Президент инициирует реформы в сфере окружающей среды: чего нам ждать?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Президент инициирует реформы в сфере окружающей среды: чего нам ждать? Фото: Twitter
Подробно рассматриваем важный указ в сфере экологии.

Недавно СНБОУ принял ряд важных решений: санкции в отношении телеканалов Медведчука и его активов, санкции к Януковичу и его окружению; к компаниям, незаконно разрабатывавшим недра, и другие. Это те шаги, о которых много говорят и разбирают до деталей. Вместе с тем принимаются также не менее важные документы, которым не уделяют достаточного внимания, хотя последствия могут быть более серьезными и значимыми. И именно об одном из таких указов в сфере экологии хотелось бы рассказать детальнее. С полным текстом можете ознакомиться здесь, а я прокомментирую основные пункты документа.

Начнем с базового: утвердить Национальный план действий по охране окружающей природной среды на 2021–2025 годы. Именно в нем должен быть определен план имплементации всех европейских директив согласно Соглашению об ассоциации с ЕС. По состоянию на сегодняшний день в сфере охраны окружающей среды выполнено только 50% обязательств. Мы уже в два раза отстаем от определенных сроков, поэтому надо увеличить темп реформ, не потеряв в качестве. Также документ должен содержать план постепенной экомодернизации предприятий в соответствии с новой программой ЕС — Green Deal. Это отдельная важная тема, особенно для крупного олигархического бизнеса. Если украинские предприятия не модернизировать в ближайшее время, под угрозой окажется экспорт в ключевой рынок — страны ЕС. Поэтому будет чрезвычайно интересно наблюдать за формированием этого документа, вокруг него будет сломано немало копий.

Для внедрения устойчивой системы управления отходами СНБО обязал обеспечить сопровождение в Верховной Раде Украины проекта закона Украины «Об управлении отходами» (регистрационный №2207-1д, принят в первом чтении). Этот закон необходим для того, чтобы ввести европейскую систему управления отходами, а также имплементировать ряд европейских директив. По состоянию на сегодняшний день обращение с отходами в Украине очень хаотичное и не соответствует европейским нормам. Украина — самая грязная страна в Европе и одна из самых грязных в мире. Более 25 тыс. нелегальных мусорных свалок. Отсутствие переработки и сортировки. 95% бытовых отходов поступают на полигон и захораниваются там. Убытки от загрязнения почв из-за засорения территории только за 2019 год составили более миллиарда гривен. И это только официальные данные, рассчитанные по старым советским методикам. В действительности убытки значительно больше. Штрафы за засорение не обновлялись с 1990-х годов. Поэтому международные инвесторы не видят смысла строить в Украине современные мусороперерабатывающие заводы.

Еще одно решение ударит прежде всего по крупным загрязнителям, а это объекты металлургии и энергетической генерации, относящиеся к олигархическому бизнесу. Указом предусмотрено внесение изменений в Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» по внедрению обязательных автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ, определению качества атмосферного воздуха и оценке влияния его загрязнения на здоровье и жизнедеятельность населения. Такие изменения в закон поднимают очень болезненный вопрос о реальных объемах выбросов в воздух и вреде для населения. Эта инициатива появляется уже не впервые, но до этого олигархическое лобби успешно разрушало планы по внедрению систем мониторинга. Промышленные корпорации не хотят нести реальную ответственность за причинение вреда окружающей среде и людям и также не хотят вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию.

Насколько этот вопрос важен для людей? Приведу только несколько примеров. Уровень смертности от загрязнения воздуха в Украине — один из самых высоких в мире и составляет 120 смертей на 100 тысяч человек населения. Об этом идет речь в статье, опубликованной в газете The Guardian, со ссылкой на исследование группы ученых Всемирной организации здравоохранения. Смертность от загрязнения воздуха в Украине в пять раз выше, чем в пяти самых чистых странах, вместе взятых.

Информацию о годовом объеме выбросов вредных веществ в атмосферный воздух собирает и обобщает Государственная служба статистики. При этом предприятия-загрязнители сами подают отчеты о том, сколько было выбросов, поэтому такая информация не может расцениваться как достоверная. Приведенная в указе президента норма содержит обязательство установить на источниках загрязнения автоматические системы мониторинга. Это важно для учета и контроля выбросов, фиксации причиненного вреда и экологических налогов. Таким образом, государство и общество смогут получать официальные данные по количеству выбросов и их интенсивности.

Кабмин должен подготовить и утвердить в шестимесячный срок водную стратегию Украины на период до 2050 года. Продолжительные засухи, неравномерные осадки и более активное испарение влаги в результате потепления приводят к постоянному уменьшению водности рек. Украинские ученые ожидают, что, например, в Одесской области снижение водности составит до 50% в период до 2030 года и до 70% — до 2050-го. Это приведет к значительным проблемам для городов, катастрофическому уменьшению урожайности в сельском хозяйстве, проблемам для работы гидроэлектростанций и блоков атомной энергетики, нуждающихся в постоянном охлаждении.

Большинство украинцев потребляют питьевую воду именно из поверхностных источников, поэтому, кроме указанных вызовов, остро встанет вопрос дефицита питьевой воды. Институт водных проблем и мелиорации прогнозирует, что уже к 2050 году Украине придется импортировать питьевую воду. Именно поэтому принятие этой стратегии очень и очень актуально.

