Героизм защитников Майдана дал для внешней политики Украины новый шанс. Не побоюсь сказать, что такого шанса у нашей страны не было с момента провозглашения независимости. Разве что в 2005-м, когда вся Европа стоя аплодировала президенту Украины. Потенциал оранжевой революции бесславно был потерян. Сегодня шанс для Украины завоеван кровью. Хватит ли у тех, кто возглавил правительство, способности им воспользоваться? Тем более что ситуация намного сложнее, чем девять лет назад.
С севера снова повеяло морозным ветром. Предыдущее правительство превратило Украину в поле для геополитических маневров и лишило международной правосубъектности. Для восстановления имиджа стабильного и прогнозируемого государства, надежного партнера, слово которого имеет вес, а с поступками - считаются, нужен не просто профессионализм, а дипломатическая виртуозность и сверхусилия. Времени на раскачку нет, а каждый потерянный день потом будет стоить нескольких лет для восстановления позиций. Есть ли у новых вождей понимание, что и как делать? Способны ли они не то чтобы завоевать новые позиции, а хотя бы не потерять имеющиеся?
Европейская интеграция
Евросоюз - не клуб филантропов. Создание ЕС было обусловлено необходимостью примирения враждующих сторон путем экономической интеграции. Объединение рынков и равная конкуренция стали эффективным средством для достижения мира и стабильности и приумножения благосостояния. ЕС жестко и эффективно отстаивает свои экономические (а в последние два десятилетия - и политические) интересы инструментами "мягкой силы". Собственная безопасность и благосостояние - прежде всего. И если ЕС идет на какие-то экстраординарные шаги - то лишь под давлением прямой угрозы безопасности или чрезвычайных обстоятельств.
Падение коммунизма открыло дорогую к ЕС странам Центральной и Восточной Европы, а война на Балканах - странам бывшей Югославии. Героизм защитников Майдана настолько поразил воображение европейцев, а угроза гражданской войны и раскол Украины настолько их напугали, что о такой мелочи, как перспектива членства в ЕС, уже никто не спорит. ЕС хорошо понимает, что заплатить за стабилизацию в Украине будет дешевле, чем строить лагеря для беженцев и высокую пограничную стену, а контролировать реформы в теплых кабинетах куда приятнее, чем заниматься урегулировыванием кровавых внутренних конфликтов в лесах или даже на площадях.
У нового правительства сегодня есть шанс быстро подписать Соглашение об ассоциации и подать заявку на вступление в ЕС, за неделю завершить выполнение первой фазы Плана действий по либерализации визового режима, а в течение месяца - провести донорскую конференцию для получения 35 или больше миллиардов долларов на реформы. Для этого необходимо иметь собственную позицию и понимать, что и для чего делаешь, а не снова слушать сказки тех, кто в 2005-м убеждал не подавать заявку на вступление в ЕС, а в 2008-м - зарубил ПДЧ в НАТО.
Соглашение об ассоциации может быть подписано уже на следующем саммите Европейского совета 20–21 марта с.г. В день подписания или на следующий день после этого украинское правительство должно подать заявку на вступление в ЕС. Все правовые, политические, моральные условия для этого сегодня есть. Решение Совета ЕС относительно условий для подписания Соглашения об ассоциации выполнено, с украинской стороны никаких правовых, политических или других ограничений для подписания Соглашения и.о. президента или премьер-министром нет.
Откладывание даты подписи создает некую неуверенность и дает шанс тем, кто не хочет видеть Украину в ЕС. Следующий саммит ЕС - в середине июня, но маловероятно, что в это время у нас уже будет президент, который принесет присягу и начнет исполнять свои обязанности. Не менее важно, что к этому времени уже состоятся выборы в Европейский парламент, избирающий президента Еврокомиссии. Процесс конституирования нового состава Европарламента и утверждения Еврокомиссии - длительный, затянется на несколько месяцев. Оптимисты говорят о возможности подписания Соглашения в конце августа, но если в Украине на октябрь будут запланированы парламентские выборы, то подписание могут отложить и на более позднее время.
Зачем откладывать на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня? Соглашение крайне несовершенно, откровенно несбалансированно и в какой-то степени - невыполнимо, пересматривать его проблематично, но заявка на вступление и признание в отдельном двустороннем заявлении Украина-ЕС перспективы вступления компенсирует недостатки соглашения и станет стабилизирующим и объединительным фактором для страны.
Оттягивать с подписанием или, тем более, с заявкой на вступление не следует. Восторг от Майдана пройдет на Западе быстрее, чем развеется запах сожженных шин на ул. Грушевского. Еще неделя "блестящих" кулуарных переговоров - и от Украины снова будут воротить нос. Еэсовская дипломатическая машина найдет тысячу и одну причину для того, чтобы отложить безвизовый режим или перевести отношения с Украиной в режим предвступительной помощи в как можно более отдаленное будущее. Необходима бескомпромиссная проактивная наступательная дипломатия относительно перспективы членства, квалифицированная работа по организации конференции доноров и горизонтальная координация министерств по реализации плана действий относительно безвизового режима, чтобы перейти ко второй фазе плана уже сейчас, а ввести безвизовый режим в течение года-полутора. Но есть ли в этом правительстве те, кто понимает, о чем идет речь, осознают ли, как этого достичь, и способны это сделать?
Россия
Если евроинтеграция - невероятный шанс, то отношения с Россией - еще более невероятный вызов. Россия с позапрошлого года начала самую большую геополитическую игру за свою современную историю вокруг возвращения в свое подчинение Украины. Независимость и суверенитет отстояны ценой в сто жизней, но это не обязательно уймет агрессивные аппетиты. События в Крыму покажут, насколько готова Россия исполнять свои обязанности гаранта территориальной целостности Украины согласно Будапештскому меморандуму. Но ситуация на этой неделе показала, что с россиянами нужно сыграть дипломатическую игру наивысшего мирового уровня, а не заниматься "разводняками" образца кулуарных договоренностей Януковича или газовых соглашений Тимошенко. Начиная с газовой войны 2006 г., Украина с каждым новым соглашением теряла все больше и больше. Сейчас уровень зависимости критический, и для урегулирования необходимо дипломатическое чудо.
Шансы успокоить Москву и выйти из нынешнего тупика есть. Нужны стратегическое видение, тактическая профессиональность и концентрация усилий мировой дипломатии и всей национальной внешнеполитической машины и службы безопасности, а не русофобские призывы или русофильское предательство. Нужна новая концепция сожительства с Россией и со стороны Украины, и со стороны всей Европы.
Россия со времени падения Берлинской стены чувствует себя брошенной, изолированной от Европы, затиснутой между старыми имперскими амбициями и стремлениями тоже жить в Европе. Как сказал Путин на последнем саммите с ЕС, Россия -не против углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, предложенной в Соглашении об ассоциации с Украиной. Только о такой УВЗСТ сначала надо договориться с Москвой, а потом - с другими...
Стремясь быть своими в Европе, свободно путешествовать от Владивостока до Лиссабона, россияне не хотят опускаться к адаптации европейских норм так, как это сделали какие-то там словенцы или эстонцы, и на которые соглашаются украинцы. А Запад, вместо проработки такой модальности отношений, которая позволила бы втянуть Россию в интеграционные процессы с сохранением ее чувства собственной исключительности, с удовольствием ограничивается покупкой российских энергоносителей и риторическими призывами к уважению прав человека и свободы для Пусси Райотс.
Украина должна сейчас предложить и ЕС, и РФ новую модальность общеевропейских интеграционных процессов. Свобода передвижения товаров, капиталов, услуг и лиц от Лиссабона до Владивостока. Модифицированное Европейское экономическое пространство может быть образом модели, которая не отторгается Россией, и даст ей видение своего места в Европе без вступления в ЕС. Если для этого всем сторонам надо чем-то пожертвовать, то так и нужно сделать. Целесообразно обдумать идею, о которой недавно сказал З.Бжезинский, и уже годами говорит А.Чалый: мы объявляем на несколько лет нейтралитет и гарантируем неприсоединение к НАТО, если вы гарантируете вывод Черноморского флота из Крыма в 2017 г., отказ от торговых войн, поддержки сепаратизма и соглашаетесь на начало переговоров об общеевропейском экономическом пространстве на принципах ЕЭП и УВЗСТ. Если нет - то мы сегодня подаем заявку на вступление в НАТО и денонсируем Харьковские соглашения. Мы готовы к новому меморандуму безопасности наподобие Будапештского для урегулирования ситуации, однако Соглашение об ассоциации - вне дискуссии.
Садимся вместе и договариваемся, но на прозрачных правилах и понятных основах. Мы предлагаем диалог друзей, позицию страны, в дружбе которой вы можете не сомневаться, помощь страны, которая хочет помочь России не остаться один на один с Китаем и стать частью единой европейской цивилизации. Единого цивилизационного, экономического и безопасностного пространства от Лиссабона до того же Владивостока. А то и до Ванкувера, если повезет.
Реформа дипломатической службы
Можно было бы продолжить список шансов и вызовов для внешнеполитической службы, если бы она работала как швейцарские часы или, по крайней мере, получила от новой власти руководителя, равного указанным вызовам. Без этих двух элементов говорить об эффективной внешней политике или о вариантах использования новых возможностей нет смысла.
Дипломатическая служба, как и вся государственная, остается закамуфлированным в сине-желтые цвета пережитком советской номенклатурной машины. Она функционирует соответственно коммунистическим принципам советского и партийного строительства и за 23 года независимости доказала, что способна убить любую, даже самую лучшую, реформу, получать откаты даже на мелких государственных закупках или взятки даже за разрешение на внеочередной отпуск.
О недостатках нынешней дипломатической службы и возможных направлениях ее реформирования неоднократно писалось, в том числе на страницах ZN.UA. По сути, за годы независимости удалось ввести лишь более-менее прозрачную систему ротации, хорошо работавшую первые годы, а со временем вновь деградировавшую до кулуарности и слухов о взятках за назначение. На других направлениях реформирования дипломатической службы - непаханое поле. Необходим переход к функциональной системе организации работы и перераспределения полномочий, когда основным лицом в системе МИДа становится не министр или его заместители, а деск-офисеры, специалисты, у которых есть полномочия, ответственность и способность вести отдельное направление внешней политики. Именно этот специалист должен стать основным партнером для иностранных послов, а не министр или его заместители. Такой переход от линейной к функциональной системе организации работы возможен лишь при условии введения качественно новой системы обращения информации и обмена ею, новой системы защиты информации, электронной подписи и других элементов работы современных дипломатических служб, о которых уже неоднократно шла речь.
Необходимость размежевать профессиональную дипломатическую службу и политическое руководство - более чем ко времени. Следует немедленно восстановить институт государственных секретарей, которые являются государственными служащими высочайшего уровня и которых нельзя увольнять после каждого изменения политического руководства. Президент и парламент назначают министра-политика, он может иметь до двух заместителей (во многих странах один - от своей, другой - от оппозиционной партии или общественности, первый отвечает за отношения с парламентом, второй следит за недопущением коррупции в министерстве), личного помощника - и все. Дальше - иерархическая пирамида государственной службы во главе с одним или двумя государственными секретарями, которых нельзя уволить, по меньшей мере, полгода после изменения политического руководства; которые обеспечивают преемственность государственной политики и непосредственно руководят министерством, внедряя политическую линию министра. Партия победила на выборах, назначила из своих рядов, кого хочет, дипслужба как часы выполняет его политическую линию. Партия выборы проиграла - министр уходит, а служба и дальше работает как часы. Такая или похожая система функционирует в Германии и многих других странах и позволяет избежать ситуации, когда приходит политик и заменяет половину министерства своими помощниками и знакомыми, или когда государственный служащий становится министром благодаря личным связям и непрозрачным средствам влияния.