторан, чтобы подарить измученным работникам «день доброты». Об этом владельцы Apt Cape Cod объявили в Facebook и немедленно получили отклик от других рестораторов, точно так же страдающих от агрессивного поведения клиентов.

Грубость и хамство проникли и в больницы. Поддержка и благодарность медработникам в начале пандемии ослабла и во многих случаях сменилась недоверием, раздражением и растущей агрессией. «Часто медицинским работникам приходится терпеть грубость, когда что-то пошло не совсем так, как хотел пациент. Может быть, пациент опоздал на прием, и врач уже не мог его принять, или ему не прописали лекарство, которое он хотел, или еще что-то. Некоторые пациенты особенно грубят по телефону, когда их ничто не сдерживает», — пишет доктор Гладстон на странице MedPage Today.

Если прислушаться к жалобам друзей и знакомых, становится ясно, что грубость проникла повсюду. Коллеги игнорируют письма, опаздывают на заседания, откровенно смотрят в телефон, когда с ними разговаривают или, сорвавшись, орут друг на друга.

В чем же причины таких отклонений от привычных в Штатах норм поведения? Прежде всего, говорят психологи, виновата пандемия. Период, когда нашей жизни и жизни близких угрожает опасность, оказался настолько затяжным, что психическое здоровье людей не может не пострадать. Стресс от постоянной угрозы заболевания усугубляется вынужденной изоляцией, потерей работы или страхом ее потерять, и конечно, смертью или болезнью родных и друзей. Никто не ожидал подобной ситуации, и у людей не было возможности подготовиться к ней психологически. Иными словами, многие люди находятся на грани нервного срыва независимо от того, считают они, что вирус представляет собой угрозу или нет. Часть людей боится COVID-19, другая часть боится контроля и все боятся экономических последствий.

Но в США коронавирус — не единственная причина нарастающего хамства. Расшатывание демократических норм и политическая поляризация общества тоже связаны с ростом грубости и всплесками насилия. В демократическом обществе вежливость — это не только хорошие манеры, но и знак уважения людей друг к другу, восприятие друг друга как равных членов общества, безоговорочно достойных уважения. Но сложно сохранить вежливость в стране, где общество политически предельно разделено, и враждующие стороны ненавидят друг друга. Так, к примеру, люди в США, не желающие вакцинироваться или носить маски (по большей части республиканцы и сторонники экс-президента Трампа) считают себя диссидентами и борцами за свободу против засилия либералов. Вакцинировавшиеся же люди видят в вакцинации не только защиту своего здоровья, но и выполнение гражданского долга — предохранение других от инфекции и предотвращение появления новых штаммов. Эти люди смотрят на антивакцинаторов как на угрозу обществу. Неудивительно, что члены этих групп, куда входят и политические лидеры страны, не находят общего языка, друг друга не уважают и грубят друг другу на разные лады.

Вежливость — это не роскошь благополучной жизни. По определению знаменитого американского философа Джона Ролза, вежливость — это необходимый компонент в плюралистических обществах. Без норм вежливости в социуме нельзя установить диалог, необходимый для принятия разумных и приемлемых для большинства решений. По мнению Ролза, именно признание норм вежливости, ограничивающих эмоциональное поведение граждан, может обеспечить стабильность демократического общества и демократического правления.

Хамя друг другу мы коллективно ставим под удар основы демократии. Но вернуться к взаимному уважению и хорошему тону не так просто. Психологи предлагают несколько возможных стратегий.

Прежде всего — дышите глубже. Все способы подавления гнева требуют приостановки активности и паузы.

Агрессия заразительна, так что сделайте над собой усилие и не отвечайте грубостью на грубость.

Пожалейте хама — наверняка у него в жизни есть серьезные проблемы.

Оставайтесь спокойными и дружелюбными, даже когда вам грубят. Это дает другому человеку возможность успокоиться и скорректировать свое поведение в соответствии с вашим.

И конечно, не уходя от гражданской ответственности, подавайте хороший пример собственными действиями.

Все статьи Анны Бродски-Кроткиной читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме