В течение последней недели в Париже произошли два события, на которые стоит обратить внимание в этот критичный для нашего государства момент.
Первое — отставка французского правительства во главе с Мишелем Барнье. Ее вызвал вотум недоверия, поддержанный левыми из «Нового Народного Фронта» (ННФ) и крайними правыми из «Национального собрания» (НС) Марин Ле Пен. Правительство Барнье стало самым эфемерным и недолговечным за всю историю современной Пятой Французской республики и вторым, павшим после вотума недоверия. Формально его отставка была вызвана неприятием оппозицией правительственного проекта о бюджете системы социального обеспечения и методов работы премьера и его команды.
Впрочем, у каждого из главных действующих персонажей этой политической драмы есть свои дополнительные мотивации. Левые, особенно активно левые радикалы из «Непокоренной Франции», настаивают на том, что их относительное большинство в Национальной ассамблее дает им право формировать правительство. Лепенистами руководит желание продемонстрировать свой реальный вес в парламенте, где у них самая большая партийная фракция. К этому французские эксперты добавляют неутешительные для Марин Ле Пен перспективы завершения судебного процесса о неправомерном использовании фондов Европарламента для оплаты труда парламентских сотрудников НС. Прокуратура требует ее заключения и пятилетнего запрета избираться на публичные должности (приговор можно ждать в марте). И лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон, и Марин Ле Пен выстраивают политическую игру, исходя из своих президентских амбиций, которым отвечает максимальное послабление позиций Эмманюэля Макрона с целью принудить его досрочно уйти в отставку.
Отставка правительства Барнье стала новым этапом острого политического кризиса, вызванного неожиданным решением действующего президента распустить Национальную Ассамблею и назначить досрочные выборы, которые закончились поражением пропрезидентской коалиции и привели к образованию уникальной для Франции ситуации, когда Национальная Ассамблея разделена на три антагонистических блока и ни один из них не имеет убедительного (не говоря уже об абсолютном) большинства. При этих условиях прерогатива президента назначать премьер-министра в какой-то степени превращается в формальность, поскольку при отсутствии поддержки в ассамблее любой премьер рискует стать жертвой очередного вотума недоверия. Формирование широкой коалиции тоже выглядит сверхсложной проблемой, учитывая отсутствие в современном французском парламентаризме коалиционной традиции. Сейчас ни одна из партий не демонстрирует готовности хотя бы модифицировать свои «красные линии».
Итак, политическая ситуация во Франции в тупике и свидетельствует о серьезном кризисе всей системы государственных институций страны. Это происходит на фоне не менее серьезных экономических проблем, связанных прежде всего с кризисом государственных финансов. За семь последних лет государственный долг страны вырос в 1,6 раза, до 3,2 трлн евро, и составляет больше 110% от ВОП. Уже долгое время ясно, что страна нуждается в глубоких реформах, но попытки провести их не дают ожидаемого результата — в значительной степени из-за низкого болевого порога французского общества, его неготовности воспринимать жесткие экономические реалии, если они требуют хирургических мер, вроде уменьшения социальных расходов. Это создает возможности для усиления привлекательности левых и правых радикалов, которые предлагают простые и понятные рецепты для решения насущных проблем повседневной жизни.
Обосновывая свое решение о назначении досрочных выборов в Национальную ассамблею, Макрон говорил о необходимости получить политическую ясность. Вряд ли при этом он ожидал, что его эксперимент приведет к тому, что 63% французских граждан будут поддерживать досрочную отставку президента.
Во время последнего обращения к нации он заявил о своем твердом намерении оставаться на должности президента до конца полномочий. Основные усилия Макрона сейчас направлены на то, чтобы разъединить партии, которые составляют ННФ, изолировать левых радикалов и перетянуть на свою сторону социалистов. Вместе с тем это усложняет возможность сохранить поддержку традиционных правых «республиканцев», которые были одной из опор предыдущего правительства. Фактически Макрон ведет борьбу за сохранение своего влияния во французской политике, своей политической значимости.
Самое время упомянуть о наших интересах. В отличие от колебаний довоенного периода, Франция Макрона выступает как важный военно-политический партнер Украины в борьбе против российской агрессии, хотя четкость заявлений и смелость предложений ее руководителя далеко не всегда трансформируются в конкретные действия и объемы французской помощи. Дальнейшее ослабление позиций действующего президента усложняет имплементацию его инициатив по поддержке Украины, особенно в условиях обострения бюджетного дефицита и отсутствия стабильного правительства, которое разделяло бы внешнеполитические взгляды Макрона.
