Чем Украина не Китай?

Поделиться
На прошлой неделе, представляя министра иностранных дел Бориса Тарасюка аппарату этого министерс...

На прошлой неделе, представляя министра иностранных дел Бориса Тарасюка аппарату этого министерства, премьер-министр Украины Виктор Янукович на четвертый день своего премьерства отметил, что Кабинет министров намерен пересмотреть законопроекты, необходимые для вступления в ВТО, дабы определить, насколько эти законопроекты соответствуют интересам Украины и есть ли необходимость организовать общественные слушания для их обсуждения. Янукович также выразил мнение, что правительство сможет договориться с партнерами по ВТО об отсрочке снижения ставки ввозной пошлины на несколько лет, что даст возможность создать лучшие условия для украинских производителей.

Такая политика нового правительства может означать дополнительные переговоры с членами ВТО, с которыми Украина уже подписала двусторонние соглашения о вступлении в эту организацию. А это может отодвинуть ее членство на неопределенный срок, гораздо дальше 2006 года, как планировалось в Универсале национального единства.

Народная Республика Китай, обладающая одной из мощнейших экономик мира, вела переговоры о вступлении в ВТО в течение 16 лет, и это был самый продолжительный переговорный процесс по этому поводу. Украина ведет переговоры уже более 13 лет. Станем ли мы рекордсменами в гонке?

Проблема вступления Украины в ВТО заключается в непонимании обществом и бизнесменами специфики членства в организации и отсутствии стабильной государственной внешней политики в этом вопросе.

К сожалению, после затянувшегося переговорного процесса по поводу вступления в эту организацию (переговоры Украина начала 17 декабря 1993 года, когда в Секретариат ГАТТ была подана официальная заявка правительства Украины о присоединении к ней) никто так и не смог четко объяснить обществу принципы ее деятельности, отличие от других организаций, потенциальное влияние на экономику и благосостояние.

Украинское общество (и большинство промышленников) не знает даже сегодня: ВТО — это хорошо или плохо, и если плохо, то для кого? В этом и заключается основная причина медленного продвижения нашего государства в этом направлении — мы не понимаем, куда идем, потому и не торопимся. Промышленники как основная лоббирующая сила государства не включены в процесс вступления и переговоров, а обществу о ВТО «забыли» рассказать.

За все время переговорного процесса не было проведено серьезное государственное исследование преимуществ членства в ВТО, дабы расставить все точки над «і». Согласно выводам Института экономических исследований и политических консультаций, которые стали результатом практически единственного комплексного исследования экономических перспектив вступления Украины в ВТО, уже через пять лет членства благосостояние украинского населения возрастет на 5,2%, реальный ВВП — на 2,3—2,8%, а реальные зарплаты — на 3,6%.

Кроме того, не было — и это главное — программы развития украинских отраслей промышленности после вступления страны в ВТО. (Ведь нельзя считать серьезным планом пять страниц распоряжения Кабмина от 12 января 2006 г. №10-р «Об утверждении плана мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий в связи с вступлением Украины в ВТО и обеспечению повышения конкурентоспособности национальной экономики».)

Что же такое эта «непонятная» организация? После Второй мировой войны были созданы несколько международных организаций для отслеживания состояния экономической стабильности в мире. Прежде всего это организации Бреттон-Вудской системы — Всемирный банк и Международный валютный фонд. Но миру необходима была и третья организация (третий кит для поддержки мира), которая занималась бы регулированием торговых потоков, в отличие от регулирования экономического развития и поддержки стабильных обменных курсов. Разница между ВТО и другими институтами Бреттон-Вудской системы заключается в отличительных особенностях системы голосования. В ВТО работает принцип: одна страна — один голос, и голосование не распределяется по ВВП стран-членов. Соответственно ВТО — более демократичная организация, где дипломатическая сила имеет значительно меньшее влияние, и потому даже такая маленькая страна, как Антигуа и Барбуда с населением 80 тысяч, может выиграть торговый спор у США.

На вопрос, какие основные принципы исповедует эта организация, ответ чрезвычайно прост: основной принцип ВТО — недискриминация в торговых отношениях. Дискриминация может иметь два проявления — дискриминация одного из двух иностранных товаров в плане их попадания на территорию своего государства или отечественных или импортных товаров уже внутри государства.

Придерживаясь принципа недискриминации в торговле, государства достигают эффективного размещения всех своих ресурсов. Потребитель, покупая товар, имеет право и возможность выбрать наиболее эффективного производителя, чтобы как можно полнее удовлетворить свои потребности. Для достижения этого эффекта члены ВТО постепенно уменьшают ввозную пошлину и приводят ставки пошлины на одинаковые товары из всех стран к одному уровню. Наиболее эффективно изготовленный товар попадает в страну по самой низкой цене, поскольку ее не искажает пошлина.

Естественно, попадая в товарооборот Украины, импортные товары будут жестко конкурировать с отечественными и между собой. Со вступлением Украины в ВТО на ее рынке европейские товары будут конкурировать с американскими, японскими, китайскими или российскими. Благодаря этой конкуренции украинский потребитель за те же деньги получит больший выбор, а следовательно, и возможность получить лучшие и более дешевые товары или услуги.

Следовательно, если принять во внимание упомянутые принципы ВТО, главным победителем от вступления Украины в эту организацию будут украинские потребители, именно тот слой социума, которому не объяснили преимущества членства.

Кому же невыгодно вступление Украины в ВТО? И почему мы так медленно туда идем?

Вне всякого сомнения, вступление невыгодно тем, кто будет субъектом такой повышенной конкуренции. Это прежде всего неэффективные предприятия Украины и их работники. Ведь жесткой конкуренции с ЕС, Америкой, Японией и Россией на одинаковых условиях многие не смогут выдержать. Согласно экономической теории, ресурсы, привлеченные в отрасль промышленности, не выдерживающей мировой конкуренции, являются неэффективно размещенными ресурсами, и «невидимая рука» переведет их в отрасли, где страна обладает преимуществами и может конкурировать на мировом уровне.

Важной задачей государства при этом переходе ресурсов является максимальное облегчение этого процесса. Государство должно как можно более безболезненно перевести неэффективно размещенные ресурсы в отрасли, где они могут быть использованы наиболее эффективно. Собственно, это и ожидает Украину: со временем некоторые предприятия вынуждены будут уйти с рынка, а люди, которые вследствие этого станут безработными, — найти себе другую работу или получить другую квалификацию, возможно, даже переехать в другой город и занять другую нишу на рынке. Конечно, нелегко осознавать себя неэффективно размещенным ресурсом, но это кратковременное негативное изменение необходимо для длительного благосостояния.

Яркий пример перехода ресурса приводит один из лучших торговых юристов Соединенных Штатов профессор Гарри Хорлик: сто лет назад в США 79 процентов населения было занято в сельском хозяйстве. Но благодаря глобализации, вступлению США в ВТО, либерализации торговли сегодня в сельском хозяйстве страны занят только один процент ее населения. Следовательно, математически это означает, что 78 процентов населения вынуждены были оставить свою работу, получить другую квалификацию. Результат — сегодня в США живется лучше, чем сто лет назад.

ВТО дает много преимуществ промышленности, которая сможет приспособиться к работе в интегрированной мировой системе: ведь появится возможность покупать самые дешевые составляющие от наиболее эффективного зарубежного поставщика, а следовательно — совершенствовать свое производство. Кроме того, у предприятий Украины появятся значительные экспортные возможности, поскольку внешние рынки с унифицированными правилами игры на них станут для этих предприятий более доступными и открытыми.

ВТО не является «жестокой» организацией, у нее есть свои методы и меры, с помощью которых можно временно закрыть рынок, предоставляя шанс национальным товаропроизводителям реорганизоваться для достижения лучших результатов. Чтобы использовать эти правовые механизмы ВТО, промышленности будут крайне необходимы специалисты. Все государства в мире хотят научить Украину играть в игру под названием «Всемирная торговая организация». Но никто из них не научит ее выиграть в этой игре. Украина должна сделать это сама.

Однако следует понимать, что ВТО не панацея от всех болезней. После вступления в организацию пройдет какое-то время, пока мы получим все преимущества от членства в ней. Этой организацией нужно уметь пользоваться. Автоматически не исчезнут ни антидемпинговые расследования, ни таможенные ставки, но появится возможность обжаловать эти ставки или введение новой пошлины, а также другие нарушения торгового права на форуме ВТО, который является способом решения споров и предусматривает жесткий механизм выполнения его решений. Будучи членом ВТО, Украина сможет решать свои трубные, металлургические, химические и другие торговые проблемы с членами ВТО по уже утвержденным правилам в международном суде.

Кроме абсолютного непонимания специфики ВТО социумом и крупным бизнесом ситуацию усложняет еще и политика: ведь в свете последних политических перемен неизвестно, когда именно Украина станет членом Всемирной торговой организации. После завершения двухсторонних переговорных процессов с разными государствами и одобрения членства Генеральной ассамблеей ВТО фактически будет ратифицировать договор о вступлении Украины в ВТО Верховная Рада Украины. Парламент должен принять еще ряд законопроектов, которые уже сегодня В.Янукович намерен «согласовать с украинскими товаропроизводителями, дабы вступление Украины в ВТО не ухудшило их положения». Вместе с тем Янукович полагает, что «правительство сможет договориться с партнерами по ВТО об отсрочке снижения ставок ввозных пошлин на несколько лет, что позволит создать лучшие условия для украинских производителей».

Так что же получается — вступать в переговоры с 50 странами (возможно, уже включая и Россию) заново? В таком случае Украина претендует стать последним государством в мире, вступившим в ВТО.

До вступления в организацию нам осталось всего ничего: завершить последние двухсторонние переговоры с Киргизской Республикой, вынести вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи ВТО и ратифицировать соответствующее соглашение Верховной Радой. Вопрос гонки с Российской Федерацией можно считать относительным, ведь, скорее всего, ВТО примет политически оправданное решение об одновременном вступлении Украины и России в эту организацию.

Для чего пересматривать законопроекты, соответствующие мировым стандартам? Ведь конкуренция, а не закрытые национальные рынки является лучшим и наиболее эффективным двигателем экономического развития нашего государства.

А не лучше ли разработать программу облегчения адаптации неконкурентоспособной промышленности к новым условиям? Разъяснить промышленникам, как пользоваться всеми возможными механизмами ВТО в свою пользу? В последнюю минуту Украина должна была бы сформулировать хотя бы базовую стратегию развития своих отраслей промышленности уже в этой организации. Подобная концепция, например, была разработана в России. В ней, в частности, речь идет о повышении мобильности населения и промышленности, что дало бы возможность работникам легче менять работу, легче получить дополнительную квалификацию, то есть найти более эффективное применение своему ресурсу. В Украине такой программы нет, а новое правительство о ней даже не вспоминает.

Сегодняшняя государственная политика, связанная со вступлением Украины в ВТО, чем-то напоминает поведение человека, который должен идти к стоматологу вырывать зуб. Вместо того чтобы понять, что зуб нездоров и его нужно поскорее удалить, больной держится за него до последнего и в результате вредит своему здоровью.

Обидно, что украинское правительство так и не научилось руководствоваться национальными интересами, а вступление в ВТО — очень даже в национальных интересах, в интересах общества. Учитывая довольно сдержанное отношение нового правительства и новой антикризисной коалиции ко Всемирной торговой организации, нельзя сказать наверняка, насколько растянется вступление Украины в ВТО. Неужели больше чем на 16 лет, как это было в Китае? Или все-таки Украина не Китай?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме