Во вторник, 27 апреля, «Зеркало недели» опубликовало Укратомпрома»).
Такое впечатление, что общее профессиональное прошлое А.Деркача и В.Путина по части деятельности на ниве обеспечения государственной безопасности СССР и привело к такому единодушию по желательным организационным формам существования ядерной отрасли Украины. Или все-таки А.Деркач честно пытался выполнить указания старшего по званию? Справедливости ради отмечу, что руку к росту аппетита наших российских партнеров в ядерной сфере приложила и сегодняшняя пламенная оппозиционерка Ю.Тимошенко. Ведь именно она в ранге премьер-министра Украины в конце апреля 2009 года на заключительной пресс-конференции после встречи с В.Путиным в Москве сообщила о грандиозных планах сотрудничества между нашими странами в ядерной энергетике и атомной промышленности. Соответствующие протоколы были подписаны, так что пожар сейчас у нас идет по плану.
Здесь хочу обратить внимание читателей на следующий принципиальный вопрос. Если в РФ виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности государства, определены в законе, то в Украине к стратегическим отнесены не виды деятельности, а конкретные предприятия, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Список предприятий, а также критерии отнесения к таким предприятиям утверждены всего лишь постановлениями КМУ (от 23 декабря 2004 г. №1734 и от 15 мая 2003 г. №695). Порядок отчуждения госсобственности также регулируется на уровне постановления КМУ. А вот условия проведения конкурсов по продаже контрольных пакетов акций ОАО, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, вообще регулируются инструктивным письмом Фонда госимущества от 1.12.2005 г. №10-35-15158 за подписью видного регионала М.Чечетова. То-то руководство «Укратомпрома» носилось с идеей скорейшего акционирования своего предприятия!
Как вы понимаете, все эти перечни, порядки и условия действующее правительство может изменить без всякого труда в угоду своим российским друзьям. И даже список не подлежащих приватизации предприятий, который регулируется законом, тоже легко исправить, ведь коалиция «тушек» успешно голосует за самые одиозные договоры и законы, наносящие вред национальной безопасности.
Опросив знакомых украинских специалистов, сообщаю Владимиру Владимировичу, что они не одобряют ни «революционное предложение» по крупному холдингу на российских условиях, ни поэтапную и пошаговую экспансию РФ в ядерной сфере, хотя не против разумного взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Только будет ли наше родное правительство прислушиваться к их мнению? Сомневаюсь. Его лозунг, судя по последним событиям, — быстрота и натиск. И такое впечатление, оно не особенно «сушит мозги» и не испытывает угрызений совести и душевных мук по поводу украинских национальных интересов.
«Партнерские и взаимовыгодные отношения»: электроэнергетика
Основные моменты проекта соглашения под названием «Проекты для совместного осуществления в рамках расширения сотрудничества между РФ и Украиной в сфере электроэнергетики» таковы:
1. Строительство и ввод в эксплуатацию 2—7-го агрегатов Днестровской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС), а также совместный маркетинг произведенной на станции электроэнергии.
Большинство экспертов и энергетиков-практиков утверждают, что Украина в состоянии самостоятельно достроить Днестровскую ГАЭС и тем более торговать произведенной на ней электроэнергией. Государственное ОАО «Укргидроэнерго» (100% акций которого через НАК «Энергетическая компания Украины» опосредованно принадлежат государству в лице Кабмина) обеспечило ввод в эксплуатацию первого гидроагрегата станции в 2009 году. Второй гидроагрегат планируется запустить в 2011 году, третий — в 2012-м.
Строительство Днестровской ГАЭС финансируется за счет оборотных средств «Укргидроэнерго», средств госбюджета, а также кредитных средств Ощадбанка. Также «Укргидроэнерго» имеет многолетний успешный опыт привлечения займов Всемирного банка для реконструкции и модернизации действующих гидроэлектростанций. При этом банки не претендуют на совместный с «Укргидроэнерго» маркетинг электроэнергии, произведенной на эксплуатируемых компанией ГЭС и ГАЭС.
Конечно, россияне заинтересованы поучаствовать в достройке одной из крупнейших в мире ГАЭС, а главное — в торговле пиковой электроэнергией, произведенной станцией, расположенной вблизи границы Украины со странами ЕС. Но зачем это Украинскому государству?
2. Реализация проектов строительства Каневской ГАЭС и Каховской ГЭС-2.
Если действительно заниматься этими проектами, то имеет смысл провести открытый международный тендер. В этом случае у Украины как минимум появится возможность выбора проектов и инвесторов. Делать же это в угоду исключительно РФ, по меньшей мере, недальновидно.
3. Техническое перевооружение и реконструкция действующих ТЭС и ГЭС.
Российские производители и сейчас поставляют оборудование на отечественные ТЭС и ГЭС. Важно, чтобы россияне не монополизировали такие поставки, и у Украины был выбор поставщиков.
4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых ГЭС, включая малые и гидроаккумулирующие, а также объектов на базе возобновляемых источников энергии.
Никто не против сотрудничества и инвестиций, но на паритетных условиях. Опять же, почему только с РФ?
5. Реализация инвестиционных проектов развития и модернизации распределительных сетей Украины.
Распределительные электрические сети в Украине находятся на балансе областных энергоснабжающих компаний (облэнерго), которые и реализуют проекты по модернизации и развитию этих сетей за счет средств, получаемых в виде выручки от предоставляемых услуг по транспортировке и поставке электроэнергии. Разумеется, этих средств недостаточно. Нужны более серьезные инвестиции.
Не исключено, что в данном случае речь идет о деятельности в Украине группы российских бизнесменов (Александр Бабаков, Михаил Воеводин и Евгений Гинер), которые владеют и управляют несколькими облэнерго — «Житомир-», «Кировоград-», «Одесса-» «Херсоноблэнерго» и «Севастопольэнерго». Вот пусть и занимаются модернизацией подконтрольных предприятий. А о других на конкурсной основе пусть позаботятся другие — инвесторы.
6. Производство, поставка, монтаж и эксплуатация энергетического оборудования.
Этот пункт предполагает дальнейшую кооперацию предприятий энергетического машиностроения. В этом есть свои плюсы и минусы. Все зависит от условий конкретных соглашений и проектов.
7. Заключение Соглашения о мерах по обеспечению параллельной работы ЕЭС России и ОЭС Украины и организация на его базе межгосударственной торговли электроэнергией на сечении Украина—Россия.
По данным «ЗН», пару недель назад украинские ученые, в частности глава НАНУ Борис Патон и энергетики-практики, направили президенту В.Януковичу экономическое обоснование необходимости сохранения в Украине единой энергосистемы. Они хотели обратиться к нему с открытым письмом, так как, по их выводам, все идет к тому, что Украину буквально вынуждают стать импортером не только российских нефти и газа, но и электроэнергии.
8. Совместная реализация инвестпроектов по поставкам электроэнергии в третьи страны, в том числе с использованием вставок постоянного тока (ВПТ), совместный маркетинг электроэнергии в страны Балтии.
Один из самых интересных пунктов. Энергосистемы Украины, России, Беларуси и стран Балтии работают параллельно, но не синхронизированы с европейской энергосистемой. Россия крайне заинтересована в установке ВПТ на границе Украины с европейскими странами.
Есть два пути организации поставок электроэнергии из энергосистем Украины и России на наиболее ликвидные рынки стран Европы. Первый — это дорогостоящая и длительная модернизация энергообъектов ЕЭС России и ОЭС Украины, которая позволит синхронизировать эти системы с объединенной европейской энергосистемой. Только Украине для интеграции своей энергосистемы в европейскую, по оценкам Минтопэнерго, необходимо осуществить ряд обязательных мероприятий на общую сумму 8,655 млрд. грн. в период с 2010-го по 2015 год. В частности, на модернизацию электросетей необходимо направить 5,456 млрд. грн., на мероприятия по модернизации и реконструкции генерирующих мощностей — 2,564 млрд., на модернизацию систем управления энергообъектами — 0,63 млрд. грн.
Второй путь организации экспорта электроэнергии из энергосистем Украины и России в Европу — объединение энергосистем через вставки постоянного тока, межсистемные подстанции, которые позволяют обеспечить несинхронную связь между энергосистемами, а также возможность независимого регулирования частоты и мощности в каждой из них. Стоимость создания таких подстанций на порядок меньше, чем расходы на модернизацию всей энергосистемы. При этом строительство ВПТ займет намного меньше времени, чем модернизация национальных энергообъектов.
Харьковский НИИ «Энергосетьпроект» еще в 2004 году по заказу НЭК «Укрэнерго» завершил разработку ТЭО строительства ВПТ на подстанции «Западноукраинская» начальной проектной мощностью 600 МВт с возможным ее наращиванием до 1200 МВт. Тогда расчетная стоимость такой вставки с монтажом оборудования составляла 110—130 млн. долл.
Установка ВПТ на границе Украины с европейскими странами позволит России организовать экспорт собственной электроэнергии в Европу транзитом через украинскую энергосистему. При этом Украина из экспортера собственной электроэнергии превратится в транзитера российской со всеми вытекающими негативными последствиями (сокращение производства электроэнергии и коэффициента использования установленной мощности электростанций, падение валютных доходов государства и налоговых поступлений).
Украинской электроэнергии уже сейчас крайне трудно конкурировать с российской на внешних рынках, поскольку Россия способна обеспечивать более дешевым топливом и АЭС (тепловыделяющие сборки собственного производства), и ТЭС (уголь и газ). Наглядной демонстрацией такого положения дел является борьба Украины и России за рынки Молдовы, Беларуси и стран Балтии, в частности Литвы, которую Украина проигрывает. В будущем ситуация будет только усугубляться.
Европейские компании заинтересованы в импорте дешевой электроэнергии, и для них не имеет значения, где она производится — в Украине или России. Поэтому они будут лоббировать вопрос транзита более дешевой, чем украинская, российской электроэнергии через отечественную энергосистему.
Кстати, Россия уже сейчас через одну из крупнейших в мире ВПТ «Выборг» мощностью 1400 МВт поставляет электроэнергию в энергосистему NORDEL (энергообъединение стран Северной Европы — Финляндии, Швеции, Норвегии и востока Дании).
9. Реализация совместных проектов в области энергоэффективности.
Возможно, но опять же — на паритетных основах. И не только в Украине.