Политический хаос во Франции так же, как и фактическое межцарствование в Германии, связанное с подготовкой к новым парламентским выборам, происходит в период, когда сама возможность остановить Путина и перехватить стратегическую инициативу в войне в значительной степени зависит от единства и эффективности действий наших европейских партнеров. Очевидно, что нестабильность франко-немецкого «мотора» ЕС серьезно усложняет достижение этой цели. Европейцы должны также учитывать, что Дональд Трамп рассматривает российско-украинскую войну как европейскую проблему и считает, что решающий вклад в помощь Украине должны делать европейские государства.
Новоизбранный президент США находился в центре внимания во время церемонии открытия собора Парижской Богоматери после ремонта и трехсторонней встречи с Эмманюэлем Макроном и Владимиром Зеленским в Елисейском дворце, которая предшествовала торжественному событию в соборе. Как сообщали французские СМИ, вопрос об организации встречи трех президентов отрабатывался долгое время, но окончательное согласие Трампа удалось получить буквально в последний момент перед началом его двусторонних разговоров с президентом Франции. Макрон приложил к этому максимальные усилия, стараясь подтвердить свои претензии на роль одного из ведущих игроков международной политики, в частности на украинском направлении, и привилегированного посредника между США и Европой. Именно таким был месседж срежиссированного им «дипломатического балета» вокруг открытия собора, рассчитанного и на внутреннюю французскую аудиторию.
Намерения Макрона совпали с планами Трампа, который принял приглашение, лишь получив заверение, что на торжествах в соборе он будет сидеть рядом с президентом Франции. Трамп хотел продемонстрировать всему миру, что он, а не Джо Байден, является фактически доминантной фигурой в США и мировой политике, этаким Солнцем, вокруг которого вращаются более мелкие небесные тела. Иначе говоря, Америка превыше всего всегда и везде!
Наблюдая за ходом церемонии в Париже, можно предположить, что новоизбранный лидер США покинул французскую столицу довольным. То же самое можно сказать и о Макроне — его ставка на любовь Трампа к помпезному церемониалу и креативное использование протокола сработала. Вместе с тем Трамп воспользовался визитом, чтобы жестко напомнить своему собеседнику и другим европейским лидерам, что «НАТО имеет смысл, если они платят по своим счетам». В какой-то степени это должно было напомнить европейцам предыдущий опыт общения двух лидеров: особые и очень теплые внешне отношения Макрона с Трампом не повлияли на решение последнего выйти из Парижского соглашения об изменениях климата и соглашения по ядерной программе Ирана.
Симтоматично, что президент Франции очень сжато и обще написал о результатах короткой встречи с американским и украинским коллегами, акцентировав на продолжении усилий ради мира и безопасности. Если к словам Макрона добавить оценки со стороны других участников, то видно, что встреча имела «предварительный» характер: стороны проявили готовность искать пути прекращения войны в Украине.
Трехсторонняя встреча в Париже и последующие комментарии не сделали более понятными ни содержание мирной инициативы от Трампа, ни хотя бы предварительный план его действий на этом направлении, и даже не намекнули на его готовность прислушаться к украинским и европейским (за исключением Виктора Орбана) аргументам.
Какие дополнительные выводы о намерениях Трампа в отношении Украины можно сделать на основе его постов в социальной сети и высказываний во время последних интервью? Во-первых, он только «формулирует концепцию, как закончить эту смехотворную (именно так сказано в его интервью «Нью-Йорк Пост». — О.Ш.) войну»: Трамп все еще не определился с основными компонентами своего «мирного плана» для Украины. Соответственно, то, что выходит от его ближайшего окружения, выглядит как очертания плана «от босса», хотя эти элементы навевают пессимистические ожидания. Во-вторых, Трамп подтвердил свое намерение сократить помощь Украине. Это публичное заявление новоизбранного президента вызывает, мягко говоря, непонимание, учитывая заявленное намерение посадить Украину и Россию за стол переговоров — оно не может рассматриваться Путиным иначе как стимул для продолжения наступательных действий против ослабленной Украины. Каким образом это стыкуется с идеей Кита Келлога накачать Украину оружием для усиления давления на кремлевского диктатора?
Вместе с тем очевидно, что реализовать какие-либо мирные инициативы для достижения справедливого для Украины мира невозможно без того, чтобы остановить продвижение путинских войск и эффективно противодействовать ракетно-бомбовым ударам против украинских городов и сел. Наши партнеры это, вроде бы, понимают: выдвигают интересные идеи, активизируют контакты, даже объявляют новые пакеты помощи, но вряд ли их можно отнести к категории «сверхусилий», о необходимости которых в начале года абсолютно справедливо говорил президент Макрон.