Тема конференции, состоявшейся 26 сентября в Ялте, была сформулирована достаточно оптимистично: «Украина и мир после кризиса». Косвенно из нее следует, что кризис близится к завершению и что международная общественность должна быть озабочена уже не тем, как его преодолеть, а тем, каким будет послекризисный мир.
В отношении индустриально развитых государств такая постановка вопроса, вероятно, вполне уместна. По крайней мере усилия, предпринимаемые парламентами и правительствами этих стран, указывают на то, что рецессия уже не представляет такой угрозы, как год назад. Следовательно, синусоида падения может начать двигаться по восходящей.
Это вполне реально. Известные аналитические центры и авторитетные эксперты в сфере экономики и финансов (пусть и весьма осторожно) указывают на определенные положительные тенденции, которые наметились в экономическом развитии многих стран. Если они сохранятся, мировая экономика уже в ближайшей перспективе может начать отвоевывать утраченные позиции, а вслед за этим демонстрировать способность роста в новых условиях.
Однако какими будут эти новые условия?
Мир после кризиса изменится, но каким он окажется, спрогнозировать не может никто. Судьба этого мира в руках Провидения, и человечеству суждено лишь надеяться, что Всевышний останется к нему благосклонным. Эта вера тем не менее должна быть подкреплена нашими непрекращающимися усилиями сделать этот мир лучше. В первую очередь, более безопасным в контексте функционирования финансовой системы, угроз возникновения военных конфликтов, кризиса энергетики, продовольственного обеспечения, экологии.
Во всех этих измерениях я вижу присутствие Украины и понимаю роль, которую она может и должна сыграть на пути формирования новой модели человеческого сосуществования. Проблема все же состоит в том, что процесс выхода из кризиса развитых государств и нашей страны асинхронный. Причины такого состояния дел — в специфике развития демократии в Украине, а также в факторах исключительно субъективного характера.
Скажу о том, какой видится роль Украины в построении послекризисного мира нам, Партии регионов, лидером которой я являюсь.
Первое: фактор построения новой системы безопасности на европейском континенте.
Сегодня уже не только Барак Обама и Дмитрий Медведев говорят о «перезагрузке отношений». Мировые лидеры, руководители НАТО и ЕС считают, что Европе нужна новая архитектура безопасности.
Вопреки всем оптимистическим заявлениям последних двух десятилетий, после окончания холодной войны, нынешняя архитектура безопасности на континенте пребывает в достаточно хаотичном состоянии, раздроблена, фрагментарна.
Факт кризиса старых европейских и евроатлантических институций очевиден. НАТО обнажил неспособность стать структурой коллективной безопасности, которая носила бы действительно общеевропейский характер. Провал операции НАТО в Афганистане, о котором уже вслух говорят в Европе, со всей серьезностью ставит вопрос о реформировании самой организации.
Единственная структура в этой сфере, объединяющая все страны континента — ОБСЕ, — к сожалению, забыла о том, что слово «безопасность» записано в самом ее названии. Сегодня в этих вопросах ОБСЕ слаба и беспомощна, а многие ее страны-члены считают, что организация должна заниматься исключительно мониторингом выборов на постсоветском пространстве.
Европейский Союз в составе 27 стран мог бы стать основой новой архитектуры безопасности. Но его ахиллесова пята — отсутствие общей внешней политики. Достаточно вспомнить реакцию стран ЕС на решение США не размещать элементы системы ПРО в Восточной Европе. В то время как лидеры Германии и Великобритании, других стран приветствовали этот шаг, некоторые политики назвали его ошибкой. И таких примеров много.
Единое поле европейской безопасности отсутствует, оно крайне раздроблено. Евроатлантическая система безопасности на основе НАТО не покрывает все страны, а европейская система безопасности на основе совместной оборонной политики ЕС еще не функционирует.
Создается небезопасный вакуум, от которого страдает в том числе и Украина.
И тем не менее общая европейская система коллективной безопасности уже не абстракция. Новый курс администрации Барака Обамы позволил многим европейским странам перестать оглядываться на «идеологическую чистоту» внешнеполитического курса США, как было при президенте Буше.
Ушла в прошлое так называемая новая Европа: все больше восточноевропейских лидеров осознают, что альтернативы прагматизму в международных отношениях нет, а возврат к холодной войне невозможен.
Парадоксально, но факт, что из всех стран континента именно Россия, которую больше всего упрекают в имперских амбициях, первой выступила с конкретной инициативой о заключении всеобъемлющего договора о коллективной безопасности в Европе.
Напоминаю, что об идее участия Украины в европейской системе коллективной безопасности я говорил еще в 2006 году во время визита в Брюссель. А Партия регионов весной этого года приняла политическое решение — поддержать эту инициативу.
Сегодня уже Хавьер Солана говорит о том, что «никакая реальная безопасность в Европе невозможна без России, которая находит свое надлежащее место в общеевропейском порядке».
Возьмем хотя бы тезис президента России о том, что безопасность в Европе должна быть равной для всех и что на континенте не может быть «зон с различным уровнем безопасности». Это справедливо, в первую очередь, по отношению к Украине — стране, народ которой не готов вступать в НАТО и для которой перспектива членства в Евросоюзе пока, мягко говоря, весьма призрачна. По моему глубокому убеждению, именно страны Восточной Европы (Украина, Беларусь, Молдова), страны Южного Кавказа должны быть крайне заинтересованы в том, чтобы новая система безопасности на континенте была бы действительно «системой для всех, а не только для избранных».
К сожалению, нынешнее руководство в Киеве последовательно игнорировало эту инициативу. В то время, когда вся Европа обсуждала ее и в рамках ОБСЕ, и на двустороннем уровне, наша дипломатия оказалась на обочине этих дискуссий.
Здесь я хотел бы подчеркнуть следующее. Сегодня на наших глазах происходит сближение России и ключевых стран Европы. Об этом свидетельствуют в том числе и планы по созданию единого общеевропейского экономического пространства, отвечающие на новые глобальные вызовы, и это уже очевидный и неоспоримый факт.
Однако между Берлином и Парижем — с одной стороны, и Москвой — с другой, лежит широкое пространство — Восточная Европа, где по своему географическому положению и экономическому потенциалу Украина занимает далеко не последнее место.
За последних пять лет украинские политики доказали, что они способны выдвинуть страну на передний фронт холодной войны и идеологического противостояния вопреки воле собственного народа. На протяжении последнего года они же «успешно» доказали, что способны стать тормозом усилий администрации Барака Обамы по улучшению отношений с Россией и нормализации ситуации в Европе.
Мне как гражданину Украины не хотелось бы, чтобы руководство моей страны навязывало украинскому народу подобную незавидную роль.
Такую ситуацию можно и нужно переломить. Украина способна стать не полигоном холодной войны, а надежным партнером, соединяющим Восток и Запад. Уверен: такой перелом обязательно произойдет после января 2010 года.
Для этого необходимо убрать из украинской внешней политики элементы, объективно мешающие нахождению консенсуса между Западом и Востоком в вопросах архитектуры коллективной европейской безопасности. А именно:
а) за прошедшие годы политика, направленная на достижение членства в НАТО, не оправдала себя. Согласно данным Центра Разумкова, эту идею поддерживают всего 13% населения страны.
Страна с неопределенной внешней политикой, чей официальный курс в сфере безопасности противоречит внутренним реалиям, вряд ли сможет стать надежным партнером в определении новых параметров безопасности в Европе.
На данном этапе развития нашего государства нам необходимо реализовать на практике провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете Украины принцип невхождения в военные блоки. Только внеблоковая Украина сможет внести достойный вклад в общеевропейскую систему безопасности для всех.
Чем быстрее в нашей стране будет провозглашен принцип неприсоединения к военным блокам как основополагающий в ее внешней политике, чем быстрее это найдет воплощение в конкретных шагах отечественной дипломатии, тем быстрее в Европе начнут прислушиваться к мнению Киева, тем авторитетнее станет его голос;
б) после смены президентской власти Украина должна незамедлительно восстановить доверительные отношения со своим стратегическим партнером — Российской Федерацией. Это необходимо сделать не только исходя из насущных интересов украинского народа, но и памятуя о том, что нормальные, добрососедские отношения между двумя странами — самый надежный залог и гарантия безопасности и стабильности как в нашем регионе, так и в Европе в целом;
в) восстановив доверительные отношения как с Россией, так и с ключевыми странами Европы, Украина должна взять на себя благородную миссию содействия сглаживанию противоречий между Востоком и Западом, между Западной Европой и нашими непосредственными соседями. Как известно, несмотря на прагматический диалог, проблем в отношениях стран, расположенных к востоку и западу от наших границ, остается немало. Украина принадлежит одновременно двум мирам — европейскому и славяно-евразийскому, и тем самым может немало способствовать гармонизации международных отношений в «расширенной» Европе.
И наконец, последнее. Сегодня идет много разговоров о том, что Украине якобы необходимы новые международные гарантии безопасности, пересмотр Будапештского меморандума и так далее.
Убежден, что ничего в этой сфере пересматривать не надо. Ибо считаю, что ключ к тому, чтобы наши партнеры нас уважали и нам доверяли, находится в Киеве, и больше нигде. А что касается международной составляющей, то, по моему мнению, только заключение нового общеевропейского договора о коллективной безопасности действительно даст Украине надежные гарантии ее суверенитета, территориальной целостности и политической независимости, а также сможет полноценно гарантировать ее внеблоковый статус.
Второе: проблеме построения новой системы безопасности в Европе непосредственно соответствует вопрос энергетической безопасности на континенте.
Ошибочный внешнеполитический курс действующего руководства Украины привел к тому, что и Украину, и ЕС буквально лихорадит от крайней нестабильности в сфере энергообеспечения. Опасное обострение украинско-российских отношений стало причиной того, что сегодня никто не может с уверенностью сказать, что в этом году газ в Европу и в Украину пойдет в нужных объемах и без перебоев. Такой уверенности нет и не будет до тех пор, пока официальный Киев не поймет, что в существующих реалиях антироссийская риторика, взятая им на вооружение в качестве основного инструмента в развитии двусторонних отношений со своим северным соседом, является пагубной и от нее нужно безоговорочно отказываться. Не имея альтернативных источников обеспечения энергоресурсами, Украина не может позволить себе разговаривать с кем бы то ни было, и с Россией особенно, на языке ультиматумов, инициировать шаги в энергетической сфере без учета того, что основные потоки поступления газа на ее территорию и далее в Европу находятся на территории РФ. Это все равно что вести разговор об обеспечении украинским зерном третьи страны без приглашения к переговорам собственно Украины.
Поэтому обеспечение энергетической безопасности на европейском континенте и в Украине как его неотъемлемой части лежит в плоскости радикального оздоровления украинско-российских отношений, и я верю, что это произойдет уже в начале следующего года.
Третье: Украина может внести огромный вклад в дело укрепления продовольственной безопасности.
Мировое сообщество крайне встревожено угрозой возникновения голода в Азии, Африке и на других территориях, и основания для этого существуют. Наша страна как европейская житница, которой Господь даровал исключительно плодородную землю и благоприятный климат, имеет все возможности если не возглавить, то занять ключевые позиции в решении продовольственной проблемы. Для этого требуется одно — безотлагательное проведение реформ в сельскохозяйственном секторе нашей экономики и реализация уже наработанных программ государственной поддержки сельхозпроизводителя. Но здесь мы вынуждены вернуться к вопросу асинхронности процесса выхода из кризиса развитых стран мира и Украины.
По моему глубокому убеждению, кризисные явления в Украине намного серьезнее, чем у других членов мирового сообщества по той простой причине, что они усугублены глубокими внутренними противоречиями в высшем эшелоне власти.
Без устранения противостояния между ветвями власти, без консолидации усилий основных действующих лиц на украинской политической сцене любые разговоры о послекризисной Украине нецелесообразны, а потому бессмысленны.
Выход один: уже сегодня, на этапе развертывания президентской кампании, договориться о том, что после обнародования официальных результатов выборов основные претенденты на президентский пост и политические силы, которые они возглавляют, отказываются от любых проявлений конфронтации и начинают выводить страну из тупика, в котором она оказалась не вследствие кризиса, а по причине безрассудного внутриполитического противостояния.
Результаты голосования должны рассматриваться не только как делегирование большей частью украинского общества президентских полномочий тому или иному политику, но как настоятельное требование народа объединиться во имя спасения Украины.
Поэтому я обращаюсь к народу Украины с призывом категорически потребовать от кандидатов в президенты клятвенного обещания отказаться от конфронтации со своими политическими оппонентами сразу же после оглашения результатов голосования. Как кандидат в президенты от Партии регионов я даю такое обещание сегодня.
Если политики окажутся на должной высоте — и в категории моральной, и с точки зрения политической ответственности, — послекризисная Украина сумеет преодолеть последствия нынешнего плачевного состояния дел. Сделать это будет непросто, учитывая то, что наша страна сегодня практически оказалась банкротом, хотя правительство уверяет нас совершенно в противоположном.
Однако я уверен, что и политики, которые сегодня находятся у власти, прекрасно понимают: какими бы ни были результаты выборов президента, в одиночку, без поддержки объединенного политикума, новый глава государства не сможет решить основные проблемы страны.
Мир прошел через многие труднейшие испытания. И хотя порой казалось, что он разваливается, что история приближается к своему концу, всегда находились силы, способные спасти его от коллапса. Я думаю, наше поколение не исключение, и потому свято верю в наши силы — и мирового сообщества, и Украины как его интегральной части.
А еще я уверен, что Бог не оставит нас в трудную минуту испытаний, потому что наша вера в него сильна, а помыслы чисты и благородны.