После исторического компромисса, достигнутого тремя вождями, вся ответственность за реализацию договоренностей переносилась на Верховную Раду. И проправительственное большинство, и парламентская оппозиция выражали готовность сделать все от них зависящее, чтобы полный пакет нормативных актов, необходимых для проведения досрочных выборов, был принят в отведенные президентом двое суток.
Однако большинство экспертов подобную перспективу оценивали весьма скептически. То, что депутатский корпус не управится за два дня, было абсолютно очевидно, и последние события это подтвердили. Документы, окончательно утвержденные ВР к моменту написания этого материала, задачу проведения внеочередной кампании нисколько не облегчили. Законотворческие успехи воссозданной депутатской семьи дают повод говорить лишь о локальных успехах коалиции.
Изменения в Закон «О Центральной избирательной комиссии» формально вносились с подачи обеих сторон политического конфликта, однако оппозиция от него скорее проиграла, нежели выиграла. Оставим в покое юридические шероховатости (на которые указывал целый ряд юристов в ходе обсуждения поправок) и коротко остановимся на сути. Новая статья закона регламентирует порядок досрочного прекращения полномочий всего состава ЦИК. Согласно предварительным договоренностям, осуществлять подобное предлагалось по инициативе главы государства. Однако большинство эту формулу существенно подкорректировало. В окончательной редакции перед словосочетанием «представление президента» поставили емкое определение «мотивированное», что существенно ограничило маневр гаранта. Что именно следует понимать под термином «мотивированное», не расшифровывается. Можно предположить, что антипрезидентское большинство в любой момент может усомниться в обоснованности президентского желания. В любом случае без согласия коалиции ротация ЦИК невозможна. Поскольку окончательное решение о досрочном прекращении полномочий Центризбиркома принимается 2/3 депутатского корпуса. Исходя из сегодняшнего расклада сил, трудно представить, что инициатива президента будет безболезненно поддержана столь значительным числом народных избранников.
Еще более ощутимым ударом по возможностям президента стало одобрение постановления о временном порядке назначения судей на административные должности и увольнения с этих должностей. До недавнего времени кадровой расстановкой судей «заведовал» президент. Функцию эту в свое время присвоил себе Леонид Кучма, и с юридической точки зрения она выглядела несколько сомнительно. Однако эта деталь никого особо не беспокоила. В разгар кризиса противники Ющенко обжаловали подобное право главы государства в Конституционном суде и добились положительного для себя результата.
На прошедшей неделе успех был закреплен. Насколько нам известно, корректировка порядка назначения судей не оговаривалась в ходе утомительной беседы «на троих». Однако оппоненты Виктора Андреевича, воспользовавшись тем, что в эти дни их решения признаются президентом, решились проявить «самодеятельность». Согласно решению Рады, отныне (и до окончательного законодательного урегулирования данного вопроса) кадровую расстановку судей будет осуществлять Высший совет юстиции. Подобная новация вызвала у правоведов со стороны оппозиции серьезные возражения. Дело в том, что Конституция содержит четкий перечень полномочий ВСЮ и подобное право совета там не оговорено. Кроме того, тот же Основной Закон требует, чтобы любые вопросы, касающиеся судоустройства, регулировались исключительно законами. В постановлении оговаривается, что данный порядок является временным, но, по мнению противников решения, это не делает постановление легитимным. Сторонники юридической чистоты убеждены, что закрепить такое «ноу-хау» можно только после внесения соответствующих изменений не только в законодательство, но и в Конституцию. Однако подобные мелочи во времена абсолютного правового нигилизма никого не интересуют. Так что по факту —2:0 в пользу большинства.
Еще одно решение амнистированной Рады сделало счет и вовсе разгромным. Но прежде чем рассказать о нем, сделаем небольшое отступление. А заодно поговорим о предположительных мотивах коалициантов. Совместное заявление от 27 мая большинство экспертов не считали окончательной договоренностью политических противников. Для полноценного перемирия нужен был, как у Булгакова, фактический документ, броня. Пакт недельной давности на подобное звание явно не тянул. Эта бумага выполняла вполне конкретную задачу. Страсти были накалены, в воздухе появился характерный запах машинного масла, круглый стол приобрел отчетливые очертания баррикады. Некоторые политики (с обеих сторон), уставшие от ожидания и ошалевшие от жары, были готовы к совершению глупостей. Остроты моменту добавлял финальный матч на Кубок Украины. Кое-кем он рассматривался как повод для массовой драки, которая вполне могла стать прелюдией для уличных столкновений. В связи с чем неофициально рассматривалась возможность переноса игры.
Однако до этого не дошло — все три лидера слишком боялись непрогнозируемых последствий стихийного (тем более — организованного) побоища, а еще больше — возможной ответственности. Напряг сняли. На время. Кстати, временный, условный характер договоренности подчеркивал тот факт, что наиболее острые разногласия были вынесены за скобки. В документе не было ни слова ни о генпрокуроре, ни о министре внутренних дел, ни подчиненности внутренних войск, ни о Конституционном суде. Президент, комментируя достигнутый компромисс, заявил, что выборы, по согласованию сторон, пройдут независимо от решения КС. Стороны в лице Януковича и Мороза этот тезис публично не поддержали. А представители подчиненных им фракций открыто оспорили.
Отдельные дотошные граждане, внимательно изучив текст «тройственного пакта», предположили, что Виктора Ющенко загнали в правовую ловушку. Третий, ключевой пункт документа гласил, что «досрочные выборы проводятся в соответствии с указом президента на основании части второй статьи 82 Конституции». В указанной статье говорится, что Рада является полномочной в случае избрания не менее чем 2/3 состава. В ходе переговоров обсуждалось, что коалиция не будет препятствовать добровольному прекращению полномочий членов оппозиции. После этого в парламенте останется менее 300 депутатов, он окажется недееспособным и будет распущен.
А теперь разберемся детальнее. Возможность досрочного прекращения полномочий высшего законодательного органа и проведения внеочередных выборов предусмотрена не 82-й статьей, а 90-й. Полный перечень условий, при которых Раду отправляют на покой раньше времени, невелик:
— если она в срок не создает коалицию;
— если она своевременно не формирует правительство;
— если она в течение 30 дней не может собраться на пленарные заседания.
Только в этих случаях президент вправе назначить досрочные выборы. Строго формально на основании статьи 82 распустить Раду нельзя. Она не позволяет президенту издавать соответствующий указ. А что касается смысла статьи, то данная норма изначально была предусмотрена только для тех случаев, когда парламент недоизбран.
Правда, есть решение Конституционного суда, в принципе признающего неправомочность недоукомплектованной Рады. Но это решение не содержит (и не может содержать) четкого алгоритма действий в подобном случае. Любой шаг Ющенко, пытающегося провести «досрочные выборы в соответствии с указом президента на основании части второй статьи 82 Конституции», можно будет с успехом оспорить на одном простом основании — подобное не предусмотрено Конституцией. 27 мая можно было предположить, что коалиция готова закрыть глаза на правовой непорядок. Однако 1 июня утверждать это никто не берется.
Некоторые события это подтверждают. Прямо и косвенно. Буквально через два дня после «танца маленьких лебедей» (как окрестили историческое рукопожатие вождей журналисты) появились сведения, что не позднее 5 июня Конституционный суд может вынести решение о том, что добровольный выход трети депутатов из Рады не дает правовых оснований для прекращения ее полномочий. По другой информации, в те же сроки КС должен признать неконституционность второго президентского указа о роспуске парламента.
Источники, подтверждавшие обоснованность обеих версий, предполагали, что коалиция, ведомая Морозом, не станет торопиться реализовывать договоренности. Признание Рады президентом большинство постарается максимально использовать, преследуя две цели. Первая — потянуть время, необходимое для принятия решения Конституционным судом. Большинству требовался тайм-аут, и они его себе технично организовали. Новый этап переговоров, уже после признания разгона парламента незаконным, позволит правящей силе ставить новые условия теряющему время и очки президенту. Цель вторая — по возможности сделать все, чтобы упростить для себя проведение выборов, если они окажутся неизбежными.
А теперь вернемся еще к одному постановлению имени спикера. Хотите, господа оппозиционеры, досрочно сложить полномочия? Христа ради, имеете право. Статья 81 Конституции вам его гарантирует. Но вот порядок сдачи мандата она, увы, не оговаривает. Вот мы его, родимого, и примем.
И приняли. Не вдаваясь в подробности, отметим: процедура придумана достаточно громоздкая. Пока оппозиция ее пытается выполнить, часики тикают. Коалиция продолжает тянуть время, облегчать жизнь себе и усложнять оппонентам.
Следующим шагом в этом направлении стала редакция нового закона о выборах. «Большевики» узаконили прежде всего те изменения, в которых сами нуждались. Отныне выборы будут считаться состоявшимися только в том случае, если в них приняло участие не менее половины избирателей, включенных в соответствующие списки. Если это условие не соблюдено, ЦИК в течение двух следующих месяцев должен объявить о начале новой кампании.
Кроме того, Центризбирком обязан установить результаты выборов независимо от количества избирательных участков, в которых голосование было признано недействительным. (Наш пламенный привет борцам с фальсификаторами.)
Далее. Органы государственной пограничной службы за три дня до выборов подают в окружные избирательные комиссии сведения о лицах, которые на момент представления сведений выехали за пределы Украины. Использовать «мертвые души» западноукраинских «заробитчан» уже не получится. И это правильно. Но «мертвые души» с Востока учету не поддаются, они отправляются за длинным рублем преимущественно в Россию, используя внутренние паспорта. Следовательно, пограничники об их отсутствии на территории страны попросту не знают. И это плохо. (Так что еще один привет тем, кто надеется на честные и прозрачные выборы.)
Но и это не все. Во время внеочередной кампании в списки избирателей на заграничных избирательных участках будут включаться только те граждане, которые пребывают на консульском учете. Огромное количество нелегалов и внушительное число отдыхающих свой гражданский долг исполнить не смогут. (Приветствуем поборников демократии!)
Впрочем, это лишь первое чтение. Второе состоится через две недели. Часики тикают. К согласию по иным ключевым вопросам коалицианты все так же не стремятся. Куда торопиться? Если процесс нельзя остановить, его следует возглавить. А это дело спешки не терпит. А вот у оппозиции запас терпения исчерпывается. «Наша Украина» уже предлагает перенести выборы на июль. Президент тем временем, поговаривают, готовит очередной указ...