Стратегия возвращения Крыма: крымские татары в условиях оккупации

29 августа, 2014, 20:40 Распечатать Выпуск №30, 29 августа-5 сентября

Крымскотатарская община во время аннексии Крыма оказалась наиболее организованной патриотически настроенной частью жителей полуострова, что, в свете проработки стратегии освобождения Крыму от российских оккупантов, заставляет снова оценить ее потенциал.

Тема аннексии Крыма начинает занимать в украинских СМИ, общественных дискуссиях и политикуме надлежащее место. Отчасти это связано с постепенным осознанием всех причин и последствий, которые принесла нам аннексия полуострова, частично вызвано информационными всплесками вокруг отдельных событий, как, скажем, беспрецедентный хаос и дезорганизация на паромных переправах в Крыму или попытка протащить через украинский парламент откровенно лоббистский закон о свободной экономической зоне на полуострове. Мы же продолжаем делать свой вклад, начатый публикациями "Стратегия возвращения Крыма", "Стратегия возвращения Крыма: результат неотвратим", в №№25 и 26 ZN.UA. Продолжить цикл статей о стратегии возвращения Крыма на этот раз хотим дискуссией о роли крымских татар.

Сразу отметим, что у нас было достаточно и крымских, и крымскотатарских экспертов, которые могли бы профессионально высказаться на эту тему. Но мы сознательно решили, что сказать первое слово на эту тему должен киевский эксперт-украинец. Пора крымскотатарскому вопросу перестать быть проблемой самих крымских татар или Крыма.

Крымскотатарская община во время аннексии Крыма оказалась наиболее организованной патриотически настроенной частью жителей полуострова, что, в свете проработки стратегии освобождения Крыму от российских оккупантов, заставляет снова оценить ее потенциал и отвести ей справедливое место, а также освободить от некоторых мифов и фобий, до сих пор бытующих как в украинском обществе в целом, так и в секторе безопасности в частности. 

Ситуация, в которой оказались крымские татары после аннексии полуострова, вызывает подлинное сожаление и искреннее сочувствие: складывается впечатление, что у них нет ни настоящих друзей, ни реалистичной надежды на самосохранение. Украинскому государству и общественному сектору не хватает единодушия в подходах и мешают сомнения, как относиться к этой общине в новых условиях. Жесткие действия российских оккупантов против лидеров общины не оставляют никаких иллюзий по поводу соблюдения прав этноса в Крыму, а Турция оказалась слишком связанной собственными экономическими интересами с Россией. 

Перспективы сохранения значимой проукраинской ориентации крымскотатарской общины в Крыму для реализации стратегии в средней перспективе следует признать реальными только в пределах довольно короткого временного промежутка — до пяти лет. Многое будет зависеть от деструктивных усилий российской власти, в частности ФСБ, которая попытается снизить значение этой общины как проукраинского фактора. Вполне ожидаемой может быть реализация ряда мер. Прежде всего, это "размывание" самой национальной идентичности народа слиянием с казанскими татарами по схеме: крымские татары = казанские татары = татары, которые уже имеют родину в Татарстане, таким образом все претензии на статус коренного народа Крыма будут отвергаться. Возможна попытка внести раскол в руководство Курултая и Меджлиса, которые влияют на 85% общины, постепенно заменяя лояльных к Украине активистов пророссийскими ставленниками, и подрыв источников финансирования организации заменой бизнесменов-доноров пророссийскими. Ожидаемо распространение практики запугивания активистов и общины со стороны российских силовиков, а также структур так называемой самообороны и казаков, которых власть РФ активно использовала с момента оккупации, чтобы сломить волю активистов общины к мирному сопротивлению оккупации. 

Итак, нам следует быть готовыми к тому, что некоторая часть крымских татар пойдет на сотрудничество с оккупантами ради экономического и физического выживания, что не должно вызывать со стороны власти и общественности Украины негативной реакции. Процесс будет набирать обороты по мере того как Россия будет внедрять в жизнь фактический запрет действующего института двойного гражданства до 2016 г. 

Какой должна быть стратегия официального Киева для противодействия негативному развитию событий? Прежде всего следует обратить внимание на перемещенных лиц из числа общины на материковой Украине: до 7 тыс. крымских татар из почти 300 тыс. уже покинули Крым. Основные регионы миграции — г. Киев, Галичина и Херсонская область. Кроме того, Украине следует воспользоваться тем, что ключевые лидеры крымскотатарской общины остаются на территории материковой Украины. 

Первоочередным элементом государственной политики должен стать поиск путей предоставления Курултаю и Меджлису как органам самоуправления крымских татар правового места в новой системе государственной власти Украины. Это позволит легализировать их дальнейшие отношения как с органами центральной исполнительной власти Украины, так и с государственным исполнительным органом по вопросам оккупированной АРК, зачаток которого уже функционирует в Херсоне. Назначение Мустафы Джемилева Уполномоченным президента Украины по вопросам крымскотатарского народа — это шаг в правильном направлении, который следует приветствовать, но этого, конечно же, мало.

Официальному Киеву следует сконцентрировать усилия на поддержке внутренних мигрантов как наиболее лояльного к Украине сегмента указанной общины из государственных и негосударственных источников финансирования. Это позволит обеспечить сохранение Меджлиса как наиболее проукраинской организационной структуры общины, наличие которой выполняло бы функции подкрепления политических претензий Украины на территорию полуострова в перспективе, а также поддерживать институциональный канал для системной помощи общине. В этом контексте государство должно соответствующим образом изменить свое внутреннее законодательство, чтобы перемещенные лица получили возможность пользоваться материальной и финансовой помощью от международных специализированных организаций.

Важным организационным моментом для объединения крымскотатарской общины со стороны государства является обеспечение компактного проживания ее представителей на материковой Украине поблизости от АРК, в частности в Херсонской области, где для этого планируется выделить
9 тыс. га. Это необходимо для решения ряда перспективных задач: поддержания постоянного информационного канала связи с полуостровом в условиях информационной блокады со стороны РФ через функционирование собственного канала ТВ, радио и разветвленные родственные связи; размещение элементов органов самоорганизации общины, работающих в условиях большей свободы (пропаганда на контрасте), с целью морально поддержать тех, кто остался на полуострове; поддержка бизнес-связей с общиной на полуострове для экономического выживания; предоставление правовой поддержки юридическим лицам на полуострове в случае конфискации, притеснений и нарушения прав человека. 

Значимым элементом сохранения этнической идентичности крымских татар видится обеспечение изучения в специально определенных вузах материковой Украины крымскотатарского языка, истории народа, истории Крыма для привлечения к их изучению этнической молодежи с полуострова. КНУ им. Шевченко уже объявил о такой программе, теперь очередь за НаУКМА. 

Мощным сигналом изменения отношения власти Украины к крымским татарам кроме признания его коренным народом страны могло бы стать расформирование инструментов ослабления и раскола этой общины, которые были созданы Партией регионов. Например, Духовного центра мусульман Украины (ДЦМУ) со штаб-квартирой в Донецке. Так была расформирована в 2005 г. карманная Партия мусульман Украины Р.Ахметова как негативная, с точки зрения имиджа, политическая сила. Кроме того, существенным раздражителем в Крыму для крымскотатарской общины остается деятельность конкурентного к Духовному управлению мусульман Крыма филиала Киевского муфтията Украины, который ДУМК и Меджлис считают сектой хабашизма.

Поддержка государством Украина общины крымских татар на территории оккупированного полуострова представляется задачей крайне деликатной и сложной, однако достойной того, чтобы приложить усилия, поскольку успех развития новой демократической Украины зависит, прежде всего, от ее способности заботиться о своих гражданах, сохраняющих лояльность даже в условиях жесткой оккупации. 

Украина должна проявить либерализм и понимание усилий крымских татар выживать в условиях оккупации. Крымские татары на сегодня достаточно политически структурированы, имеют лидеров и мощное религиозное единство, в то же время расцениваются ФСБ как ведущая угроза для нацбезопасности РФ. При этом слабостью общины остается ее зависимость от меркантильных интересов финансовых спонсоров из числа ведущих этнических бизнесменов, которые, в свою очередь, вынуждены идти на сотрудничество с оккупационной властью. Таким образом, значительного сопротивления от этой общины ожидать не стоит, даже несмотря на усиление нарушения прав человека в отношении них со стороны российской власти, которая попытается и дальше раскалывать лидеров крымских татар, кооптируя колаборантов в органы оккупационной крымской власти. К тому же не стоит переоценивать протестные действия общины, поскольку традиционно Меджлис практикует исключительно ненасильственные формы борьбы за права народа. 

Государство Украина должна послать крымским татарам на полуострове четкий сигнал о том, что, несмотря на финансовые затруднения и слабость, она будет до конца их поддерживать и пытаться вернуть Крым в свой состав. Здесь намечаются следующие направления поддержки. 

1. Правовая защита прав человека в отношении представителей крымскотатарской общины в Крыму. Российская власть дала им определенные обещания в сфере защиты прав, однако с момента аннексии полуострова крымские татары сталкиваются с ростом насилия и дискриминацией. Оставшиеся предстают перед выбором: либо отказаться от украинского гражданства и принять российское, либо стать иностранцем на своей Родине. Крымскотатарские активисты стали объектом задержаний и жестокого обращения со стороны вооруженных людей. Решата Аметова, который проводил пикет у правительства Крыма в первые дни оккупации, похитили и замучили до смерти. Лидеру крымскотатарского народа и народному депутату Украины Мустафе Джемилеву и главе Меджлиса Рефату Чубарову ФСБ запретили въезд на территорию Родины; десятки крымских татар были привлечены к ответственности за участие в мирных акциях протеста. Высший представительный орган крымских татар, Меджлис, находится под угрозой запрета деятельности. Российская власть легализовала деятельность вооруженных групп "самообороны", стоящих за некоторыми жестокими нападениями на крымских татар.

2. Упрощение порядка перерегистрации и ведения бизнеса для тех предпринимателей, которые переводят свой бизнес на материковую Украину. Поддержание именно этой прослойки предпринимателей имеет первоочередное значение, поскольку именно они являются базой для финансирования Меджлиса как независимого органа самоуправления общины.

3. Украинское государство должно привлечь к поддержке общины многомиллионную диаспору крымских татар на Балканах, в Германии, Румынии, Турции и США. Некоторая готовность к такой помощи уже демонстрируется, но она нуждается в институциональной поддержке. 

Учитывая постановление ВРУ №1140-7 от 20.03.2014 о признании Меджлиса и Курултая, государству Украина следует приложить усилия к ликвидации или ослаблению влияния созданных спецслужбами РФ и патронировавшихся во времена президентства Януковича Партией регионов и СБУ маргинальных крымскотатарских общественных, политических и религиозных организаций, деятельность которых была направлена на раскол крымских татар и оппозицию Меджлису. С начала аннексии полуострова эти "могилевские" татары с готовностью стали "путинскими" татарами и активно сотрудничают с оккупационными властями Крыма.

Важно также изменить отношение и осознание крымскотатарской проблемы широкой украинской общественностью: в отличие от украинцев, этот народ потерял не просто территорию, а Родину. Другой у них нет и не может быть. Но крымскотатарский народ является неотъемлемой частью новой украинской нации. Поэтому игнорировать или преуменьшать значение его проблем пагубно для всего украинского общественного организма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
  • Інститут Громадянського Суспільства Інститут Громадянського Суспільства 31 серпня, 00:23 перш ніж розмірковувати про долю кримців, виявить елементарну тактовність - навчиться не ображать корінний народ Криму! Як казав наш національний лідер Мустафа Абдуджеміль Киримоглу: "Ми - не національна меншина, ми - корінний народ! Ми - не община, ми - нація!" согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно