Парламентская конституционная комиссия будет создана в середине мая. К концу месяца проект нового Основного Закона будет снабжен соответствующим выводом Конституционного суда и предварительно одобрен большинством высшего законотворческого органа страны. В сентябре модернизированная версия главного государственного документа получит абсолютную поддержку Верховной Рады, обретя необходимую юридическую силу. После этого, вероятнее всего, состоятся внеочередные выборы президента, парламента, органов местного самоуправления и, возможно, городских голов.
Количество политиков, называющих подобный сценарий вполне реалистичным, множится с каждым днем. Залогом его успеха является фактический союз двух самых влиятельных политических сил — Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. По нашим сведениям, руководители ПР и БЮТ в основном согласовали текст будущих конституционных изменений. Согласно официальной версии, у каждой из сторон существуют собственные наработки, суть которых держится в секрете.
Однако, по утверждениям целого ряда компетентных источников, в действительности речь идет об одном документе, разработчики которого не имеют никакого отношения ни к бютовцам, ни к регионалам. По одной версии, главным и едва ли не единственным идеологом нового варианта Основного Закона является экс-глава администрации президента Кучмы Виктор Медведчук. Согласно другой, текст написан группой авторов во главе с Александром Задорожним, бывшим парламентским постпредом Леонида Даниловича. А Виктор Владимирович (принимавший непосредственное участие в подготовке ряда разделов) исполняет роль посредника. Именно он осуществляет роль коммуникатора между Тимошенко, Януковичем и «писательским коллективом». Таким образом, все необходимые замечания и уточнения оперативно вносятся в конституционную рукопись. Поиск точек соприкосновения идет стахановскими темпами, и осведомленные лица убеждены: к окончанию пасхальных каникул текст будет согласован полностью.
Официального подтверждения этой гипотезе отыскать не удалось. И представители пропремьерской силы, и официальные лица главной оппозиционной партии дружно отрицают как наличие единого плана осуществления единой конституционной реформы, так и сам факт активных контактов между двумя формально враждующими группировками.
О сути весьма любопытного документа (возможное принятие которого способно коренным образом изменить политико-правовое обустройство страны) мы поговорим чуть ниже. А пока окинем взором минувшую неделю.
Главным событием должна была стать официальная презентация концепции конституционных изменений, разработанной рабочей группой Национального конституционного совета (содержание этого документа «ЗН» описало в прошлом номере). Однако публичное представление «Конституции от Банковой» не состоялось.
Официальная версия — болезнь Яценюка — выглядит нелепо. Мероприятия такого масштаба в такой ситуации не отменяют из-за отсутствия одного лица. Даже если лицо высокопоставленное, а причина отсутствия — уважительная.
Существует гипотеза чуть более правдоподобная. Демонстративная неявка на заседание НКС премьера Тимошенко и лидера оппозиции Януковича существенно снижала масштабность действа, а потому присутствовать на нем не пожелали ни спикер, ни президент. Предположение, что причина срыва «конституционной презентации» — банальный демарш Виктора Андреевича, возможно, имеет право на жизнь. Но в любом случае подобная причина не может быть ни главной, ни, тем более, единственной.
Куда более резонно допустить, что Ющенко просто не знал, как себя вести. Игры нет. Решение о дате помпезного представления президентского проекта преобразований Основного Закона принималось в несколько иных политических обстоятельствах. Еще не было решения Конституционного суда, который поставил шлагбаум перед намерениями гаранта утвердить новый текст «политической Библии» на референдуме, минуя парламент. Кроме того, БЮТ и «Регионы» (читай, Тимошенко и Янукович) тогда еще не были столь единодушны во взглядах на суть, механизмы принятия и сроки утверждения новой Конституции.
Кроме того, сделав паузу, Ющенко провоцировал Тимошенко на решительные действия. По мнению Банковой, тот, кто первым сделает шаг, окажется в заведомо проигрышной ситуации. В общественном мнении он должен выглядеть разжигателем новой политической войны. В этом смысле крайне неприятное для гаранта решение Конституционного суда президенту даже на руку. Создание парламентской конституционной комиссии как способ защиты от антиконституционного референдума имени Ющенко — это одна история. В таких условиях альянс БЮТ и «Регионов» можно было подать как вынужденную меру. Появление комиссии в тот момент, когда референдум в одностороннем порядке невозможен, а президентский проект так и не увидел свет — история куда менее привлекательная. В этом случае сотрудничество Тимошенко и Януковича, пускай опосредованное и ситуативное, может означать развал правящей коалиции не только де-факто, но и де-юре.
Юлия Владимировна это понимала. Быть инициатором создания парламентской КК не желала. В идеале ее, наверное, устроила бы следующая схема.
Шаг 1: застрельщиками процесса выступают депутаты от «НУ—НС», представляющие «Самооборону» — крыло провластной фракции, наиболее критично настроенное по отношению к Банковой. Шаг 2: БЮТ в этом случае поддерживает разумное начинание коллег. Шаг 3: «Регионы» включаются в процесс на уровне непосредственной работы над проектом. Шаг 4: на последнем этапе в проект КК вливаются КПУ и Блок Литвина. Красиво, демократично.
Тимошенко пыталась расшевелить «самбистов» несколько недель назад. Но должного понимания не встретила. Некоторые из «оборонцев» считают идею установления парламентаризма вполне рациональной. Но при этом не могут избавиться от иррационального чувства брезгливости — им неприятно было чувствовать себя обезьяной, таскающей из огня каштаны для Тимошенко и, уж тем более, для Януковича и Медведчука.
У более прагматичных и менее сентиментальных представителей «Самообороны» были иные причины для сомнений. Они решительно не воспринимали президентскую идею «прямого» конституционного референдума. И перед лицом этой угрозы готовы были подключиться к работе парламентской конституционной комиссии. Но выступать в роли инициаторов — увольте. Когда угроза миновала, желание ввязываться в чужую игру с не вполне ясными целями и весьма туманными перспективами у многих отпало.
Источники в БЮТ не скрывают, что двухнедельную паузу в работе парламента Юлия Владимировна намерена использовать в том числе для индивидуальной работы с представителями дружественной фракции. Дабы таки склонить их к участию в работе будущей КК, создание которой запланировано на 14 марта.
На какие козыри рассчитывает действующий премьер в подобной игре? Политическое будущее Ющенко на сегодняшний день выглядит не слишком радужным. Возможно, Тимошенко попробует сыграть на этом. Проходное место в списке либо перспектива карьерного роста для многих — чем не аргумент?
Может сыграть на руку Тимошенко и Банковая. Недавнее заявление ГПУ (в очередной раз подтвердившей жизнеспособность версии о намеренном отравлении Виктора Ющенко в 2004-м) наивно рассматривать как банальное желание Александра Медведько напомнить о своем существовании. По неподтвержденной версии, с подачи Банковой может возникнуть представление о снятии депутатской неприкосновенности с одного из депутатов. Данный парламентарий фигурирует в «деле о диоксине» и, по нашим сведениям, отдав беседам со следователем более сотни часов, с недавних пор игнорирует вызовы в прокуратуру. Именно это обстоятельство должно стать формальным основанием для обращения ГПУ в парламент. Голосование за снятие иммунитета с одного из самых заметных персон в «Самообороне», по мнению некоторых персонажей в президентском окружении, может стать последней «китайской» проверкой на «вшивость». Определяйтесь, ребята, с кем вы? С всенародно избранным героем Майдана? Или же с человеком, теоретически причастным к его отравлению?
Банковая может ожидать, что после такого шага своеволия у «самбистов» поубавится, и желание участвовать в работе конституционной комиссии отпадет окончательно. Тимошенко вправе ожидать обратной реакции. Чей расчет окажется верным — покажет время. Пока же не существует сколько-нибудь серьезного доказательства, что подобное представление прокуратурой вообще готовится.
К слову, учитывая тот факт, что следственную группу по делу об отравлении возглавляет не берущая под козырек Галина Климович, не стоит ожидать беспрекословного исполнения команды политического «Ату!»
Если информация соответствует действительности, то подобный ход должен стать сигналом и для самой Тимошенко, ибо сей депутат является главным коммуникатором между БЮТ и «самбистами». Таким образом, Банковая должна обозначить свою готовность воевать всерьез.
Правда, говорят, что с недавних пор Юлия Владимировна войны не боится. Ибо считает ее неизбежной и победоносной. Последние гневные высказывания Ющенко о будущей конституционной комиссии и возможном построении парламентской республики премьера, говорят, только раззадорили. В последние дни сразу несколько представителей БЮТ подтвердили готовность приступить к созданию КК в Раде сразу по окончании каникул. Независимо от позиции «НУ—НС» и вопреки давлению Банковой.
По словам источников, вовлеченных в переговорный процесс между регионалами и Блоком Юлии Тимошенко, в ближайшие дни стороны должны прийти к окончательному консенсусу. Изменения в рабочую версию конституционного проекта вносятся едва ли не ежедневно, но несколько серьезных противоречий еще не сняты.
В главном обе политические силы сходятся — будущее Украины за парламентской формой правления. Сговорились и о том, что институт президентства сохраняется. По логике, его в этом случае должен избирать парламент (именно такой механизм прописан в рабочей версии проекта), но и в БЮТ, и в ПР по этому поводу сомневаются. Мнение электората на этот счет известно, и в обоих лагерях пока не до конца готовы идти против этого мнения.
А вот насчет функций президента — почти полное согласие. Он будет практически полностью лишен кадровых полномочий. За ним решено сохранить право законодательной инициативы, право отлагательного и право досрочного прекращения полномочий парламента. Но — в строго определенных случаях и с четким соблюдением скрупулезно прописанной процедуры. Предполагается, в частности, обозначить, когда он может, а когда обязан распускать Раду.
Совет национальной безопасности, о возможности ликвидации которого некоторое время спорили, решили все же оставить. Строго оговорив причины его созыва и характер принимаемых им решений. Если проект будет одобрен, то СНБОУ будет собираться только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций либо войны.
Вернемся к наличествующим противоречиям. В процессе обсуждения — избирательная модель. Проектом предлагается «пропорционалка», предполагающая, впрочем, закрепление конкретных кандидатов за конкретными регионами. Лидерам обеих сил, насколько известно, такая идея не слишком нравится. Оно и понятно. «Закрытые» списки, во-первых, усиливают зависимость партийцев от лидеров, во-вторых, позволяют легко наполнять партийную кассу. (По этой же самой причине обе стороны с легкостью согласились на императивный мандат). Однако категорически «нет» ни БЮТ, ни «Регионы» еще не сказали — взяли несколько дней на раздумья. Обсуждается и возможность внедрения подобного механизма для выборов органов местного самоуправления.
Нет единства и в другом вопросе, связанном с технологией подведения итогов кампании. Авторы проекта предлагают так называемое «двухтуровое» голосование при однопроцентном барьере. Партии, занявшие первых два места, состязаются между собой во втором раунде электоральных гонок. Независимо от полученного результата победитель получает в свое распоряжение 226 мандатов. Оставшиеся 224 распределяются между всеми остальными на основании итогов первого тура. Сам по себе подход, по нашим данным, в целом удовлетворил высокие договаривающиеся стороны. Но ПР смущает низкий «порог». В процессе переговоров они сбили планку требований с 10% до 4%. Достигнут ли предел компромисса — поглядим. Сторонних наблюдателей смущает тот факт, что при существующем положении вещей страна может получить двухпартийную систему.
Проектом обусловлено: если некая политическая сила по итогам первого тура заручилась поддержкой электората, достаточной для получения 226 голосов, то второй тур не проводится. Премьером предлагается сделать лицо, возглавляющее список партии-триумфатора. Если оное лицо по каким-либо причинам возглавить Кабинет отказывается, «большевики» подбирают иную кандидатуру.
Президент в празднике формирования Кабмина не участвует — он ничего и никого не вносит, не рассматривает, не предлагает, не утверждает. Правительство формируется по представлению премьера. Заместители министров утверждаются КМ на основании предложений главы Кабинета. Исполнительские функции на местах осуществляют полноценные исполкомы, сформированные местными Советами. Районные администрации ликвидируются как класс. Областные трансформируются в своеобразные префектуры, создаваемые Кабинетом. Их функции — координация действий центральной и местной власти, мониторинг исполнения соответствующих решений, контроль за соблюдением законности. Вероятно, их будут наделять правом приостанавливать решения региональных исполнительских органов и возможностью их обжаловать.
Главу ГПУ предлагается утверждать парламентом по представлению 150 народных избранников. Предполагается, что такая мера укрепит его независимость. Прокуратуру лишат функции общего надзора, но наделят функцией досудебного следствия. Таким же правом осчастливят МВД, СБУ, Госкомтаможни, Счетную палату, а еще — временные следственные комиссии. Авторы идеи уверены, что в этом случае, ни у кого не будет повода обвинять друг друга в необоснованном возбуждении (незаконном закрытии) уголовных дел.
Планируется серьезная реорганизация системы правосудия. Опишем ее суть в общих чертах. У подножия пирамиды — суды первой инстанции, в которых будут трудиться выборные служители фемиды. Следующая ступень — апелляционные суды. На вершине пирамиды — Верховный суд разделенный на четыре палаты (гражданскую, уголовную, административную и хозяйственную). Авторы наработок уверены в ужесточении требований к кандидатам в судьи. Чем выше уровень суда — тем жестче требования, солиднее послужной список, длиннее стаж. Контролером должны стать специальные квалификационные комиссии. В них должны входить специально подготовленные граждане:
— отягощенные юридическим степенями и званиями;
— обладающие соответствующим опытом и авторитетом;
— работающие в самых разных сферах, на самых разных должностях;
— имеющие желание выступать в роли непредвзятых арбитров.
Их имена заносятся в специальную базу данных. В случае возникновения вопроса о назначении судей в апелляционные, Верховный либо Конституционный суды, путем жеребьевки создается комиссия. Она определяет степень соответствия соискателей необходимым требованиям и сужает число кандидатов. Имена победителей конкурса определяются опять-таки жеребьевкой. Подобным же образом осуществляется процесс снятия судей.
Создатели столь оригинальной идеи убеждены, что таким образом коррупцию в системе судейства можно преодолеть. Или, как минимум, существенно снизить ее уровень. Впрочем, наши люди настолько изобретательны… К тому же остается открытым вопрос — отыщется ли в нашем государстве достаточное количество профессиональных, авторитетных, независимых правоведов?
Еще одно, заслуживающее внимания новшество — решение об увольнении судей не может быть обжаловано судами. Сочинители новой редакции Конституции считают такой способ борьбы с пресловутой корпоративной солидарностью оправданным. В связи с чем предлагается также подкорректировать 55-ю и 124-ю статьи действующей Конституции. Предполагается ужесточить ответственность судей за совершенные ими нарушения закона.
Принципиальным является то обстоятельство, что ни одной буквы не будет изменено в I, III и XIII разделах Основного закона – их корректировка предполагает вынесение текста конституционных правок на референдум, что в планы авторов затеи не входит.
Кстати, составители текста проявили изобретательность. Один из упомянутых разделов, III, называется «Выборы. Референдум». Придумщики конституционных корректив собираются вписать в Основной Закон и новую избирательную модель и расширенный перечень вопросов, выносимых на референдум. Эти правки напрямую касаются III раздела. Но внесены они будут в другие разделы, в частности, в IV и V. И волки сыты, и овцы целы.
Внесение существенных изменений предусматривает принятие целого ряда законов, ссылки на которые будут содержаться в Конституции. Предусматривается, что часть из них (в частности, Закон о референдуме) будут приняты еще до утверждения нового текста Основного Закона. В отношении остальных будут установлены даты принятия, прописанные в переходных положениях Конституции.
Таково сегодняшнее положение на конституционном фронте. Мы намеренно остановились на основных положениях проекта, поскольку еще предстоит его уточнение, и делать серьезные выводы рано.
Фото: Василий АРТЮШЕНКО |
Думают и в «Регионах». Сторонники Януковича поддерживают идею реформирования Конституции и установления парламентаризма. Сторонники Ахметова — против. Они, похоже, все еще надеются на развал нынешней коалиции и создание новой, широкой. Но число таковых все меньше. Банковой верят все меньше. Гарантий, что премьером будет Янукович (а иначе игра для ПР не стоит свеч), никто не дает. А если такое и случится, эта парочка вряд ли сработается. Вернуться в 2006-й не выйдет, много утекло воды. Вероятность, что НУ–НС в абсолютном большинстве согласится на формализацию отношений с регионалами невелика. Стойкого ощущения того, что Ющенко контролирует ситуацию вообще и собственную фракцию, в частности, у многих влиятельных членов ПР нет. Кроме того, многие близкие к Януковичу люди уверяют его, что существенная часть электората не простит ему блокирования с оранжевыми. Под каким бы предлогом создание подобного альянса не подавалось.
В размышления погружена и Банковая. Проект концепции обновления Конституции, рассчитанный на референдум, требует обновления. Времени у Ющенко немного. Цельного проекта, вполне возможно, — тоже. Проекты группы Шаповала и группы Гавриша, насколько можно судить, отправились на полку. По слухам, существует проект группы Онищука, но подтверждения этим слухам пока нет.
Вариантов у Ющенко немного. Самые очевидные — роспуск Рады либо роспуск Конституционного суда. Правовых оснований нет ни в первом, ни во втором случаях. Но, помилуйте, кого когда сия мелочь останавливала? Важен результат. Нет Рады — нет конституционной комиссии. Нет КС — нет вывода на проект новой редакции Конституции.
Однако и не думать о последствиях нельзя. Распустив Раду, Виктор Андреевич выпустит из бутылки джина с разящей косой. Разогнав КС, может настроить против себя как минимум полфракции НУ–НС.
Соглашаться на почетный пост парламентского президента Ющенко пока не готов — гордость всенародно избранного не позволяет. Тимошенко выразила готовность пролонгировать его полномочия без выборов при условии существенного обрезания оных, однако гарант воспринял подобный жест как оскорбление.
В руководстве и БЮТ, и ПР многие думают, что в скором времени Виктору Андреевичу ничего не останется, как принять это предложение. Что думают на этот счет на Банковой — узнаем через пару недель.