Обычно каждый элемент декора очередного хозяина Овального кабинета несет определенную смысловую нагрузку. Очевидно, не является исключением и присутствие на видном месте в кабинете Джо Байдена портрета его великого предшественника Франклина Делано Рузвельта. Он «вытащил» Соединенные Штаты из пропасти самого глубокого за всю их историю экономического кризиса благодаря решительным мерам, приведшим к глубоким изменениям в американском обществе. Именно успехи в реализации важных политических инициатив в начале президентства, в первые 100 дней, и превратили этот период в своеобразный тест, по результатам которого эксперты и общественность строят заключения (иногда ошибочные) о способности того или иного обитателя Белого дома быть эффективным лидером нации.
Как и в свое время Франклин Рузвельт, Джо Байден и его команда должны параллельно решать неотложные проблемы, вызванные целым рядом кризисов, — пандемией, замедлением экономического развития, усилением расовых разногласий и изменением климата. Своими решительными и в основном компетентными и успешными действиями с первых дней своего пребывания при власти 46-й президент США заявил о намерениях быть не просто олицетворением возвращения политической жизни к нормальности, существовавшей до Дональда Трампа, но и «психотерапевтом» страны в состоянии стресса. Он несомненно претендует на большее: трансформировать США так, как это сделал в свое время Рузвельт.
Своим главным приоритетом он определил борьбу с пандемией коронавируса, забравшей жизни более 589 тысяч американцев и дестабилизировавшей страну. Хаотической, малоэффективной и часто безответственной деятельности своего предшественника в этой сфере он противопоставил четкость и системность, развернув масштабную программу вакцинации населения. Был задействован закон о производстве в интересах обороны, заключено соглашение с фармацевтическими компаниями, закуплены миллионы дополнительных доз, создана необходимая инфраструктура. Благодаря этому, превзойдя предвыборные обещания кандидата Байдена, досрочно, 21 апреля, страна достигла отметки 200 миллионов вакцинаций. Сейчас прививку может получить каждый взрослый житель США. Таким образом, за относительно небольшой отрезок времени из коронавирусного «неудачника» США превратились в мирового лидера по противодействию этой страшной болезни.
Одно из глобальных последствий пандемии — усиление роли государства в ключевых сферах жизни общества, чего требуют масштабы санитарного кризиса и настоятельная необходимость преодоления его беспрецедентных социально-экономических последствий. Даже в США, где последние 40 лет доминировали идеи о снижении налогов, дерегуляции экономики, индивидуализме, поощрении конкуренции, необходимости сбалансировать бюджет, уменьшить государственные расходы, происходит ренессанс идеологии Big government, «великого», или «всемогущего правительства», которое должно играть центральную роль в решении неотложных проблем страны. Эту тенденцию пытается «возглавить» Джо Байден: его социально-экономические инициативы призваны развернуть США в сторону фундаментального увеличения масштабов и роли государства, федерального правительства, задействовать механизмы фактического перераспределения доходов разных слоев населения, активное использование которых чаще всего было табу для всех президентов, начиная с Рональда Рейгана. По словам самого президента США из его обращения к конгрессу, «мы проходим через большой поворотный момент в истории. Мы должны сделать больше, чем просто восстановить [утраченное]. Востановленное должно быть лучше».
Несмотря на очень небольшое численное преимущество демократов в палате представителей конгресса и еще меньшее — в сенате, Джо Байдену удалось довольно быстро обеспечить принятие «Плана спасения Америки» стоимостью 1,9 трлн долл. Кроме мер, направленных на борьбу с пандемией, закон предусматривает предоставление миллионам американцев помощи на сумму 1400 долл., повышение выплат безработным, выделение средств на потребности органов местной власти и социального жилья.
Не менее амбициозны два следующих плана президента: создание рабочих мест и содействие интересам американских семей. Первый из них стоимостью 2,3 трлн долл. ориентирован на крупные проекты развития транспортной инфраструктуры и поставки питьевой воды; расширение доступа к Интернету и модернизация линий электропередач; увеличение объемов доступного жилья, помощь малому и среднему бизнесу; инициативы в сфере чистой энергетики, ухода за пожилыми и больными людьми (вводится понятие человеческой инфраструктуры). Согласно плану содействия интересам американских семей, 1,8 трлн будут направлены на расширение доступа к образованию и медицинским услугам, снижение затрат по уходу за детьми и в поддержку занятости женщин. В частности, администрация Джо Байдена предлагает гарантировать всем американцам и молодым иммигрантам бесплатное обучение в т.н. коммунальных колледжах. Финансироваться эти гигантские затраты будут за счет повышения налогообложения корпораций и самых богатых американцев.
Большинство экспертов-экономистов (по крайней мере среди тех, с чьими оценками я имел возможность ознакомиться) и американского общества, с одной стороны, положительно оценивают стратегию байденовцев на восстановление экономики и решение социальных проблем. С другой — почти никто не считает успех этих инициатив гарантированным, прежде всего с учетом объемов задействованных средств и определенных рисков, связанных с повышением налогов. Еще одна проблема, о которой я уже писал, — влияние на действия Байдена крайнего левого крыла Демократической партии — «прогрессистов». Некоторые аналитики считают, что новый президент оказался меньшим центристом, чем ожидалось. По моему мнению, Джо Байден все же пытается держаться ближе к центру, не соглашаясь с предложениями радикалов. В то же время произошло движение влево Демократической партии в целом. Соответственно, в направлении левого полюса дрейфуют политические силы внутри партии, даже те, кто традиционно тяготел к центру.
Это обстоятельство — важно, поскольку Байдену приходится действовать в крайне политически и культурно поляризованной стране. И эта поляризация не началась и не закончилась с эрой Трампа. Хотя 30% республиканцев одобряют действия Байдена, направленные на преодоление пандемии, только 10% из них положительно оценивают его деятельность в должности президента в целом. Джо Байден, несмотря на свои предвыборные обещания и реноме политика, умеющего достигать компромиссов, еще меньше, чем его бывший босс Барак Обама, склонен учитывать мнение политических оппонентов в процессе продвижения своих ключевых инициатив (заметим, что налаживанию диалога не содействует Республиканская партия, которая все еще не может прийти в себя после испытания Трампом и предложить жизнеспособную альтернативу программе демократов).
Политические успехи Байдена и положительные изменения на фронте борьбы с пандемией сопровождаются позитивными новостями об экономическом восстановлении и росте уровня трудоустройства. Впрочем, как и предполагалось, камнем преткновения для новой администрации стала кризисная ситуация в сфере иммиграции. Достаточно просто было демонтировать миграционную политику Трампа, отменив соответствующие указы (всего Байден отменил 62 указа предыдущего президента). Значительно сложнее найти ответы на хроническую в США проблему массовой иммиграции из стран Центральной и Южной Америки, особенно с учетом массового притока мигрантов из региона в расчете на толерантное отношение к ним правительства Джо Байдена. Наиболее острой стала проблема малолетних мигрантов, путешествующих без сопровождения взрослых (тактика, к которой прибегают родители, рассчитывая на более гуманное отношение к детям и подросткам со стороны миграционных органов). В конце концов Министерство здравоохранения США было вынуждено открыть для этой категории мигрантов 11 временных центров содержания (до этого они находились в участках пограничной службы). Несмотря на объявленную президентом законодательную инициативу в сфере иммиграции, включая перспективу получения американского гражданства для 11 миллионов нелегальных мигрантов, позволю себе предположить, что миграционная проблема надолго — пока США и страны-доноры иммигрантов будет разделять социально-экономическая пропасть и в экономике США будет сохраняться спрос на дешевый труд мигрантов — останется константой американской общественной жизни
Внешняя политика занимает заметное место в деятельности новой администрации. Прежде всего это касается Китая, который был определен главным конкурентом на международной арене. При этом США, по словам Энтони Блинкена, исходят из того, что Китай является «единственной страной, у которой есть экономические, дипломатические, военные и технологические возможности для того чтобы серьезно угрожать стабильности и открытости системы международных отношений». Уже в своих первых заявлениях и дипломатических контактах с китайской стороной президент и ведущие члены его внешнеполитической команды отправили Пекину жесткий сигнал о готовности защищать свои интересы и необходимости соблюдать международные правила и нормы. Именно китайская угроза мировому лидерству США составляет важную часть аргументации Джо Байдена в пользу проведения быстрых и глубоких реформ внутри Соединенных Штатов, а также восстановления и усиления альянсов США в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этой цели были посвящены несколько совместных поездок госсекретаря и министра обороны США.
К перечню стран, представляющих серьезную угрозу для США, их союзников и партнеров, отнесена и Россия. Против нее были введены дополнительные, в том числе финансовые, санкции (следующим логическим шагом должно было бы стать усиление санкций против «Северного потока-2»). Новое американское руководство четко и своевременно определило свою позицию в отношении российской агрессии против Украины. В частности, мы впервые услышали от президента США, что помощь Украине в противостоянии с Россией соответствует жизненным интересам самих Соединенных Штатов. Особо хочу отметить, что едва ли не впервые за последние годы американская дипломатия сыграла против России на опережение: по моему убеждению, именно оперативная и довольно жесткая реакция США на концентрацию российских войск возле границ Украины заставила путинский режим остановиться, хотя бы временно. В то же время надо быть реалистами. Даже комментируя введение новых санкций против России, высокие должностные лица нынешней американской администрации подчеркивали открытость к контактам с Россией в вопросах, соответствующих национальным интересам США, приводя в качестве примера продление действия договора о стратегических вооружениях. При любых обстоятельствах для Украины многое означает координация наших дипломатических усилий и усилий по вопросам безопасности со США, с которыми нас объединяет Хартия о стратегическом партнерстве. Хочется надеяться, что этому будет способствовать грядущий визит в Киев госсекретаря Э.Блинкена.
Среди других событий на дипломатической ниве за отчетный период — объявление о начале 1 мая вывода американских войск из Афганистана (он должен завершиться до 11 сентября, 20-й годовщины террористических атак 2001 года) и начало непрямых американо-иранских переговоров в Вене. Последнее в госдепартаменте назвали «лишь первым шагом первой фазы потенциального возвращения» к предыдущему ядерному соглашению. Вывод войск из Афганистана кажется оправданным в контексте концепции окончания «вечных войн», но вероятным финалом этой операции может быть восстановление власти талибов с соответствующими последствиями для глобальной стабильности.
Особое внимание во внешней политике Джо Байдена уделено возврату к Парижскому климатическому соглашению и проведению климатического саммита в Вашингтоне. На нем президент США взял обязательство до 2030 года сократить выбросы углерода в атмосферу на 50%. В этом случае международные обязательства (они не имеют юридической силы) совпадают с его намерениями сделать экономику США более «зеленой».
Подводя итог. Достижения новой администрации США за короткий отрезок времени поражают, особенно в борьбе с пандемией коронавируса. Впрочем, в значительной степени речь идет о декларации намерений, которые надо будет эффективно реализовать. Определены амбициозные цели, которые будут нуждаться в серьезных изменениях в том, что называется американским образом жизни, в образе функционирования экономики и социальных механизмов страны.