Ситуация с оформлением импорта в двух крупнейших портах страны не меняется. По-прежнему контейнеры на таможенных постах в Одессе и Ильичевске простаивают сутками и даже неделями. По-прежнему несут огромные убытки все участники транспортного процесса. И по-прежнему никакой реакции со стороны высшего руководства страны.
ZN.UA уже писало о якобы крупномасштабной операции по борьбе с контрабандой, которую проводит Служба безопасности Украины совместно с таможней. Однако прошел не один месяц с тех пор, как сотрудники СБУ «поселились» в порту, но фактов выявленной контрабанды не видать. Зато наяву длинные очереди, как в Мавзолей, к сотрудникам двух служб, к которым участники транспортного процесса ходят на поклон, чтобы получить добро на вывоз груза из порта. Под их дверями ежедневно стоит по 100-150 человек.
Ждем-с. Письма СБУ
- Знаете, какая у него кличка? - показывали измотанные очередники на дверь начальника одного из отделов таможни в порту Одесса, - «Почекайте». Вот мы и «чекаем»: кто неделю, а кто месяц и два. А они нас, как борзых, гоняют по кабинетам. Таможня выставляет какие-то непонятные требования, которые ни в какие ворота не лезут, и кивает в сторону эсбэушников: мол, команда в отношении вашего груза не поступала.
- У нас, как видите, по две-три бумаги в руках, а «блатные», мы их называем «модные», приходят с целыми пачками, проходят без очереди и быстро все оформляют. А я лично к доблестным сотрудникам спецслужбы хожу второй месяц. С каким грузом? Железные двери. Эсбэушники его уже досматривали. Ничего не обнаружили. Но не выпускают. И без всяких объяснений. А без их отмашки ни один контейнер из порта не выезжает.
- Плюс ко всему эту новую «службу согласования», то есть сотрудников СБУ, еще надо застать, чтобы они документы или груз посмотрели. В кабинет они приходят, когда им вздумается, и на два-три часа. Да вы можете подняться на третий этаж, и посмотреть, какая там толпа под их дверью, - посоветовали экспедиторы.
Было пять часов вечера. Двое работников Службы безопасности только пришли, и людей пока что к ним было не очень много. Очередь в коридорах, где расположены различные контролирующие службы, постоянно перетекает с одного этажа на другой, и на этот раз народ в основном толпился у дверей работников таможни без всякой надежды попасть на прием. И так каждый день. В Ильичевском порту история примерно такая же.
В нашей стране много всяких очередей за разрешениями и подписями, но чтобы бизнес выстраивался к сотрудникам СБУ за «визой» или бегал, чтобы груз досмотрели, ждал неделями, пока поступит для этой цели письмо-указание из СБУ, такого в портах не припомнят. С вопросами обращайтесь на Еврейскую, посоветовали автору этих строк рядовые сотрудники Службы безопасности. Но и там, в областном управления СБУ, руководству не нашлось что сказать.
Между тем все участники транспортного процесса, начиная с линейных агентов, экспедиторов, перевозчиков и заканчивая грузополучателями, хотели бы знать, что делает СБУ на терминалах портов? Почему спецслужба взяла на себя несвойственные ей функции согласования и досмотра при таможенном оформлении грузов? Это противоречит не только законодательству, считают импортеры, но и здравому смыслу. Кто же будет возить контрабанду, зная, что сотрудники СБУ «поселились» на причалах порта? Впрочем, ответы на эти вопросы имеются у тех, кто их задает. Только вряд ли они понравятся высшим чинам СБУ и Таможенной службы, которые делают вид, что не знают о происходящем в портах.
В Киеве 26 октября на заседании общественного совета при Государственной таможенной службе Украины чиновники в погонах удивлялись озвученным фактам по Одессе и Ильичевску. А в Одессе руководитель спецподразделения по борьбе с контрабандой областного управления СБУ Юрий Кулинич на встрече с представителями перевозчиков, экспедиторов и грузополучателей 18 октября пообещал, что доложит обо всем услышанном своему начальству.
По словам руководителя рабочей группы общественного совета при Южной таможне Галины Вдовиной, идет шквал жалоб на необоснованные задержки груза сотрудниками СБУ и таможни, которые своими действиями парализуют работу транспортного узла, нанося вред имиджу страны. И уже есть реакция со стороны крупнейшего мирового перевозчика - компании MAERSK LINE, поскольку в таких условиях судоходной линии сложно выполнять обязательства по своевременной и качественной доставке грузов. Иностранцам непонятно, почему выпуск любого контейнера из порта разрешается таможней только после получения звонка либо письма от сотрудника спецслужбы, официально не визирующей никаких документов. Ведь технологической схемой порта такой контроль не предусмотрен. Все бы ничего, но все это приводит к регулярным длительным простоям контейнеров, особенно в выходные дни.
Как сообщила Вдовина, чтобы удерживать груз в порту, инспекторы таможни по указке сверху отказываются визировать и оформлять наряды. И без объяснения причин. В их рабочую группу пачками поступают жалобы на начальника отдела таможенного оформления №3 таможенного поста «Одесса-порт» И.Застрижного, который недвусмысленно дает понять представителям грузополучателей, что их контейнеры пока будут стоять. Но даже, досмотрев груз и ничего не обнаружив подозрительного и незаконного (что отображается в актах), таможня и СБУ продолжают его удерживать в порту. Пока вышестоящее руководство не решит, что с ним делать дальше. По информации перевозчиков и экспедиторов, ежедневно в отдел таможенного оформления №3 прибывает заместитель начальника таможенного поста «Одесса-порт» Л.Демьянчук, который просматривает стопки нарядов, скопившихся у начальника отдела в ожидании согласования с руководством, и указывает, какие грузы едут, а какие дальше стоят. Для искусственного удерживания используют любые способы. Чаще всего груз отправляют в лабораторию на взятие проб или в отдел тарифов для определения таможенной стоимости. Под такой строгий контроль попадает не только импорт, но и транзит.
По словам Галины Вдовиной, членам их рабочей группы недавно пришлось разбираться с задержкой в Одесском порту транзитного груза на Россию - стеклянной посуды. После ее досмотра представители СБУ и таможни потребовали отправить груз в отдел тарифов для выяснения его таможенной стоимости, что не только незаконно, но и абсурдно. Начальник поста «Одесса-порт» Ю.Погорелюк пояснил, что повлиять на ситуацию не в силах, и что поставит в известность вышестоящее начальство. В итоге контейнер, погруженный на автотранспорт, простоял восемь суток. Как сказала Вдовина, подобные случаи на таможенных постах «Ильичевск» и «Одесса-порт» приобрели массовый характер.
Согласно официальным сводкам, к примеру, за сутки с 24 по 25 октября в Одесском порту среднее время оформления транзитных контейнеров (с момента погрузки на автомобиль и до выезда за проходную) составило 36 часов (выехало 11 контейнеров). И 33 часа в режиме «внутренний транзит» (выехало 118). В Ильичевском - соответственно семь часов (выехало 12) и 50 часов (выехало 108). Эти данные никак не соответствуют заявлениям руководства таможни о соблюдении временных норм оформления грузов в пунктах пропуска через Государственную границу Украины, установленных осенью прошлого года распоряжением Н.Азарова.
По свидетельству Вдовиной, отказы инспекторов таможни оформлять груз при отсутствии на нарядах резолюции сотрудника СБУ, а также необоснованные простои контейнеров в ожидании досмотров и непонятных телефонных звонков и согласований остаются на сегодняшний день неразрешимой проблемой.
Удар в спину. А обещали «лицом к людям»
Гуляет несколько версий того, почему СБУ «поселилось» в порту. Кроме разве что одной - борьбы с контрабандой, поскольку у бизнеса она вызывает улыбку на устах. Так вот, одна из них (из серии полуофициальных) - это вытеснение ненужного импорта и постепенное замещение его отечественными товарами. Или его сдерживание с целью улучшения экспортно-импортного баланса страны. Но если это так, то отечественному товаропроизводителю должна быть предоставлена, если не «зеленая улица», то хотя бы «правовое поле». А в действительности украинские предприятия, к примеру, легпрома, работающие на импортном сырье, оказались загнанными в угол непростой дилеммой: платить «блатным» за быструю растаможку либо нести убытки на простоях в порту. И то и другое бьет по карману.
Наглядный пример - мытарства черновицкой производственной фирмы «Балакком», которой приходится с боем «выдирать» свои контейнеры из рук Южной таможни. Ее гендиректор Анжела Балак в своем письме в адрес президента страны заявила: «Мой бизнес, который я создавала 15 лет и который является делом всей моей жизни, сегодня уничтожается Службой безопасности Украины и чиновниками таможни».
Компания «Балакком» производит текстильную продукцию - одеяла, подушки, постельное и нижнее белье. Сырье получает из-за границы. Ежемесячно через Одесский порт поступает порядка восьми контейнеров. Ранее никогда не было проблем на границе. Груз шел транзитом на Черновицкую таможню, где «Балакком» внесена в «белый список» предприятий, для которых действует упрощенная процедура таможенного контроля и оформления. Но в этом году ни с того ни с сего компания оказалась в «черном списке» СБУ со всеми вытекающими последствиями. То есть с запретом на растаможку на внутренней таможне, назначением дополнительного досмотра груза сотрудниками СБУ, с затягиванием без пояснений на несколько недель, несмотря на требования Таможенного кодекса в течение одних суток, ну и т. д. Директору компании пришлось жаловаться в главное управление СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. После этого контейнеры через несколько дней были выпущены из порта. Но в июне ситуация повторилась. Контейнеры «Баллаком» простояли в порту около трех месяцев. И директор компании была вынуждена вновь разослать жалобы, но уже высшему руководству СБУ, Таможенной службы и в Кабмин. И лично выехать в Одессу, чтобы разобраться в ситуации.
Надо отметить, после визита в порт контейнеры ушли на растаможку в Черновицкую таможню. Но не успела Балак доехать до своего города, как по мобильному сообщили: сумма за оформление груза увеличилась на 100 тыс. гривен.
В сентябре в адрес «Балакком» прибыли очередные контейнеры - история повторилась. Последний контейнер этой компании выехал из порта в конце октября, но директору официальные лица так и не пояснили: почему груз, заявленный для оформления на внутреннюю таможню, досматривают в Одессе, а не в Черновцах? Почему сырье «Балаккома» попало в поле зрение СБУ, а сама компания, работающая по прямым контрактам, - в «черный список»? Почему груз досматривают и оформляют неделями? Ведь задержка стопорит производство, вынуждает людей сидеть без работы. При этом падают не только объемы и зарплата (у компании 630 рабочих мест), но и платежи в бюджет. Впрочем, ответ был дан. Посланный вдогонку. Из-за прессинга экспедиторская фирма, оформлявшая груз, прислала уведомление о разрыве договора с «Балакком».
Договор с «блатными». И - нет проблем
Мытарства черновицкой компании - не единичный случай. Обивают пороги Южной таможни и другие импортеры, которые приезжают в порт, чтобы «вытянуть» контейнеры, а заодно понять, что происходит. Ведь таможня твердит: виноваты экспедиторы, не вовремя предоставляющие документы. И что контейнеры простаивают из-за недостатка оборудованных мест для досмотра грузов и т.д. Однако на месте импортеры убеждаются в обратном. Но при этом не все готовы идти против течения, как фирма «Балакком», которая, увидев и прочувствовав все прелести южной растаможки, все же отбросила спасительные предложения «блатных» и их серые коррупционные схемы, при которых нет проблем с задержкой груза, но могут быть серьезные проблемы с законом.
Как рассказала А.Балак, в Одессе ей четко дали понять: если пользоваться услугами определенных компаний (их называют «модными»), то о проблемах с растаможкой можно будет забыть на второй день. Импортерам говорят, что эти фирмы имеют отношение к высшим чинам СБУ и таможни. Бизнес верит. Ибо непонятный вид деятельности, который демонстрирует в портах Служба безопасности Украины вкупе с таможней, толкает импортеров именно в их объятия. Но закавыка в том, что не всем подходят эти серые или черные схемы. Торгующим на рынках - да, а производящим продукцию - нет.
«Импортерам предлагают отказаться от груза в пользу сторонней компании, от имени который и будет проводиться оформление. В случае необходимости обещают предоставить накладные, справки плательщика НДС и другие бумаги. За отдельную плату. Но такие компании как наша, которая ведет «белую» бухгалтерию, не могут себе позволить так рисковать, получая на руки сомнительного характера документы», - пояснила Балак.
О существовании «модных» компаний, которые без проблем проходят таможенное оформление, и их расценках знает каждый экспедитор. Информация есть и в Интернете на специальных сайтах-форумах. К примеру, растаможка 40-футового контейнера с обувью и одеждой стоит в долларах 45 тысяч, с оргтехникой -
33 тысячи, с мебелью и канцтоварами - 16 тысяч, с игрушками и посудой - 9 тысяч. В эту сумму входит растаможка, экспедиторские услуги и доставка по Одессе, Ильичевску. Предлагаемая схема может включать или включает (по бумагам) подмену одного товара или его какой-то части другим, ниже стоимостью, чтобы снизить официальные платежи. В общем, клиенту, чтобы не пойматься на этой «химии», обещают за дополнительную плату доставить груз до места назначения «под прикрытием».
Буквально на днях некая компания «Си Энерджи», предоставляющая экспедиторские и брокерские услуги, разослала в адрес коллег по бизнесу электронные письма с предложением о сотрудничестве. По ее сообщению, она - непосредственный представитель компании «Вайс Плюс». И одна из пяти компаний, которые имеют возможность оформлять контейнеры с товарами группы «А» без посредников, по установленным расценкам, но с возможными скидками. Срок оформления - один-два дня.
Почему товары группы «А»? Да потому, что именно они попали под всевидящее око СБУ. Это в основном товары народного потребления, и не только, ибо их перечень растет. Но таможня отрицает существование такой группы.
Из базы данных о грузах, проследовавших через таможенные посты в Одесском и Ильичевском портах, видно, что почти весь ширпотреб идет в основном на Ильичевск и Одессу, и только через определенную группу компаний, включая «Вайс Плюс». «Блатные» они, «модные» или добросовестные импортеры - вопрос. Но в их адрес поступает фактически все, начиная от обуви, одежды, перчаток, тапочек, косметики, мебели, посуды и заканчивая игрушками, рыболовными снастями, гайками, шурупами и шпильками.
Вопрос еще и в том, кто сегодня может проверить работу «блатных» и их грузопотоки, кто может сказать: это - правда, а это - ложь. Раньше после досмотра груза таможней его могла проверить СБУ, в чьи функции входит борьба с контрабандой. А кто станет вскрывать контейнеры после досмотра (или недосмотра) СБУ?..
ZN.UA не раз писало, что в нынешней Украине контрабанду победить нельзя. Ее можно только возглавить. В разные периоды ее крышевали определенные люди в погонах. А сегодня кто?
Думаю, что читатель сам найдет правильный ответ. Скажу лишь, что вышеназванные государственные службы ведут себя в портах, по рассказам очевидцев, как конкуренты, и друг друга недолюбливают. Поэтому борьба с контрабандой фактически превратилась в контроль… за контрабандой. Как ни крути, но сам собой напрашивается именно такой вывод.