В Верховную Раду Украины надо внести законопроект о государственной системе мониторинга окружающей среды. Сегодня в Украине отсутствует целостная система мониторинга окружающей среды. В органах власти отсутствуют исходные данные по экологическим показателямй, которые должны лечь в основу принятых решений. За государственный мониторинг отвечают 11 субъектов, большинство из которых не обнародуют полученные данные в открытом доступе. Кроме этого, материально-техническое оснащение для проведения таких исследований морально и физически устарело. В Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов нет отдела и должностного лица, отвечающих именно за сферу мониторинга окружающей среды и обработки данных, то есть эта сверхважная сфера, к сожалению, не является приоритетом. Указ президента призван изменить подобное отношение и сосредоточиться именно на получении достоверной и оперативной информации о состоянии окружающей среды. При наличии такой информации власть сможет принимать управленческие решения, опираясь на факты, а не на предположения.

В шестимесячный срок должны быть утверждены государственная стратегия управления лесами Украины до 2035 года, а также порядок организации охраны и защиты лесов. Мы до сих пор не знаем уровня лесистости территории страны. Есть данные о лесистости в 15,9%, но это по состоянию на 2011 год. Согласитесь, за десять лет состояние лесов значительно изменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону. Почти год прошел после подписания закона о национальной инвентаризации лесов, но она даже не начата. И вместо того чтобы использовать современные методики спутникового мониторинга, инвентаризация будет выполняться вручную.

На рассмотрение Верховной Рады Украины должен быть внесен законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и в Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за нарушение законодательства в сфере управления отходами. Действующее законодательство не содержит отдельную норму, которая бы устанавливала наказание за загрязнение территорий населенных пунктов, как это есть в большинстве европейских государств. Если в Украине выбросить из окна автомобиля мусор, то заплатить за это согласно КУоАП придется всего 17 грн. Не говорю уж о смешной ответственности в сфере обращения с опасными отходами. Именно вследствие этого у нас почти еженедельно возникает скандал из-за очередной «находки» — медицинских отходов, ртутных ламп или остатков от животноводства, лежащих под открытым небом и загрязняющих почву и воду. Поэтому давно пора усилить ответственность!

Отдельной важной темой является состояние окружающей среды на оккупированной части Донбасса. Из-за военных действий со стороны РФ Украине причинен большой вред, и это потенциально может быть предметом судебного дела и возмещения в международной юрисдикции. Следовательно, должна быть утверждена концепция стабилизации экологической ситуации и обеспечения экологической безопасности на территории Донецкой и Луганской областей. Последствия массового затопления шахт, которое происходит после остановки насосов, откачивающих грунтовые воды, могут быть катастрофическими для региона: массовое загрязнение питьевой воды, просадка почвы, в результате которой может быть разрушена инфраструктура. Особую опасность представляет шахта «Юнком», где в 1979 году провели ядерный взрыв. Если не откачивать воду, она соединится с радиоактивными материалами, достигнет уровня грунтовых вод, после чего радиоактивные материалы могут попасть в реки Крымка, Кальмиус и Северский Донец, а потом и в Азовское море. Отдельной важной сферой является оценка вреда, причиненного окружающей среде в результате вооруженной агрессии РФ.

Еще один пункт также очень болезненный для олигархического бизнеса, ведь касается чаще всего крупных сжигательных установок, а это ТЭЦ и ТЭС, собственниками которых являются государство и группа компаний ДТЭК. Указом определено, что должен быть утвержден Национальный план по энергетике и изменению климата на период до 2030 года. Поскольку Украина является членом Европейского Энергетического сообщества, мы должны выполнять утвержденный в 2017 году Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок. Целью НПСВ является постепенное сокращение выбросов диоксида серы, оксидов азота и пыли. Но конечные сроки реализации мероприятий по экологизации постоянно переносятся. 67% выбросов парниковых газов вызывают именно энергетика и сжигание ископаемых видов топлива. И тут возникает очередной очень болезненный вопрос отказа от потребления и, как следствие, от добычи украинского угля. Вокруг него развернется целая битва, ведь добыча угля и его сжигание — это почти замкнутый цикл крупного бизнеса одного из олигархов, и отказ государства от этого рынка может ударить очень чувствительно. Вспомните не утихающие до сих пор баталии вокруг «Роттердам+». Это будет не меньшее, а даже большее противостояние. Адаптация к изменению климата также требует большого внимания, но в этой сфере есть неплохие наработки заместителя министра по защите окружающей среды и природных ресурсов Ирины Ставчук.

Вместе с тем следует отметить, что в указ президента не был включен закон о государственном экологическом контроле, и это является определенным упущением. Ведь без реформы Государственной экоинспекции и предоставления ей эффективных и действенных полномочий контроль над соблюдением природоохранного законодательства очень осложнен. Экоинспекция является важным контролирующим органом, фактически «руками» Министерства окружающей среды и природных ресурсов, и когда ТОП-загрязнители банально не допускают инспекторов и не несут ответственности, — это неадекватная ситуация, требующая законодательного урегулирования. Также замечу, что требует внимания законодательная инициатива о контроле и уменьшении промышленного загрязнения, которая также не упомянута в указе. Но у этого законопроекта немало недостатков, и над ним еще стоит поработать профильному министерству.

Итак, мы коротко проанализировали самые важные сферы и инициативы указа президента. Смело можно сказать, что это первый системный и широкий документ, призванный сосредоточить работу правительства на конкретных задачах. Президент навел фокус на вопросы, требующие неотложного решения. Саботировать не получится, ведь контроль над выполнением этого указа будет жестким. Можно утверждать, что реализация указанных мер дает нам шанс на быструю экологическую модернизацию и получение действительно важной информации о состоянии окружающей среды в стране.

Другие материалы автора читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме