Азиатский «Евросоюз»

Поделиться
На первый взгляд, объединение Азии — утопический проект, который в истории оказался по плечам лишь единожды — монголам, да и то почти тысячу лет назад...

На первый взгляд, объединение Азии — утопический проект, который в истории оказался по плечам лишь единожды — монголам, да и то почти тысячу лет назад. Последний раз попытка императорской Японии сделать это во время Второй мировой войны потерпела фиаско. Видимо, поэтому идея объединения Азии долго не была популярной здесь, хотя ее по-разному пытались обосновать теоретики в США и Японии. Азия не укладывалась в простые теории — она слишком многогранна и неоднородна. Тем не менее заря зачинающегося «азиатского века» уже брезжит на Востоке, и страны Азии, осознавшие свое могущество и культурную общность, предпринимают первые шаги не к утопической, а вполне серьезной и современной интеграции — политической и экономической. Причем по европейскому образцу…

«Ассоциация государств Юго-Восточной Азии» (АСЕАН) к своему 12-му ежегодному саммиту подготовилась основательно, однако провести его вовремя — в декабре — не удалось из-за надвигающегося на филиппинский остров Себу тайфуна. А когда лидеры смогли согласовать новую дату встречи в январе, в трех филиппинских городах произошли теракты, которые заставили проводить встречу в условиях повышенных мер безопасности.

Хотя такие саммиты проходят каждый год, нынешний 12-й стал особым. В рамках форума состоялись фактически еще несколько полноценных саммитов разного формата, а также целая серия важных кулуарных встреч и переговоров. Неудивительно, что итог этих консультаций в некотором смысле изменил положение в Азии и заставил наблюдателей говорить: на юге континента зарождается еще один центр силы.

АСЕАН создавалась с целью активизации экономических связей между Южной Азией и такими странами, как Япония и США, и в годы холодной войны рассматривалась как противовес коммунистическим Вьетнаму и Кампучии (Камбодже). Ныне и та, и другая страна стали членами организации. В нее входят также Бруней, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. При первом взгляде на эту разношерстную компанию порой сложно найти между ними что-либо общее. Хотя в сущности проблемы у этих стран одинаковые — экология, СПИД и птичий грипп, борьба с бедностью (для большей части стран), зависимость от чужих ресурсов, экстремизм и межрелигиозные конфликты. Именно ассоциация как место политического диалога лидеров по названным и другим проблемам, а также как форма экономической кооперации сблизила эти страны, превратив объединение, по сути, в настоящую региональную организацию.

12-й саммит АСЕАН поставил на повестку дня вопрос о консолидации и структурировании альянса. Причем, если идею превращения АСЕАН в политическое объединение последовательно отстаивала Япония (естественно, не без определенной выгоды для себя), то Сингапуру страны-члены должны быть благодарны за идею взять на вооружение опыт формирования Европейской комиссии как прообраза для будущего центрального руководящего органа. Кроме того, было решено позаимствовать систему коллективных договоров, которые впоследствии станут обязательными для выполнения всеми национальными правительствами. В 2007 году, когда Евросоюз готовится отметить 50-ю годовщину подписания Римского договора, заложившего основы европейских институтов, лидеры АСЕАН приняли решение собрать в своих странах коллегии из самых уважаемых и влиятельных деятелей для подготовки проекта первой «хартии», которая станет базой к формированию органов новой организации. Как далеко пойдет Азия в заимствовании европейских интеграционных идей, сегодня сказать сложно. Однако многие эксперты относятся к возможности простого копирования европейского опыта весьма скептически именно в силу больших различий в экономиках, а также и политическом устройстве между странами региона. Так, по некоторым сообщениям, АСЕАН сразу же откажется от принципа консенсуса в принятии важнейших решений, а ведь эту идею ныне только начинают дебатировать в Евросоюзе, где от согласия всех зависят многие важнейшие вопросы — от Европейской конституции до проблемы дальнейшего расширения ЕС. Однако адаптация европейских наработок в Азии может оказаться в чем-то и успешной. Например, если азиатские «тигры» экономически подтянут своих отстающих соседей и тем самым решат в этом отдельно взятом регионе проблему бедности, над которой годами бьется ООН. На саммите экономически сильные государства приняли решение добровольно урезать часть долговых обязательств своих бедных соседей, а к 2015 году все страны намерены настолько уровнять потенциалы экономик, чтобы стала возможной идея создания зоны свободной торговли.

Такая организация уже по-новому будет восприниматься в мире, и как свидетельство этого — интерес к ней со стороны не только Японии, но также Австралии, США и России, и даже Китая (который долгое время считался главным конкурентом АСЕАН и сам относился к этой организации враждебно). При их участии с прошлого года вокруг АСЕАН начал складываться определенный круг заинтересованных в теснейшем сотрудничестве держав. В нынешнем году свое желание сотрудничать с ассоциацией выразили также Индия, Новая Зеландия. Диалог всех 16 лидеров (Асеан + шесть стран) назван «Восточно-Азиатским саммитом», который проводится уже во второй раз. (Тут стоит отметить тот факт, что ни США, ни Россию на этот раз не пригласили на саммит, чем дали понять, что пока не рассматривают эти страны частью Азиатского региона.) Поговаривают также, что между такими государствами. как Австралия, Япония, Китай и Индия. развернулась скрытая борьба за влияние на АСЕАН. Однако для лидеров большинства этих государств приезд в Себу в качестве гостей помог решить давние противоречия. Премьеры Китая, Японии и Южной Кореи встретились здесь впервые за два года и загладили конфликт, возникший из-за попыток предыдущего японского кабинета пересмотреть историю Второй мировой войны в Азии. Итогом встречи стало решение трех стран совместно работать по разрешению северокорейского ядерного кризиса и договоренность о визите китайского премьера Вень Цзябао в Токио весной. Тем не менее Япония и КНР остаются соперниками за влияние в регионе, и саммит АСЕАН предоставил каждому из участников возможность продемонстрировать свои возможности и силу.

В то время как Япония настаивала на своей способности помочь странам Ассоциации экономически, ссужая им сотни миллионов долларов на различные проекты, Пекин предпринял массированное контрнаступление и произвел на саммите своеобразный фурор. Во время встречи по формуле «10 +1» (саммит АСЕАН и КНР) был достигнут ряд важнейших договоренностей в сфере свободной торговли. КНР и страны АСЕАН договорились открыть друг другу свои товарные рынки и рынки услуг. Это сделает возможным подключение Китая к зоне свободной торговли АСЕАН в 2015 году. Такого жеста доброй воли Пекин не делал со времени окончания своих переговоров по вступлению в ВТО. Однако эксперты однозначно говорят, что выгоду от участия Китая в экономических и торговых проектах АСЕАН получат все страны, раньше весьма страдавшие от того, что львиная доля иностранных инвестиций в Азию оседала именно в Китае. Кроме того, Пекин принял на себя обязательства ускорить строительство своего участка трансазиатской железной дороги, которая свяжет южнокитайский город Кунминь с Сингапуром и протянется по Южной Азии на более чем пять тысяч километров. Обсуждается также идея строительства паназиатского нефтепровода и общей энергосистемы региона. Одним из ключевых итоговых документов саммита в Себу также называют декларацию энергетической безопасности Юго-Восточной Азии. В ней страны АСЕАН, а также их соседи определили энергобезопасность как один из приоритетов своей деятельности и среди прочего подтвердили приверженность поиску новых возобновляемых и альтернативных источников топлива. На новом уровне поставили вопрос о возможности доступа развивающихся стран региона к достижениям в сфере атомной энергетики как одного из ключевых моментов достижения энергетической независимости. Правда, в отличие, например, от европейской энергетической доктрины, которую теперь так активно обсуждает Брюссель и весь западный мир, за рамками азиатской концепции энергобезопасности остается проблема парникового эффекта и климатических изменений. А ведь именно жители Азии, как никакие другие жители планеты, ощущают на себе экологические последствия гонки за экономическим процветанием.

Интересно, что Евросоюз очень спокойно отреагировал на попытки АСЕАН где-то воспользоваться, а где-то и просто скопировать опыт, наработанный в рамках ЕС. Но любопытно будет посмотреть реакцию Еврокомиссии на появление на другой стороне планеты «Азиатской комиссии» с целым штатом «азиатских комиссаров», которые также активно будут колесить по планете... Кстати, именно в эти дни Евросоюз выступил с инициативой начать переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Китаем. Первые переговоры по этому вопросу провела в Пекине еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. Теперь Китай будет рассматриваться как стратегический партнер ЕС со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя пока Пекину не обещают зоны свободной торговли с Европой, как это предполагается зафиксировать в подобных договорах с Россией и Украиной, тем не менее сотрудничество Брюсселя и Пекина будет охватывать сферы, которые могут представлять особый интерес как для Киева, так и для Москвы. Начиная от совместных исследований космоса до все той же энергобезопасности и изменений климата. Переговоры с Китаем Евросоюз намерен завершить к 2009 году, создав в Евразии новую систему отношений. Так что к тому времени, интегрируясь в ЕС, даже странам-соседям, таким как Украина, наверное, придется принимать во внимание действительно «евроинтеграционные» и похожие на «евроинтеграционные» устремления стран Азии.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме