Африканское сафари Кремля

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Африканское сафари Кремля © Getty Images
Зачем Сергей Лавров ездил на «черный континент»

Российская Федерация продолжает охотиться за статусом сверхдержавы. Глава российского МИД пытается убедить страны Африки в могуществе России и необходимости поддерживать ее на международной арене.

Сергей Лавров с 24 по 28 июля находится на Африканском континенте. В программе его визита — Египет, Республика Конго, Эфиопия и Уганда. Он встречается с лидерами стран и своими африканскими коллегами, выступает перед представителями Лиги арабских государств. Общая цель визита очевидна — заручиться поддержкой африканских партнеров в условиях, когда Запад объявил России бойкот из-за агрессии против Украины. Впрочем, активная работа на африканском направлении не является реакцией на последние события. Она продолжается уже давно и становится признаком общей стратегии Кремля по восстановлению статуса центра силы в международных отношениях.

Африка в геополитических планах Кремля

На протяжении последних лет Москва уделяла особое внимание развитию отношений с африканскими государствами. Она не только развивала контакты с партнерами на побережье Средиземного моря, где традиционным ее союзником является Алжир — один из важнейших клиентов российского ОПК. Россия усиливала свое присутствие в Субсахарской части континента, в которой со времен распада СССР имела ограниченное влияние.

С точки зрения краткосрочной практической выгоды, Россия преследует экономические цели — пытается получить доступ к африканским ресурсам и сохранить за собой рынки сбыта. Ведущие российские энергетические компании — «Газпром», «Лукойл», «Росатом» — известны инвестиционной и проектной деятельностью в Алжире, Египте, Уганде, Анголе и Нигерии. Россияне добывают металлы платиновой группы в Зимбабве и алмазы в Анголе. Они заинтересованы в урановых месторождениях Намибии. Интерес к мадагаскарским никелю, кобальту и урану вызвал попытки российского вмешательства в президентские выборы на острове в 2018 году. Усиление военного присутствия в Судане и ЦАР открывает России доступ к залежам алмазов и золота в этих государствах. Африканские страны остаются важными потребителями продукции российского военного комплекса. Российское зерно занимает ключевое место в структуре сельскохозяйственного импорта для Республики Конго, Мадагаскара, Руанды, Танзании, Судана, Египта.

В тоже время Африка занимает важное место в глобальных планах Кремля. Москва хочет заручиться поддержкой африканских государств на международной арене. Таким способом она обжалует гегемонию Запада и пытается подкрепить свои геополитические амбиции.

В основе внешней политики РФ лежат ревизионизм и реваншизм, направленные на смену мирового баланса сил. Критикуя США и Европу, она хочет подать себя как альтернативный центр силы — защитником интересов так называемого Юга, государства которого недовольны доминированием западной цивилизации. Эти идеи ложатся в основу адвокации российских амбиций, так что, их реализация прямо зависит от поддержки, которой Кремль хочет добиться от азиатских, латиноамериканских или африканских стран.

Москва достигла успехов на африканском направлении. Они базируются на специфических трендах развития этого региона. Для него характерны отсутствие стабильных демократических традиций и распространение авторитарных режимов. Многие африканцы недовольны действиями Запада и балансом сил, сложившимся на геополитической арене в условиях его гегемонии. Кремль опирается на эти факторы в рамках своей африканской кампании, распространяя выгодные для себя нарративы и выстраивая себе положительный имидж.

Корни российских успехов в Африке

Россия активно использует антизападные настроения, остающиеся актуальными в Африке. Она разжигает костер конфронтации, основанной на объективных причинах — наследии колониализма, которое еще долго будет портить имидж ведущих государств Запада на этом континенте. При этом Москва делает упор на своей роли в деколонизационном движении, предлагая себя как противовес «западным империалистам».

К сожалению, такой нарратив находит свою аудиторию в этом регионе, ведь его население не сталкивалось с имперской колониальной политикой России в отношении соседей, мало чем отличающейся от действий британцев, французов или бельгийцев в Африке. Зато РФ получила значительное позитивное имиджевое наследие от СССР, который активно поддерживал африканские освободительные движения.

В пользу России играет ограниченность влияния западных держав в Африке. Исключением является Франция, традиционно имеющая зону своих интересов на континенте. Но специфика позиции Парижа не позволяет французам играть роль уполномоченного представителя коллективного Запада в регионе.

При этом Россия понимает, что реально не может претендовать на роль единоличного лидера в Африке. Активная работа КНР на африканском направлении делает эти амбиции невыполнимыми. Москва не может тягаться с масштабными инвестициями Пекина в африканские страны. Поэтому она пытается сконцентрироваться на конкретных элементах сотрудничества, надеясь на работу в тандеме с Китаем. Речь идет о своеобразном распределении сфер ответственности между этими государствами, формирующими оппозицию западной гегемонии. В то время как в основе китайской политики в отношении Африки лежит экономическая экспансия, Россия ориентируется на силовые инструменты продвижения своего влияния.

Сегодня Москва пытается навязать себя странам Африки в качестве экспортера безопасности. Она использует имидж эффективного борца с терроризмом, который формирует, рекламируя свои успехи на Кавказе и в Сирии. Российское руководство готово посылать своих наемников для обслуживания интересов африканских партнеров.

Поддержка, оказанная Москвой Башару Асаду, — хорошая витрина для африканских лидеров. Она демонстрирует готовность России защищать клиентские режимы, поэтому к ней тянутся политики, не отвечающие демократическим стандартам. Для них Кремль является естественным партнером. Он не выдвигает требований относительно прав человека или либеральных ценностей. Ему нужны лишь международная поддержка собственных действий и африканские природные ресурсы — крайне удачная сделка для местных деятелей, заботящихся не о будущем государства, а лишь о сохранении своей власти.

Российская Федерация владеет необходимыми ресурсами для проекции собственного влияния на континент — в том числе за счет формально независимой от государства деятельности. Проводником российских интересов в Африке выступает Евгений Пригожин — российский бизнесмен, близкий к Владимиру Путину. Именно подконтрольные ему информационные ресурсы («фабрика троллей») и силовые структуры (так называемые наемники из «группы Вагнера») выступают ключевыми инструментами, обеспечивающими усиление российских позиций на африканском направлении.

Реакция африканских стран на российскую агрессию против Украины

Сегодня Россия заинтересована в использовании активов, которые она получила на Африканском континенте. Полномасштабная агрессия против Украины актуализирует цели российской политики на этом направлении.

Москва стремится опровергнуть тезис о ее изоляции на международной арене. Надежный инструмент для этого — контакты на высшем уровне с руководством других государств и обеспечение благоприятной для РФ позиции с их стороны относительно событий в Украине. По мнению российского руководства, внешняя поддержка придает своеобразную «легитимность» российской агрессии. Она свидетельствует о формировании вокруг России группы партнеров-сателлитов — непременного признака восстановления статуса сверхдержавы, чего так жаждут в Кремле.

Getty Images

Сейчас откровенную поддержку действиям РФ в Украине продемонстрировало лишь одно африканское государство — Эритрея. Впрочем, представители почти половины стран континента воздержались или отсутствовали зале при голосовании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта, осуждавшей агрессию. Фактически Африка разделилась на два лагеря.

Государства, которым удалось построить стабильную демократическую систему либо же просто традиционно ориентированные во внешней политике на Запад, поддерживают Украину. Среди них — Тунис (едва ли не единственная страна, которая в результате Арабской весны достигла каких-то успехов в демократических трансформациях); Чад (имеющий историю закупки вооружения в Украине); Либерия и Кот-д'Ивуар (где Украина имеет позитивный имидж благодаря операциям наших миротворцев); Джибути (известное своим стратегическим положением небольшое государство, на территории которого расположены несколько иностранных военных баз). Яркой демонстрацией проукраинской позиции стало выступление в ООН представителя Кении Мартина Кимани, 22 февраля жестко раскритиковавшего решение Российской Федерации признать «независимость» территорий ОРДЛО.

Зато другие страны континента прямо или косвенно солидаризируются с РФ. Не стоит обманываться их демонстративным нейтралитетом. Обычно это означает, что они не имеют ничего против действий Кремля, просто не хотят портить себе имидж, публично выступая за откровенное нарушение принципов международного права. В первую очередь Москва опирается на политически изолированных лидеров, которым не хватает легитимности. Хабом для проекции российского влияния стала Центральноафриканская Республика, где российский контингент с 2018 гарантирует пребывание у власти президента Фостен-Арканжа Туадеры. Традиционным партнером РФ в регионе остается Судан — этот статус не изменили даже внутриполитические потрясения. Перевороты 2020–2022 годов привели к власти ряд военных режимов в Западной Африке — в Мали, Гвинее и Буркина-Фасо. Они показывают готовность переориентировать внешнюю политику на Москву. Позитивный имидж и глубокий уровень партнерства Россия сохраняет со странами, расположенными на юге континента. В ЮАР, Анголе, Мозамбике, Зимбабве ключевые политические силы ведут свою историю со времен освободительной борьбы и имеют долгую историю взаимодействия с Москвой. Примером пророссийского нейтралитета эксперты считают Сенегал, председательствующий сейчас в Африканском Союзе.

Санкции, зерно и российские усилия по дискредитации Украины

Введение против России масштабных санкций ставит новые задачи для российской дипломатии. Визит Лаврова в Африку в современных условиях должен помочь их выполнению. Он носит имиджевый характер, направленный на рекламу России и продвижение пророссийских нарративов о событиях российской агрессии против нашего государства. Москва хочет убедиться, что африканские страны и в дальнейшем будут сотрудничать с РФ. Она нуждается в торговых партнерах, которые будут вести с ней дела, и выступать за отмену санкционных ограничений на международной арене.

Этот вопрос приобретает особую специфику, если принять во внимание влияние российской агрессии против Украины на ситуацию в Африке. Блокирование Россией украинских черноморских портов и боевые действия на территории нашего государства разрушают налаженные цепочки поставок. Это вызывает рост цен на топливо, дефицит экспорта удобрений и металла в Африку. Особо злободневной становится угроза продовольственного кризиса для государств, зависящих от экспорта зерна из Украины и РФ.

Впрочем, Россия пытается использовать ситуацию в своих целях — хочет вытеснить Украину из африканских рынков. Таким образом она не только оставляет наше государство без источника доходов, но и устраняет конкурента. Российская пропаганда изображает Украину ненадежным партнером и «марионеткой» Запада. Для подрыва украинского имиджа она распространяет мифы о наличии в нашем государстве проблемы расизма.

Лавров также приобщился к кампании по дискредитации Украины. Неслучайно он посетил государства, для которых продовольственная проблема крайне актуальна. Интересно, что он не привез им каких-то новых инициатив и проектов. Основным лейтмотивом визита стала критика Украины и Запада, которые будто бы несут ответственность за проблемы, угрожающие африканским странам. Это должно было убедить местных слушателей в доброй воле России и необходимости ориентироваться на нее во внешней политике. Для российской аудитории поездка иллюстрировала «дипломатические успехи» РФ. Западу она должна была продемонстрировать бесперспективность изоляции и давления на Москву.

Украинцы тоже могут кое-что почерпнуть из речей Лаврова. Выступая в Африке, он не сдерживался в выражениях и прямо заявил о цели Кремля в Украине. Его слова о том, что Россия «поможет» украинскому народу избавиться от «антинародного и антиисторического режима», не оставляют простора для сомнений. При таких условиях успехи или неудачи РФ в Африке (или где-то еще) не меняют тот факт, что угроза со стороны Кремля является экзистенциальной для нашего государства, а борьба с ней — безальтернативным выбором украинского народа.

Больше статей Николая Замикулы читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме