РЕГИОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ

Поделиться
В Верховной Раде Украины горячая пора. За парламентскими слушаниями о конституционной реформе, ин...

В Верховной Раде Украины горячая пора. За парламентскими слушаниями о конституционной реформе, инициируемой Президентом Украины, последовало обсуждение и голосование по программе правительства по социально-экономическому развитию государства на ближайшие два года. Конечно же, тут не могло не обойтись без жарких дебатов. Ведь на кону будущее как всей страны в целом, так и каждого ее гражданина в отдельности.

О своей позиции в отношении конституционных инициатив Президента Украины и правительственной программы поведал нам народный депутат, член парламентской фракции «Регионы Украины» Владимир ЗУБАНОВ.

— Владимир Александрович, вы согласны с тем, что существующая в стране система власти нуждается в изменении?

В свое время Украина получила Конституцию, в которой остро нуждалась на данном этапе своего становления, как независимого государства. Соответствовал этому и закон о выборах, позволивший избирать в парламент депутатов, чьи взгляды довольно точно отражают настроения, доминирующие в обществе. Но мир не стоит на месте, и я считаю, что предложения Президента актуальны и своеременны. Если бы политические силы смогли найти взаимопонимание и внести соответствующие изменения в Основной Закон, это принесло бы пользу нашему государству. Другое дело, что нынешняя расстановка сил в обществе не самая благоприятная для проведения сбалансированной политической реформы. Проводить изменения системы власти следует комплексно, не ограничиваясь протаскиванием лишь отдельных элементов реформы. К примеру, недопустимо принимать пропорциональную систему выборов без перехода к двухпалатному парламенту. В результате пропорциональных выборов неизбежно снижение представительства регионов в Верховной Раде (получим, что называется, парламент города Киева). А гарантированное присутствие представителей регионов в верхней палате компенсирует эту потерю. И если комплексная реформа нереальна, то лучше уж сохранить существующее политическое устройство, что, как мне кажется, и произойдет с большой степенью вероятности. Но все же, на мой взгляд, при определенных условиях страна может получить более совершенную систему политического устройства.

— Что это за условия?

— В стране должна оставаться сильная президентская власть, что необходимо как для принятия ответственных и оперативных решений на государственном уровне, так и для обеспечения их выполнения. Кроме того, Президент должен избираться всенародным голосованием сроком на пять лет, а также обладать правом предлагать на утверждение Верховной Раде кандидатуры главы правительства и «силовых» министров. Ему необходимо предоставить право при определенных условиях распускать парламент, а также назначать губернаторов, что должно обеспечивать эффективность деятельности властной вертикали.

Что же до двухпалатного парламента, то он необходим, как я уже говорил, для обеспечения интересов регионов в верхней палате при переходе к пропорциональным выборам в нижнюю палату парламента. А также чтобы исключить возможность принятия популистских законов и непродуманных решений.

— В таком случае, каким вы видите реформированный парламент Украины?

Нужно согласиться с решением референдума 2000 года и сократить количество депутатов нижней палаты до 300 человек. Это не только уменьшит затраты на содержание Верховной Рады, но и повысит ее профессиональный уровень.

Хочу отметить: подавляющее количество стран имеют двухпалатный парламент независимо от того, являются они федеративными государствами или унитарными.

Я считаю, что области должны быть представлены в верхней палате по квоте с учетом численности населения от 3 до 5 депутатов. Таким образом, она будет насчитывать порядка 100 депутатов. Все они должны избираться прямым тайным голосованием. Баллотироваться могут только граждане, проживающие в данном регионе. Срок полномочий депутатов обеих палат — 5 лет.

— А как вы относитесь к предложению Президента одновременно проводить выборы на всех уровнях?

Единовременное изменение всей системы власти может привести к непредсказуемым последствиям для государства. Думаю, выборы следует проводить в два этапа. На первом — президента и верхней палаты парламента, на втором (через два с половиной года) — нижней палаты и органов местного самоуправления.

В проведении реформы очень важен переходный период. С моей точки зрения, он должен проходить следующим образом: в последнее воскресенье октября 2004 года проводятся выборы президента и депутатов верхней палаты парламента, а в последнее воскресенье марта 2006 года — в нижнюю палату и органы местного самоуправления. В нижнюю палату избирается 300 депутатов. Таким образом, до 2006 года действует двухпалатный парламент с реформированными функциями и соответствующим распределением полномочий. Только нижняя палата работает до 2006 года в нынешнем составе.

— Владимир Александрович, Верховная Рада одобрила правительственную программу социально-экономического развития страны на ближайшие два года. Что вы можете сказать об этом документе?

Я полностью поддерживаю необходимость принятия такой программы, особенно в части уменьшения налогового пресса на производителей товаров и услуг. Это помогло бы решить сразу три сложные задачи: повысить уровень реальной зарплаты населения, вывести значительные денежные суммы из тени, включив их в производственную деятельность, и сделать привлекательнее наши предприятия для инвесторов, в том числе зарубежных.

Но у меня есть существенные расхождения с предложениями о ставках налогов, озвученными первым вице-премьером Николаем Азаровым. Николай Янович предлагает уменьшить НДС до 15%, налог на прибыль предприятий — до 20, подоходный налог с граждан — до 13%, а с наиболее обеспеченных — до 20. Но при этом в его предложениях ни словом не упоминается о социальных налогах — в Пенсионный фонд, Фонд занятости. А ведь они в настоящее время составляют немалые суммы. Поэтому уменьшение подоходного налога при сохранении других налогов на зарплату в прежнем объеме ни в коей мере не приведет к заметному уменьшению налогового пресса на зарплату. Как не решит и те задачи, о которых я говорил вначале.

— Что же вы предлагаете?

Для упрощения системы налогообложения и реального уменьшения налогового пресса необходимо принять в окончательной редакции закон Украины «О доходе физических лиц» с закреплением ставки подоходного налога в размере 13%. Но это лишь первый шаг. Нужно идти дальше и искать дополнительные пути снижения налогового бремени. Наиболее ощутимое давление на заработную плату оказывает пенсионный сбор в размере 32%, выплачиваемый предприятиями. В прошлом году эти отчисления составили 15115 миллионов гривен. Существенное уменьшение пенсионного сбора, скажем, до 20%, станет значительным облегчением для предприятий. Тем более что это было бы в русле предложений Президента, который высказывается за уменьшение налогового пресса. Нетрудно подсчитать, что тогда предприятия сэкономят 5,7 миллиарда гривен, которые смогут направить как на пополнение оборотных средств, так и на повышение заработной платы.

— Да, с этим трудно спорить. Но за счет чего Пенсионный фонд компенсирует потери, которые в таком случае неизбежны?

Здесь нужен такой сбор, который бы обеспечивал необходимые объемы поступлений, их стабильность, прозрачность учета, стимулировал экономику к более эффективному развитию. Думаю, этого можно достичь введением сбора со средств, затрачиваемых предприятиями на приобретение энергоресурсов. Не секрет, что правительство давно и безуспешно борется с чрезмерными энергозатратами, обусловленными низкими объемами производства, его малоэффективной структурой, устаревшими технологиями и просто безответственным отношением к энергосбережению. Поэтому введение такого сбора не только пополнит Пенсионный фонд, но и станет стимулом к экономному расходованию энергоресурсов.

— О каких именно ресурсах и ставках пенсионного сбора может идти речь?

— Я предлагаю ввести сбор на такие ресурсы, как электроэнергия, газ и вода, а также распространить его на канализационные стоки. Естественно, при необходимости этот перечень можно откорректировать. Согласно статистическим данным, в прошлом году на эти статьи расходов предприятиями всех форм собственности было затрачено 46 миллиардов гривен. Следовательно, если применить ставку сбора 10%, то Пенсионный фонд получит 4,6 миллиарда. Но мы говорили о возможных потерях фонда 5,7 миллиарда гривен. Дефицит в 1,1 миллиарда покроется увеличением средней заработной платы.

— Владимир Александрович, но ведь реализация ваших предложений может привести к тому, что товаропроизводители попросту повысят стоимость своей продукции, компенсируя дополнительные затраты и переведя тем самым стрелки на потребителей.

— К росту цен на товары, в том числе и энергоносители, это не приведет в силу того, что они сбалансированы по доходам и расходам. Иными словами, увеличивая расходы по энергоносителям, не уделяя внимания энергосбережению, предприятия экономят на начислениях на зарплату. К тому же, дополнительный сбор на энергоносители не будет распространяться на население.

Конечно, следует ожидать, что данные предложения вызовут немало возражений. Я готов их принять. Пусть мои оппоненты докажут, что их предложения позволят эффективно развиваться экономике в части увеличения заработной платы, привлечения инвестиций, уменьшения расходования энергоносителей и эффективной перестройки структуры промышленности.

— Вы представляете в ВР шахтерский край, многие города и поселки которого подпадают под определение «депрессивные территории». Экономический спад там достиг масштабов, угрожающих самому существованию этих территориальных образований. Как вы считаете, существуют ли пути решения этой проблемы?

— Безусловно. Прежде всего, необходима правительственная программа по привлечению негосударственных ресурсов для развития депрессивных территорий. На парламентских слушаниях министр экономики Валерий Хорошковский говорил о необходимости принятия соответствующего закона. Зная процедуру прохождения законов в Верховной Раде, можно смело прогнозировать длительное рассмотрение. А действовать нужно уже сейчас. Как определить конкретные территории, конкретные города? Достаточно взять Закон о государственном бюджете 2003 года и проанализировать дотации, предусмотренные для регионов. Если дотация превышает, скажем, 100 гривен на одного жителя, это депрессивный город и его нужно включать в программу.

Но, как я понял, такой программы пока нет. Валерий Хорошковский, например, считает, что, прежде чем привлекать внебюджетные ресурсы, государство должно создать соответствующую инфраструктуру в депрессивных городах. Позволю себе с этим не согласиться. Такая инфраструктура есть и за прошедшее десятилетие еще не полностью разрушена. Есть автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, газопроводы. Есть достаточно квалифицированные работники, обеспеченные жильем, детские сады, школы, больницы, магазины и даже культурные центры.

В депрессивных городах существуют все предпосылки для развития производства, но не происходит этого по двум причинам: у государства нет ни средств, ни видения развития этих городов, а крупные производители товаров и услуг как отечественные, так и зарубежные, не проявляют к ним должного интереса. Хотя, по моему убеждению, они упускают возможность эффективного освоения таких городов.

У нас в стране есть немало предприятий и фирм, чей экономический, финансовый, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен не только для собственного развития, но и для развития территорий, на которых они работают. Нужно только создать такие условия, при которых эти предприятия будут заинтересованы в размещении своих производств и филиалов именно в депрессивных городах.

— Что, на ваш взгляд, для этого нужно?

— Создать рабочую группу из представителей правительства, депутатского корпуса и Нацбанка и определить перечень городов, нуждающихся в такой поддержке. Разработать положение о долгосрочном кредитовании (скажем, на 15—20 лет под льготный процент) фирм, готовых развивать свое производство в этих городах. Для кредитования следует привлечь ресурсы Национального банка (порядка 1 миллиарда гривен в год), определить коммерческие банки, через которые будет осуществляться финансирование, и условия, на которых будут предоставляться кредиты предприятиям-инвесторам депрессивных городов. Это может быть обязательство создать в течение двух лет производство с не менее чем 500 рабочими местами на каждые 20 миллионов гривен кредита. Обязательным должно быть также условие самостоятельного распределения предприятиями полученных средств. Они, например, могут направлять их на приобретение новейших технологий, вкладывая в депрессивное производство другие резервы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме