Балканский неуспех словацкого председательства в ЕС

3 сентября, 2016, 00:00 Распечатать

"Лучшего момента продемонстрировать международный вес Братиславы никогда до сих пор не было, а следующий появится не ранее, чем после 2030-го", — так о словацком председательстве в Евросоюзе говорят тамошние дипломаты и аналитики.

"Лучшего момента продемонстрировать международный вес Братиславы никогда до сих пор не было, а следующий появится не ранее, чем после 2030-го", — так о словацком председательстве в Евросоюзе говорят тамошние дипломаты и аналитики.

Хотя после вступления в силу Лиссабонского соглашения роль председательствующей страны значительно уменьшилась, Словакия подошла к этой задаче очень серьезно. Впрочем, уже сегодня известно, что ей не удастся использовать председательство в ЕС для реализации своего традиционного внешнеполитического приоритета, которым является интеграция западнобалканских государств с Европой. Словакам вместо этого пришлось сосредоточиться на тушении пожаров на континенте, в частности заниматься Brexit и иммигрантским кризисом.

Маленькая большая страна

Словакия после провозглашения в 1993 г. независимости прошла нелегкий путь. Только в 1998-м Братислава однозначно выбрала курс на евроинтеграцию и реформы.

Сначала важнейшей целью словацкой внешней политики было утвердиться как независимое государство и успешно пройти процесс интеграции с евроатлантическими структурами. Все эти стратегические задачи словакам уже удалось реализовать. В 2004-м они вступили в НАТО и ЕС, в 2007-м — в Шенгенскую зону, а в 2009-м — в еврозону. Итак, у политической и интеллектуальной элиты возник логичный вопрос: какими теперь должны быть наши внешнеполитические стратегические цели, на чем строить общенациональный консенсус в международной политике?

После успешной евроинтеграции произошла смена ролей: раньше Словакия нуждалась в помощи, а теперь она помогает другим в трансформации и евроинтеграции. Прежде всего — западнобалканским государствам. Это для Братиславы абсолютный приоритет. И только на втором месте Восточное партнерство, т.е. помощь в евроинтеграции и проведении реформ Украине, Молдове и Грузии, а также демократизация и развитие гражданского общества в Беларуси.

Формируя основы своей внешнеполитической стратегии, словаки исходили из вполне справедливого заключения, что Словакия — маленькая страна, которая не сможет равняться с большими или даже средними европейскими игроками. Такими, например, как Польша или Швеция. И чтобы быть успешной, она должна выбрать несколько внешнеполитических тем, в которых будет абсолютно лучшей. Чтобы у западных партнеров и союзников сложилось впечатление, что в решении определенных вопросов без Братиславы никак не обойтись.

Итак, главный принцип, на который опирается словацкая внешняя политика, — чем заниматься всем понемногу, но некачественно, лучше быть профессионалом в нескольких вопросах. Пример — упомянутый уже Балканский полуостров, где словацкие дипломаты могут похвастаться многими успехами. Что касается НАТО, то словацкой "специализацией" являются химические войска. Также словаки уделяют большое внимание гуманитарной помощи, реализуют очень интересные проекты в некоторых странах Африки и Ближнего Востока.

Босния и Сербия важнее, чем Украина

Словакия граничит с Украиной, а от социально-экономической ситуации украинского Закарпатья опосредованно зависит экономическая ситуация Восточной Словакии, которая очень выиграла бы от потенциального членства Украины в ЕС. Прежде всего, земли к востоку от Кошице перестали бы восприниматься как "конец света", а близость относительно крупного города Ужгород, в случае снятия пограничных барьеров, положительно повлияла бы на депрессивные словацкие деревни и города в районе Михайловцев и Вельке Капушан.

Несмотря на это, не Украина, а балканские страны являются первыми в списке традиционных словацких приоритетов, кроме таких вопросов, как стабильность самой еврозоны и ЕС. Почему?

Одной из причин является то, что роль лучшего эксперта в восточных вопросах "присвоила" себе Польша. И Братиславе трудно конкурировать с Варшавой. А между тем словацкая помощь Украине нередко намного профессиональнее и больше по объему, чем польская. Но об этом мало у кого в Украине есть шанс узнать, поскольку украинские СМИ обычно Словакией не интересуются.

Например, все говорят о том, что советником украинской власти стал Бальцерович, и гораздо меньше вспоминают о словацком реформаторе Иване Миклоше, выступающем в такой же роли. А ведь именно опыт реформ Миклоша в1998–2006 гг. больше подходит как образец для реализации в украинских условиях, чем польская реформа давно прошедших 1989–1991 гг.

Еще одной причиной является то, что словацко-украинские отношения асимметричны, поскольку Словакия с 5,5 млн населения равна по территории двум—трем украинским областям. Словацкие дипломаты констатируют, что они не против активнее сотрудничать с Украиной, но Киев смотрит на Братиславу, как на не слишком важного партнера, тем самым игнорирует его и ведет себя некорректно.

Пример — промедление украинской стороны с изменением украино-словацкого соглашения о порядке пересечения границы, которое сделало бы возможным восстановление пешеходного движения в пункте пропуска в Ужгороде. Словакия за свой счет построила там современный терминал для пропуска пешеходов и велосипедистов, который уже второй год не могут открыть. Причина — саботаж украинского МИДа.

Такие инциденты, конечно, не поощряют словаков к более тесному сотрудничеству с Украиной, которая ведет себя так, будто ей не нужна поддержка Братиславы.

Совершенно другая ситуация с балканскими партнерами. Словакия по размеру — такая же, как обычная страна бывшей Югославии или Албания, поэтому Братислава прекрасно подходит на роль посредника, поскольку для всех очевидно, что имея небольшую территорию она никому не помешает, и к тому же у нее нет имперских амбиций.

Взаимопониманию способствует и сходство менталитета словаков и, скажем, сербов или хорватов. Словацкие дипломаты очень хорошо чувствуют себя в балканских реалиях, прекрасно их понимают. Кстати, даже языки так близки, что словаки без проблем найдут общий язык с сербами, хорватами и черногорцами, разговаривая каждый на своем языке (а вот для поляков это уже немного сложнее). Традиционные связи Словакии с этим регионом основываются и на общей истории: словаки, сербы и хорваты веками жили в одном государстве, под австро-венгерским господством, оттуда и общий культурный код.

Еще один нюанс — на севере Сербии живет многочисленная словацкая диаспора, а в районе Братиславы есть традиционные хорватские поселения, что также способствует культурному обмену. И, наконец, стоит упомянуть, что страны бывшей Югославии — традиционное место летнего отдыха словаков. От Братиславы до адриатических курортов — всего пять часов езды машиной, поэтому словаки чувствуют себя на Адриатическом побережье Хорватии или Черногории как у себя дома.

Потому и не удивляет, что Братислава избрала именно балканские страны одной из своих внешнеполитических "специализаций". Тем более что словацкие дипломаты могут здесь похвастаться многими успехами. Пример — деятельность нынешнего министра иностранных дел Мирослава Лайчака, который в 2007—2009 гг. был высоким представителем ООН в Боснии и Герцеговине.

Традиционные цели словацкой дипломатии — это поддержка процесса евроинтеграции балканских стран и стабилизация "проблемных государств", таких как Босния и Косово (независимость которого, кстати, Словакия не признает). В прошлом Братислава успешно поддерживала процесс членства Хорватии в ЕС и введение безвизового режима со странами этого региона. Сейчас цель номер один — поддержка переговорного процесса Сербии и Черногории с Евросоюзом.

Впрочем, учитывая сложную ситуацию в Европе, эти цели пока нереальны и должны отойти на задний план. О членстве Сербии и Черногории в ЕС никто сейчас не думает, поскольку есть более актуальные проблемы. А это плохая ситуация с позиции Киева, потому что в Европе утвердились в том, что о возможном расширении ЕС на восток (принятие Украины, Молдовы и Грузии) можно будет говорить только после того, как ЕС примет в свои члены большинство балканских стран (прежде всего Сербию).

Председательство в тени кризиса

Словацким дипломатам даже не снилось, что Братиславе придется председательствовать в ЕС в столь сложное время, имея в придачу политический кризис у себя дома, где проходят массовые протесты с требованием отставки вице-премьера, главы МВД Роберта Калиняка. И главной проблемой является даже не иммигрантский кризис, к которому Братислава уже как-то подготовилась. (Хотя вместе с Будапештом и Варшавой продвигает позицию, совершенно противоположную позиции Берлина. А это само по себе является проблемой, поскольку, несмотря на антизападную риторику Роберта Фицо (для внутреннего использования), Словакия голосует и принимает решения в ЕС преимущественно так, как предлагает Ангела Меркель).

Причина проста — экономика. Словакия как страна еврозоны тесно связана экономически с Германией и Австрией, и ее стабильность и благосостояние напрямую зависят от состояния дел в Берлине и Вене. Поэтому не случайно словацкое правительство как наибольшую потенциальную угрозу для своей страны признало возможный распад Шенгенской зоны и зоны евро: это могло бы иметь для словацкой экономики катастрофические последствия.

А именно такой риск Европе сейчас предстоит преодолевать. За неделю до начала словацкого председательства состоялся референдум о выходе Великобритании из Евросоюза с результатом, которого словацкие дипломаты не ожидали.

Справится ли Словакия с нелегкой задачей и сможет ли достойно провести ЕС через это нелегкое полугодие? Одно можно сказать точно: ни о каких балканских странах, расширении ЕС на Сербию и Черногорию или Восточном партнерстве во время этого председательства речи не будет. Хотя словаки не опускают рук и вписали эти вопросы в официальную программу своего председательства.

А что же с принятием Румынии, Болгарии и Хорватии в Шенгенскую зону, которое Братислава всегда поддерживала? В условиях, когда речь идет о контроле границ, оно настолько нереально, что об этом никто не вспоминает даже как о теоретической возможности.

В таких условиях большим успехом для Братиславы будет уже то, если ее председательство пройдет без каких-либо скандалов и ляпов — просто модерирование дискуссии, без каких-то больших амбиций. Кстати, именно так выглядит официальный документ с целями словацкого председательства: в нем только общие фразы о богатой и стабильной Европе, гуманитарной помощи Ближнему Востоку, укреплении стабильности в регионе, поддержке экономического роста, создании "пятой европейской свободы — свободного обмена данных" и развитии информатизации. Словом, хотим быть красивыми, молодыми и богатыми. Кто против?

Такой минималистский вариант — пройти председательство спокойно и без скандалов, но и без особых успехов — еще в конце июня казался вполне реальным. Главное, чтобы до декабря не распалось правительство, как это произошло во время чешского председательства в 2009-м, когда пало правительство Мирека Тополанека. Словаки еще недавно над этим смеялись и говорили, что такого ляпа не допустят, поскольку хотят достойно показать свои внешнеполитические возможности во время председательства. Ведь лучшего случая не будет.

Именно поэтому после мартовских парламентских выборов, не выявивших победителей, наши соседи все-таки создали широкую коалицию с участием давних врагов, которая в "нормальные времена" никому и не снилась. Не помогло. Неожиданно под конец июня вспыхнули старые коррупционные скандалы с участием двух самых влиятельных лиц в государстве — премьера Роберта Фицо и его правой руки, вице-премьера Роберта Калиняка. Оппозиция добивается их отставки, в стране продолжаются уличные протесты, которые, однако, летом немного пошли на спад.

Чем это все закончится? Трудно прогнозировать. Но одно можно сказать наверняка: больше всего проиграли в этой ситуации балканские страны, упустившие уникальный шанс сдвинуть с мертвой точки процесс евроинтеграции. А еще проиграл Киев. Уж если даже о членстве в ЕС Сербии речь не идет, то что говорить об Украине, которая стоит в очереди в ЕС за странами бывшей Югославии. И не имеет возможности обойти их на этом пути.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно