Если по-простому, электронные резиденты (е-резиденты) — это иностранцы, которым уже в 2022 году не нужно будет ни получать гражданство Украины, ни даже появляться здесь, чтобы официально стать физлицами-предпринимателями (пока только в сфере ІТ) и платить налоги в Украине.
Е-резидентство придумали и запустили в 2014 году эстонцы, открыв миру доступ к удобной, надежной и отлаженной инфраструктуре своего е-государства. Эстония цифровизовалась одной из первых в мире, выстроила понятные и прозрачные государственные процессы и не покидает топы мировых рейтингов экономической свободы и удобства ведения бизнеса. Эстонская налоговая система восьмой год подряд остается самой конкурентоспособной в мире. По состоянию на декабрь 2021 года, уже более 87 тысяч е-резидентов из более 170 стран мира влили в бюджет Эстонии больше 80 млн евро.
Наше Минцифры продвигает украинский проект е-резидентства, ссылаясь на эстонский успех. Прогнозы для Украины, впрочем, звучат такие: к концу 2022 года ожидают до трех тысяч е-ФОПов III-й группы (главным образом, фрилансеров из Индии, Пакистана, Китая, Бангладеша и Филиппин) и 1,5 млн долл. поступлений в бюджет. На чем основан ожидаемый экономический эффект, не говорят.
Зато амбициозный пиар присутствует в полной мере: «Украина в смартфоне» завоевывает мир простыми решениями для миллионов граждан Земли. Только политические заклинания и фактический проект изменений в законодательство, уже прошедших первое чтение в парламенте, пока не очень созвучны.
Ко второму чтению законопроект №5270 об экспериментальном налоговом режиме для е-резидентов существенно дорабатывают, так что уверенно сказать, на что же будет похоже украинское е-резидентство, пока нельзя. Готовый ко второму чтению законопроект, по словам его автора, первого замглавы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослава Железняка, есть шансы увидеть уже в январе. А пока мы можем присмотреться к уже известным важным подробностям.
Плюсы
- Привлекательный налог. Для е-резидентства пока будет доступен только статус ФОП III-й группы на едином налоге, и 5% — очень привлекательная ставка. Е-резидентов хотели еще освободить от ЕСВ: осталось лишь найти способ реализовать это, не нарушив международные соглашения о социальном страховании.
- Лишним не будет. Если ставка сработает и спрос на украинское е-резидентство станет заметным, украинскому бюджету это совсем не помешает. Даже при том, что сейчас совсем непонятно, как эти поступления попадут в местные бюджеты, ведь именно туда должен поступать уплаченный ФОПами единый налог. «Прописка» у всех е-резидентов будет одна — офис госпредприятия «Дія» в Киеве.
- Физическая безопасность. Украина не сможет «выломать» двери и изъять технику у того, кого физически здесь нет.
Минусы
- Непривлекательная налоговая. Украинское е-резидентство всего лишь предоставляет электронный доступ к суровой украинской действительности.
«Е-резидентство в Эстонии построено уже поверх эффективно работающей остальной инфраструктуры: судов, налоговой инспекции», — объясняет гражданин Украины и эстонский е-бизнесмен Константин Клягин, чья компания разрабатывает, в том числе цифровые решения для европейских государственных сервисов. Он рассказывает, что за время работы с Эстонией к нему не приходили с проверками из налоговой, но, например, звонили уточнить, когда ему нужна услуга, чтобы успеть ее предоставить: «Такая вот инвест-няня — просто обычный сотрудник налоговой». Украинская же налоговая шлет сотрудников по месту регистрации с требованием явиться к ним без объяснения причин: «Я говорю: не приду. Давайте вы будете, как цивилизованные люди, писать мне письма, а я буду реагировать на них со своим юристом. Каждый поход к вам открывает окно коррупции, давайте не будем этого делать. И такое случается где-то раз в год. В Эстонии такого нет».
Аналогичная ситуация и с украинской юрисдикцией: урегулировать споры в стране, где судам доверяют меньше, чем газетам страны-агрессора, а коррупционные скандалы с участием высших чинов судебной власти не сходят с телеэкранов, — сомнительный стимул.
При этом сайт-визитка электронного резидентства Минцифры обещает е-ФОПам дружественную налоговую (вот здесь обычным ФОПам может стать обидно). А буквально следующей строкой — «личного менеджера от правительства» для взаимодействия с госорганами. Настолько все «дружественно», что без помощи каждому е-резиденту не обойтись.
- Мошенничество. Настоящей проблемой даже для высокотехнологичной Эстонии стала проверка потенциальных е-резидентов на наличие наказаний за уголовные преступления, которые не внесены в международные базы данных, а также запретов на ведение коммерческой деятельности за рубежом. Из-за этого мошенники смогли, например, использовать е-резидентов для ликвидации проблемных эстонских предприятий. А также создать и избежать надзора за работой ряда предприятий в сфере с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма.
С аналогичными вызовами столкнется и Украина, но мы хотя бы предупреждены. То есть у нас есть шанс найти системное решение на старте, а не после того, как мошенничество с украинской е-идентификацией нивелирует все положительные пиар-эффекты.
Подводные камни
- Е-небезопасность. Кроме уже известных претензий специалистов по информационной безопасности ко всей экосистеме «Дії», в е-резидентство могут заложить дополнительные риски для персональных данных и конфиденциальной информации тех, кто им воспользуется. На эти риски обратило внимание Главное научно-экспертное управление Верховной Рады в своем выводе о законопроекте №5270 к первому чтению.
Среди них — наделение госпредприятия «Дія», администратора портала «Дія» множеством полномочий в налоговой сфере, хотя оно не является субъектом налоговых правоотношений. Например, в законопроекте заложено, что «контролирующие органы имеют право обратиться с письменным запросом к администратору о предоставлении в порядке, определенном этим подразделом, информации об объеме и движении средств на счетах е-резидентов-предпринимателей и другой информации и/или документов, связанных с начислением и уплатой налогов, сборов, платежей и/или погашением налогового долга таких е-резидентов-предпринимателей». При таком подходе администратор получает доступ к налоговой и банковской информации. Еще и без обязанности не разглашать информацию, которая по сути имеет конфиденциальный характер.
- Убытки для государства. Главное научно-экспертное управление парламента обращает внимание, что у законопроекта нет должного финансово-экономического обоснования с соответствующими расчетами, и подчеркивает два риска. Первый: доходами нерезидента, полученными из Украины (в соответствующих странах), будут признаваться только доходы, полученные от резидентов Украины. Второй: создается дополнительная конкуренция и соответствующие риски в аспекте занятости для граждан Украины. Все это, по мнению парламентских экспертов, может сказаться на привлекательности предложенного режима налогообложения для иностранцев и не привести к росту налоговых поступлений. А с учетом предложенной в проекте сниженной ставки налогообложения — привести только к ее использованию для минимизации налоговых платежей. При таком подходе институт е-резидентства может оказаться просто убыточным.
К слову, по данным эстонского госконтроля, доходы от программы электронного резидентства в Эстонии начали превышать расходы к концу первых пяти лет работы.
Теперь слово за парламентом. О том, насколько привлекательным для е-резидентов и выгодным для Украины выйдет проект электронного резидентства, можно будет судить после доработки и принятия законопроекта. Пока надеемся, что ко второму чтению его хотя бы разминируют.
Точно прогнозировать можно только одно: пиара будет больше, чем экономического эффекта. Интрига эксперимента заключается только в том, насколько.
Больше статей Елены Болтушкиной читайте по ссылке.