Часть вторая
Конец 2021 года оказался для Украины особенно тяжелым. Очередная волна COVID-19, газ по полторы тысячи долларов, остановка производства, угроза широкомасштабной военной агрессии. В этих обстоятельствах руководство страны хочет не только противостоять кризису, но и развиваться, диджитализироваться, создавать национальные авиакомпании. На это все нужно забрать деньги (новые налоги) у одних слоев населения и дать эти деньги (новые льготы) другим. Государство вводит налоги, льготы и действует именно через законы. В первой части мы уже рассмотрели 19 законов — она была оптимистичнее. Вторая часть содержит обзор законов о стимулировании экономики, но здесь рассматриваются также новые налоги, новые реестры и новые методы администрирования. Она включает 29 законов, которые начинают работать, то есть вступают в силу в 2022 году (подробно о вступлении в силу и введение в действие читайте в первой части).
В обзор не включены международные соглашения (ратификации), государственный бюджет и изменения в него.
1 января 2022 г. Регистраторы расчетных операций
(О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога и отмены механизма компенсации покупателям (потребителям) по жалобам о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций части суммы примененных штрафных санкций №1017-IX).
Если вы зарегистрированы как ФЛП второй-четвертой групп, подпадающих под действие этого закона, то, скорее всего, вы о нем знаете. С 1 января 2022 г. перестают действовать положения, откладывавшие обязательное применение регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов) ФЛП. Соответственно, с нового года на ФЛП возлагается обязанность их применять. Часть предпринимателей критикуют такую инициативу из-за, например, сложности ее внедрения в селах. 17 декабря, в последний сессионный день работы ВРУ 2021 г., проходили митинги за отсрочку внедрения кассовых аппаратов до 2023 г., но на заседание пришло около 100 депутатов, поэтому голосование за такую инициативу провалили.
1 января 2022 г. Материальная помощь помощникам народных депутатов
(О внесении изменений в статью 34 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» №1061-IX).
Этот закон распространяет положения статьи 24 Закона Украины «Об отпусках» на помощников народных депутатов. Теперь средства за неиспользованные дни отпусков могут быть перераспределены на зарплату или материальную помощь. Кроме того, остаток средств зарплатного фонда помощников-консультантов может быть использован для оплаты работ или услуг, связанных с выполнением депутатских полномочий. Не следует искать здесь «зраду», что «якобы депутатам и их помощникам выделили новые миллионы для проедания», — эти положения касаются только перераспределения предусмотренных средств.
1 января 2022 г. Государственные финансовые гарантии медицинского обслуживания
(О внесении изменения в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» относительно отсрочки введения в действие части десятой статьи 10 №1124-IX).
Этот закон откладывал оплату лекарственных средств, включенных в Национальный перечень основных лекарственных средств, за счет средств государственного бюджета по той причине, что 99 лекарственных средств отсутствовали в таком Национальном перечне. Сейчас все медикаменты, необходимые для лечения пациентов согласно требованиям НСЗУ и Программы медицинских гарантий, есть или в Национальном перечне лекарственных средств, или в государственных программах закупки лекарств. Поэтому на сегодняшний день от введения в действие этой нормы ничего катастрофического не произойдет.
2 января 2022 г. Налогообложение электронных услуг
(О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отмены налогообложения доходов, полученных нерезидентами в виде выплаты за производство и/или распространение рекламы, и усовершенствования порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость операций поставки нерезидентами электронных услуг физическим лицам №1525-IX).
Этот закон можно назвать налогом на Google. Он предусматривает, что неукраинские компании, предоставляющие электронные услуги в Украине на сумму более 1 млн грн, будут регистрироваться как налогоплательщики, подавать отчетность и платить НДС. Это не касается образовательных услуг (платных курсов дистанционного обучения). Введение этого закона может иметь два последствия. Во-первых, создается дополнительный источник поступлений в бюджет. Вместе с тем налоги в конечном итоге обычно платит потребитель, поэтому, вероятно, и это во-вторых, поставщики электронных услуг повысят цены на свои услуги (например, на подписки на YouTube, Netflix, Spotify, игры в Steam, программное обеспечение Microsoft Office и т.п.), что и скажется на части украинцев.
5 января 2022 г. Упрощенные закупки кислородных концентраторов
(О внесении изменения в раздел X «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках» по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) №1901-IX).
Закон позволяет закупать товары, работы и услуги, связанные с проектированием и установлением систем поставки медицинских газов (в том числе кислородных станций, криогенных емкостей, сетей централизованного кислородоснабжения и их составляющих) по упрощенной процедуре закупок.
16 января 2022 г. Газеты на украинском языке
(Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного №2704-VIII).
Печатные средства массовой информации (то есть газеты и журналы) теперь должны издаваться на украинском языке. Печать газет на другом языке (в частности и на русском) разрешается, если одновременно с соответствующим тиражом издания на иностранном языке издается тираж этого издания на государственном языке. Украиноязычные газеты и журналы должны составлять не менее половины всех печатных СМИ в местах продаж (магазинах, киосках). Исключением являются печатные средства массовой информации на крымскотатарском, английском языках, языках коренных народов Украины или официальных языках Европейского Союза. За нарушение этих правил налагается штраф в 6 800–11 900 грн.
1 февраля 2022 г. Новые налоги
(О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений №1914-IX).
Этот большой налоговый закон на 119 страницах требует отдельной статьи или нескольких. Несмотря на значительный объем, суть закона довольно простая — новые налоги. Здесь будет только короткий обзор тех новшеств, которые могут затронуть большинство украинцев. Новые налоги:
- Владельцы земельных участков будут платить минимальное налоговое обязательство — сумму налогов, которую каждый владелец сельскохозяйственной земли должен платить в бюджет (в 2022 г. это 4% стоимости земли). Если сумма всех налогов (налога на землю, налога на прибыль, единого налога и т.п.), уплачиваемых сельхозпроизводителем, будет меньше МЗП, то ему придется доплатить разницу. Это касается сельскохозяйственных земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Эксперты говорят, что сумма такого налога приблизительно равна 1,5 тыс. грн с 1 га.
- Налогообложение сельскохозяйственной продукции (кроме животноводства, то есть облагается налогами продажа, например, овощей): если доход от продажи продуктов, выращенных на земельном участке, превышает 12 минимальных зарплат (78 тыс. грн в 2022 г.), надо платить 18% (НДФЛ).
- Продажа второго объекта недвижимости (земельные участки, квартиры, дома) облагается налогами в 5%, а третьего и всех последующих объектов недвижимого имущества на протяжении одного года облагается налогом в 18% (НДФЛ). Если такая недвижимость получена по наследству, то эти правила не применяются.
- Повышение акциза на алкоголь на 5%.
- Налогообложение доходов из фондов и трастов по ставке 9%.
- Увеличение налогообложения с руды в первую очередь коснется крупных предпринимателей или даже олигархов. Но критики закона говорят о том, что ставки налога на руду (особенно марганцевую) остаются низкими.
- Еще один реестр — Реестр должников. В него будут вносить тех, за кем суд признал налоговый долг. Если налоговый долг предприятия превышает 1 млн грн, то его руководитель не сможет выехать за границу.
Новшеств и новых налогов значительно больше, поэтому руководителям предприятий и бухгалтерам следует обратить более детальное внимание на этот закон.
14 февраля 2022 г. Цифровая экономика
(О стимулировании развития цифровой экономики в Украине №1667-IX).
Закон направлен на стимулирование цифровой экономики путем создания специального режима деятельности компаний — «Дія Сіті». Получить преимущества такого режима могут компании из сферы IT, в которых работают не менее девяти сотрудников со средней месячной зарплатой не менее 1200 евро, при этом сумма квалифицированного дохода составляет не менее 90% дохода компании. Если компания соответствует этим критериям, то уполномоченный орган (Министерство цифровой трансформации) регистрирует ее в специальном Реестре как резидента «Дія Сіті» Преимущества «Дія Сіті»:
- Резиденты «Дія Сіті» смогут заключать особые формы договоров — гиг-контракты с гиг-специалистами. Особенность гиг-контрактов — в сочетании гибкости с социальной защитой, это что-то похожее на наем ФЛП, но с социальными преимуществами обычных работников (отпуска, компенсационные выплаты, страховые выплаты и т.п.).
- Резиденты «Дія Сіті» могут заключать договоры о неразглашении и о воздержании от совершения конкурентных действий.
- Возможность заключать специальные договоры с кредиторами (договор займа с альтернативным обязательством), по которым долговые обязательства могут быть переведены в долю в уставном капитале. Такая возможность, по мнению авторов закона, должна содействовать привлекательности стартапов для инвесторов, ведь у инвесторов будет больше возможностей окупить свои инвестиции. Предусмотрены и другие новые возможности, которые должны сделать стартапы более привлекательными.
- Государственный надзор (контроль) относительно резидентов «Дія Сіті» может осуществляться только при наличии письменного согласования руководителя ЦОИВ.
- Гарантируется, что благоприятные условия для деятельности «Дія Сіті» будут действовать не менее 25 лет.
- «Дія Сіті» предоставляет налоговые преимущества, детальнее о них в другом законе (№1946).
Следовательно, если вы подпадаете под критерии, то благодаря «Дія Сіті» можно получить много преимуществ для вашего бизнеса.
23 февраля 2022 г. Имущество ликвидированных школ
(О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно использования имущества ликвидированных коммунальных заведений общего среднего образования в сельской местности №1839-IX).
В Украине проводятся реформы в части децентрализации и образования. Частью этих реформ является закрытие малокомплектных сельских школ. Этот закон решает вопрос о том, что делать с имуществом таких закрытых школ. Раньше имущество закрытых школ (речь идет прежде всего о самом здании и территории школы) могло использоваться исключительно для образовательных потребностей (хотя школа при этом закрывается). Теперь имущество зарытых школ может быть использовано для других целей по усмотрению местной рады. Такое имущество в частности можно сдавать в аренду (но не раньше чем через один год после закрытия школы). Но средства от такой аренды должны направляться на образовательные потребности. Следовательно, теперь помещения закрытых школ можно сдавать в аренду и оплачивать за этот счет функционирующие школы.
9 марта 2022 г. Расширение круга лиц, на которых распространяются положения Закона «О предотвращении коррупции»
(О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно распространения действия закона на членов правления Фонда социального страхования Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Пенсионного фонда, Наблюдательного совета Пенсионного фонда и соответствующих должностных лиц №1893-IX).
Этот закон распространяет положения Закона «О предотвращении коррупции» на членов правления Фонда социального страхования Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Пенсионного фонда, Наблюдательного совета Пенсионного фонда. Большинства граждан этот закон никак не касается, разве что можно надеяться на снижение уровня коррупции в указанных органах.
10 марта 2022 г. Новый способ расчета цен при строительстве дорог
(О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно передачи полномочий по нормативному регулированию ценообразования в отрасли строительства автомобильных дорог общего пользования №1881-IX).
Суть закона довольно простая: стоимость строительства дорог будет рассчитываться по отдельной методике, устанавливаемой Укравтодором, а не Минрегионстроем. По мнению авторов закона, это должно уменьшить уровень зарегулированности процедуры определения стоимости строительства. Гражданам Украины остается только надеяться, что «Большое строительство» не пострадает из-за нового способа определения стоимости строительства дорог.
10 марта 2022 г. Штрафы за продажу лекарства детям и продажу лекарств без рецепта
(О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за реализацию (отпуск) лекарственных средств в запрещенных законодательством случаях и установления ответственности за реализацию (отпуск) лекарственных средств лицам, не достигшим четырнадцати лет (малолетним лицам) №1886-IX).
Теперь детям до 14 лет нельзя будет продавать лекарства. Аптекарям, сделавшим это, грозит штраф в размере 3400–6800 грн. Бабушки больше не смогут послать внуков за лекарствами, но при этом у внуков будет меньше возможностей отравиться этими лекарствами. Кроме этого, увеличились штрафы за продажу лекарств без рецепта — до 850–3400 грн.
10 марта 2022 г. Фельдъегерская связь
(О внесении изменений в Закон Украины «О почтовой связи» относительно урегулирования вопросов фельдъегерской связи №1889-IX).
Изысканное название «фельдъегерская связь» означает перевозку и доставку (вручение) отправлений, содержащих информацию, составляющую государственную тайну и/или служебную информацию. Закон закрепляет термины «фельдъегерская связь» и «ведомственная фельдъегерская связь в составе Вооруженных сил Украины». Закон касается должностных лиц, поэтому влияния на большинство граждан Украины оказывать не будет.
15 марта 2022 г. Внесудебное разрешение споров
(О медиации №1875-IX).
Медиация — это внесудебная добровольная процедура, в ходе которой стороны с помощью медиатора пытаются предотвратить возникновение или урегулировать конфликт (спор) путем переговоров. Закон регулирует правила проведения такой процедуры. Медиация нужна прежде всего для урегулирования конфликтов, то есть когда стороны конфликта настроены на дальнейшее сотрудничество и не хотят строить дальнейшие отношения на конфликте (который может возникнуть при судебном процессе), но при этом имеют взаимные претензии. Эта процедура происходит до обращения в суд. Медиатор (тот, кто осуществляет медиацию) не принимает решения по сути конфликта, он может только предоставлять консультации и согласно выбранной методике пытаться урегулировать конфликт. Подготовка медиаторов предусматривает 90-часовую программу обучения. Объединение медиаторов и субъекты, обеспечивающие проведение медиации, ведут реестры медиаторов. По результатам успешной медиации заключается договор, в котором должны быть согласованы сторонами медиации обязательства, способы и сроки их выполнения, а также последствия их невыполнения или ненадлежащего выполнения.
Таким образом, можно акцентировать внимание на двух новых возможностях для украинцев. Во-первых, граждане могут урегулировать свои конфликты во внесудебном порядке в соответствии с разработанными правилами и по рекомендациям профессиональных медиаторов. Во-вторых, если вам хорошо удается регулировать конфликты, то рассмотрите возможность сменить профессию и стать медиатором.
19 марта 2022 г. Упрощенная процедура обретения гражданства
(О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» об упрощенном обретении гражданства Украины отдельными категориями лиц №1941-IX).
Этот закон касается лиц, служивших в ВСУ, участвовавших в антитеррористической операции, или граждан РФ, которые подвергаются политическим преследованиям в России. Для этих категорий граждан вводится декларирование отказа от иностранного гражданства. Раньше надо было подписывать обязательство отказаться от гражданства другого государства через два года после обретения гражданства Украины, но такое обязательство было сложно выполнить тем, кого преследуют власти России за войну в Донбассе. Соответственно, декларация упростит процедуру отказа и обретения гражданства Украины.
21 марта 2022 г. Регистрация местожительства лиц на временно оккупированных территориях
(О внесении изменений в некоторые законы Украины о внесении сведений о зарегистрированном местожительстве лиц на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, Автономной Республике Крым и городе Севастополе, а также оформлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, или документов, удостоверяющих личность и подтверждающих ее специальный статус №1916-IX).
Закон касается внутренне перемещенных лиц и лиц, проживающих на временно оккупированных территориях. Основное новшество заключается в том, что оформление, обмен паспортов или документов, подтверждающих специальный статус лиц, вклеивание фотокарточки в паспорт лицам, имеющим зарегистрированное местожительства на временно оккупированной территории, можно будет осуществлять по месту обращения (то есть в любом центре на подконтрольной территории Украины). То же касается внесения сведений о местожительстве лица. Относительно несовершеннолетних лиц внесение информации о местожительстве может быть осуществлено на основе:
- документа, подтверждающего право на проживание в жилье, находящемся на временно оккупированной территории, несовершеннолетнего лица;
- сведений о зарегистрированном местожительстве законных представителей.
1 апреля 2022 г. Налоговые льготы для «Дія Сіті»
(О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине №1946-IX).
Закон дополняет другой закон №1667, о котором шла речь выше. Закон №1946-IX устанавливает налоговые льготы для резидентов «Дія Сіті». Льготы следующие:
- Уплата налога на прибыль предприятий по принципу налога на выведенный капитал.
- Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов специалистов — резидентов «Дія Сіті» в виде заработной платы, вознаграждения по гиг-контракту, авторского вознаграждения за создание служебного произведения и переход прав на служебные произведения по ставке 5% (вместо 18%) в случае, если такие доходы специалиста не превышают эквивалент 240 тыс. евро в год.
- Уплата единого социального взноса резидентом «Дія Сіті» в размере минимального страхового взноса (по состоянию на 1 декабря 2021 г. — 1430 грн) на сумму начисленной зарплаты или вознаграждения за выполнение работ по гиг-контрактам.
7 апреля 2022 г. Индустриальные парки
(О внесении изменений в Закон Украины «Об индустриальных парках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно привлечения инвестиций в промышленный сектор экономики путем стимулирования создания индустриальных парков №1710-IX).
Закон должен активизировать деятельность индустриальных парков. Общая концепция следующая: предприниматели, желающие создать индустриальный парк, подают документы в уполномоченный госорган, который решает, включать ли индустриальный парк в Реестр индустриальных парков. Индустриальные парки могут заниматься перерабатывающей промышленностью, научно-технической деятельностью, деятельностью в сфере информации и телекоммуникации. Созданные индустриальные парки будут иметь такие преимущества:
- Компенсация процентной ставки по кредитам (займам) на обустройство и/или осуществление хозяйственной деятельности.
- Средства на безвозвратной основе для обустройства индустриальных парков и/или обеспечения строительства объектов смежной инфраструктуры (автомобильных путей, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и т.п.).
- Компенсация затрат на подключение и присоединение к инженерно-транспортным сетям.
- Налоговое и таможенное стимулирование.
Конкретные суммы и проценты компенсаций должны быть разработаны правительством.
Если этот закон и будет иметь какие-то последствия для украинцев, то такими более долгосрочными последствиями могут быть экономический рост и создание новых рабочих мест.
13 апреля 2022 г. Премия имени Мирослава Скорика
(О внесении изменения в статью 11 Закона Украины «О государственных наградах Украины» №1786-IX).
Закон устанавливает новую премию имени Мирослава Скорика. Эту премию планируется вручать за весомый вклад в развитие музыкального искусства Украины и внедрение новых неординарных практик в композиторской, исполнительской, музыковедческой деятельности.
1 мая 2022 г. Расчеты за газ
(О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения на рынке природного газа учета и расчетов по объему газа в единицах энергии №1850-IX).
Закон содержит два основных новшества. Первое — это поставщик «последней надежды». Это положение действует уже сейчас, и его действие заканчивается 1 мая 2022 г. Если какой-либо поставщик газа не сможет обеспечить поставку, то потребитель будет переведен к поставщику «последней надежды», который обеспечит необходимый объем газа. Таким поставщиком является НАК «Нафтогаз України», которая в случае необходимости будет поставлять газ по цене базового годового предложения (сейчас 7,96 грн за кубометр). Второе новшество касается изменения способа расчетов. Теперь пользователи будут платить не за кубометры газа, а за энергию. На практике это означает, что потребители услуги по поставке тепловой энергии будут получать в квитанциях информацию об объеме потребленной энергии в киловатт-часах.
11 мая 2022 г. Развитие производства биометана
(О внесении изменений в некоторые законы Украины о развитии производства биометана №1820-IX).
Этот закон должен содействовать использованию биометана. Это газ, полученный преимущественно из продуктов жизнедеятельности животных или, например, силоса кукурузы. Украина является крупным производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому и потенциал для производства биометана тоже значительный. По оценкам отдельных экспертов, биометан может удовлетворить около четверти потребности в газе. Закон вводит процедуру сертификации биометана, определение термина «биометан», также в соответствии с популярной практикой планируется создать реестр биометана. В краткосрочной перспективе этот закон не повлияет на украинцев, но в более отдаленной перспективе использование биометана может немного сдержать повышение цен на газ.
15 мая 2022 г. Применение оружия Государственной пограничной службой
(О внесении изменений в Закон Украины «О Государственной пограничной службе Украины» относительно усовершенствования порядка использования и применения мер принуждения, боевой техники и вооружения личным составом Государственной пограничной службы Украины №1897-IX).
Этот закон был принят в ноябре 2021 г. на фоне белорусского миграционного кризиса. В нем определяются правила, как пограничная служба использует физическое влияние, специальные средства, огнестрельное оружие, вооружение и боевую технику. То есть, в каких случаях можно стрелять из огнестрельного оружия, когда можно бить нарушителей дубинками и по каким частям тела бить нельзя, когда следует предупреждать нарушителей о применении оружия, а когда — нет и т.п. Если вы не планируете в ближайшее время нарушать государственную границу Украины или пограничный режим, этот закон вас не касается.
23 мая 2022 г. Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве
(О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве №1865-IX).
Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве создается для поддержки субъектов микропредприятий, малого и среднего предпринимательства, физических лиц-предпринимателей, ведущих деятельность в отрасли сельского хозяйства, путем частичного гарантирования выполнения обязательств таких субъектов по кредитным договорам. Этот фонд контролируется государством, но к его формированию могут приобщаться и другие участники. Фонд предоставляет гарантии в объеме до 50% непогашенной суммы основного долга. Такие гарантии предоставляются на срок действия кредитного договора, но не более чем на 10 лет. Гарантии по кредитам могут получить фермеры, у которых в пользовании есть до 500 га земли. Следовательно, если вы подходите под такие критерии, то с 2022 г. сможете получить гарантии до 50% суммы долга на кредиты сроком до 10 лет.
9 июня 2022 г. Дополнительная проверка документов нотариусами
(О внесении изменений в некоторые законы Украины об уточнении порядка доступа к Единому государственному демографическому реестру №1892-IX).
В Украине уже действует Единый государственный демографический реестр. Это информационная база граждан Украины, которая содержит основные данные граждан, оформлявших свои документы с помощью такого реестра (если вы оформляли паспорт или удостоверение водителя после 2016 года, то, скорее всего, это происходило с помощью этого реестра). Принятый закон предусматривает, что нотариусы при совершении нотариальных действий (требующих подтверждения личности) будут проверять документы лица на соответствие данным, имеющимся в этом реестре.
15 июня 2022 г. Критическая инфраструктура
(О критической инфраструктуре №1882-IX).
Критическая инфраструктура состоит из объектов критической инфраструктуры — объектов, являющихся важными для экономики, национальной безопасности и обороны, нарушение функционирования которых может нанести ущерб жизненно важным национальным интересам. Закон идет уже обычным путем: создание еще одного специального органа исполнительной власти и еще одного реестра. В реестре будет содержаться информация обо всех объектах критической инфраструктуры. Уполномоченный орган в сфере защиты критической инфраструктуры Украины будет вести этот реестр, координировать деятельность других органов и оценивать риски для критической инфраструктуры. Каждый объект должен иметь паспорт безопасности, а владельцы этих объектов должны их страховать. В случае кризисной ситуации могут быть введены ограничения на режимы работы объектов инфраструктуры, экономические условия хозяйствования, доступ к объектам. Охранять критическую инфраструктуру в случае необходимости будет Национальная гвардия. Большинства граждан закон прямо не касается, разве что можно надеяться на общее улучшение безопасности.
19 июня 2022 г. Мультимодальные перевозки
(О мультимодальных перевозках № 1887-IX).
Мультимодальная перевозка — это перевозка двумя или более видами транспорта на основании одного договора. То есть заказчик может заказать перевозку из точки А в точку Б, которая будет происходить сначала грузовиком, потом судном, потом самолетом, потом поездом. И все это будет регулироваться одним договором. Собственно, закон регулирует, что должно быть закреплено в договоре, ответственность сторон, дает определение участников мультимодальных перевозок. Новшества, внесенные законом, касаются прежде всего сферы грузовых перевозок, прямого влияния на большинство граждан этот закон иметь не будет. Но может быть влияние опосредствованное: увеличение объема перевозок через территорию Украины, повышение конкурентоспособности, уменьшение стоимости грузовых перевозок и, как возможное следствие, уменьшение стоимости части товаров.
1 июля 2022 г. Терминология о реабилитации лиц с инвалидностью
(О внесении изменений в Закон Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине» относительно приведения в соответствие с некоторыми законодательными актами Украины №1848-IX).
Закон меняет терминологию в законодательстве о реабилитации лиц с инвалидностью. Термины приводятся в соответствие с Международным стандартом ISO 9999:2016 Assistive products for persons with disability — Classification and terminology. Какого-либо значительного улучшения состояния реабилитации лиц с инвалидностью в связи с принятием этого закона не предусматривается.
1 июля 2022 г. Реестр реестров
(О публичных электронных реестрах №1907-IX).
Читая о том, какие новшества предлагаются другими законами, внимательные читатели могли заметить общую тенденцию — создание реестров. Этот закон создан с учетом такой тенденции. Законом регулируется широкий круг вопросов по созданию и функционированию публичных электронных реестров. Согласно закону реестры должны быть похожими (по принципам своего создания и функционирования), взаимосовместимыми, открытыми, бесплатными, информация в реестрах должна сохраняться бессрочно. Правовладелец (лицо, информация о котором внесена в публичный электронный реестр) должен быть проинформирован о запросах каких-либо лиц относительно информации о нем. Закон закрепляет такой принцип: информация из реестра правдива и достоверна, пока не доказано обратное. Среди прочего, создается Реестр реестров, в котором будет информация обо всех других реестрах.
1 июля 2022 г. Военные капелланы
(О Службе военного капелланства №1915-IX).
Закон регулирует деятельность военных капелланов. Целью осуществления этой деятельности является удовлетворение духовно-религиозных потребностей военнослужащих. Для этого в Вооруженных силах, Нацгвардии и Госпогранслужбе создается Служба военного капелланства. Эта служба подчиняется непосредственно главнокомандующим ВСУ, Нацгвардии и Госпогранслужбы, а действовать капелланы должны на уровне бригад или батальонов. Странной, с точки зрения христианской традиции, выглядит граничная численность военных капелланов — не менее одного капеллана на 666 военнослужащих. Капелланство не ограничивается христианскими священниками, представители других конфессий тоже могут быть капелланами. Обрести этот статус могут священнослужители, получившие соответствующий мандат от зарегистрированных в Украине религиозных организаций. Капелланы должны пройти специальную подготовку в военных учебных центрах. Распределение количества капелланов по конфессиям осуществляется на основе конфессионной принадлежности личного состава, важную роль в этом играет начальник службы военного капелланства. Капелланы, прошедшие обучение, имеют мандат и соответствуют конфессионной квоте, могут быть приняты на службу. Запрещается выдавать капелланам оружие или боеприпасы.
Следовательно, теперь военнослужащие смогут на законных основаниях обеспечивать свои духовно-религиозные потребности.
Поздравляем! Теперь вы знаете обо всех существующих опасностях и прелестях 2022 года. Но это еще не все. Верховная Рада активно принимала законы в декабре 2021 года, однако Владимир Зеленский не спешил их подписывать (чтобы закон вступил в силу, он должен быть подписан президентом Украины и опубликован в официальных изданиях. В первых двух частях мы рассмотрели именно такие законы. Однако еще несколько законов лежат на подписи у президента, и в целом количество подарков от депутатов на 2022 год может только увеличиться). Поэтому в начале января ждите последнюю, третью часть этого обзора, где мы расскажем о еще полудюжине законов, которые повлияют на Украину и украинцев в 2022 году.