Что не так с международными рейтингами качества воздуха?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Что не так с международными рейтингами качества воздуха? © Коллаж ZN.UA
На самом ли деле с качеством воздуха все так плохо, и где можно получить достоверную информацию о том, чем мы дышим в столице

Вам, несомненно, попадалась на глаза новость, что Киев входит в первую десятку городов по загрязнению воздуха. Наряду с Дели и Пекином, у которых численность населения в семь раз больше, наша столица периодически оказывается в красной зоне. Чаще всего мы узнаем об этом с международной мониторинговой онлайн-платформы IQAir, которая собирает данные из разных источников по всему миру в режиме реального времени и определяет уровень загрязнения воздуха. А для этого использует Индекс качества воздуха (AQI), разработанный Агентством по охране окружающей среды США.

Почему мы узнаем об этом из международных приложений? Потому что в Киеве, как и во всей стране, нет официальной автоматизированной системы мониторинга воздуха, которая бы транслировала данные онлайн. Укргидрометцентр делает в Киеве замеры только шесть дней в неделю, 3–4 раза в сутки. Государственные замеры выполняются еще по советской методологии и на советском оборудовании. Результаты можно получить только через сутки. Кроме того, во внимание не принимаются ряд агрессивных и распространенных веществ: твердые частички РМ 2,5 и PM 10, а также мышьяк и ртуть. Хотя европейские директивы обязывают Украину проводить соответствующие измерения.

IQAir формирует рейтинг, в котором Киев систематически в лидерах. А СМИ постоянно ссылаются в новостях именно на эту платформу, поэтому я решил разобраться, действительно ли следует доверять ее информации. IQAir — швейцарская технологическая компания, основанная в 1963 году братьями Хаммесами и специализирующаяся на разработке станций мониторинга качества воздуха и средств для его очистки.

Мониторинговая онлайн-платформа IQAir транслирует данные только из Киева и только по одному показателю — PM 2,5 (мелкодисперсная пыль). Информация поступает из Главной астрономической обсерватории НАНУ (улицы Тростянецкая, Сечевых Стрельцов, проспект Науки и Голосеевский район), а также из семи других источников. Как утверждает сооснователь платформы SaveEcoBot Ирина Черныш, показатели IQAir не до конца репрезентативны, ведь чем меньше учитывается данных, тем сложнее получить полную картину состояния воздуха. В Киеве AirVisual берет данные всего лишь с 11 станций, а для города площадью 839 км2 этого мало. Например, в Пекине — целых 1713 станций, преимущественно транслирующих информацию от официальных органов власти.

Приведенные скриншоты наглядно показывают разницу в количестве датчиков мониторинговых систем SaveEcoBot (слева) и IQAir.

Таким образом, нельзя считать данные AirVisual абсолютно объективными. А СМИ я бы призвал не ссылаться только на эту платформу, а, как минимум, делать выводы, анализируя несколько источников. Ценным источником информации о состоянии воздуха для киевлян является платформа SaveEcoBot, созданная активистами из ОО Save Dnipro. Это первый в Украине экологический бот для мониторинга информации об окружающей среде, промышленных загрязнителях, их разрешительных документах и этапах прохождения процедуры ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду). В Киеве на сегодняшний день установлены 304 станции мониторинга состояния атмосферного воздуха, 164 из которых работают и предоставляют актуальную информацию.

Следовательно, если систематически просматривать данные мониторинга, возникает логичный вопрос: действительно ли в Киеве плохое качество воздуха? Да, и на это влияет ряд факторов, о которых речь пойдет ниже. Входит ли Киев в тройку мировых лидеров по загрязнению воздуха, как иногда фиксирует AirVisual? Нет, эту информацию нельзя считать объективной.

  1. В Киеве работают 46 предприятий первой группы, разрешения на выбросы в атмосферный воздух которым выдает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Наибольшим загрязнителем является Дарницкая ТЭЦ, которая находится в центре густонаселенного района и ежесуточно генерирует около трехсот тонн вредных отходов, из которых в воздух, грунт и воду Киева попадают: алюминий, барий, берилий, мышьяк, медь, никель, ртуть, свинец, бор, кадмий, железо, цинк. Дарницкая ТЭЦ до сих пор сжигает уголь, хотя может работать на газе. Франция планирует полностью отказаться от сжигания угля к 2022 году, Британия — к 2025 году. А у нас, наоборот, даже в Киеве сжигают грязное топливо по технологиям середины ХХ века. Сжигание ископаемого твердого и жидкого топлива сопровождается выделением сернистого, углекислого и угарного газов, которые как раз и представляют наибольшую опасность для здоровья человека и окружающей среды.

Технологии сжигания угля на ТЭЦ Украины чаще всего предусматривают удаление золы и шлаков гидравлическим способом и складирование их в золоотвалах. Не исключение и золоотвал Дарницкой ТЭЦ, находящийся на улице Здолбуновской. И — нет, это не какая-то отчужденная промышленная зона. Прямо через дорогу расположены крупный продуктовый магазин и многоэтажки.

Вредные вещества, входящие в состав золошлаков, могут мигрировать с поверхности золоотвала через воздушную и водную среды и загрязнять приземный слой атмосферы, почву, подземные и поверхностные воды районов на расстоянии до нескольких километров от накопителя отходов. Шлаки и зола довольно токсичные, их токсичность состоит из токсичности полиароматических углеводородов (преимущественно бенз(а)пирена), тяжелых металлов и неопознанных органических токсикантов.

Надо было или ликвидировать отвал, или оставить вокруг него санитарную зону. Но у нас, как всегда, пошли третьим путем — убирать ничего не стали, зато построили высотки вплотную к переполненному шламовому отстойнику. В то же время в Евросоюзе из золошлаков строят дороги, чем одновременно решают проблемы их утилизации и защиты окружающей природной среды.

Жители Левого берега столицы сами могут рассказать об угрожающем соседстве с мусоросжигательным заводом «Энергия». Он функционирует с 1984 года. Чиновники говорят о выгодах от работы завода и даже демонстрируют разрешение на выбросы до 2025 года. А это целый «букет» токсинов: свыше 50 мг пыли на каждый кубометр заводского дыма, а еще углекислый газ, примеси серы, хлор, аммиак, оксиды азота, фтор, тяжелые металлы.

  1. Самыми большими загрязнителями атмосферного воздуха в Киеве остаются автомобили. Именно на выбросы автотранспорта приходится их львиная доля от общих (70–85%). При этом четверть всех автомобилей в Украине — старые модели, не соответствующие эконормам. На улицах столицы, где ежедневно наблюдается скопление машин, концентрация токсинов в воздухе превышает допустимую в три-четыре раза. Решением для этой проблемы является развитие электрического общественного транспорта и микромобильности — инфраструктуры для велосипедов, самокатов, моноколес и т.п. Микромобильность может забрать на себя до 15% всех поездок по городу.
  2. Все данные, касающиеся нашей национальной и индивидуальной безопасности, мы должны получать непосредственно от украинских органов власти, а не из непроверенных зарубежных источников. Мы должны создавать и развивать государственную систему мониторинга воздуха, о чем идет речь в указе президента №111 от 23.03.2021 года. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины и КГГА постоянно ссылаются на отсутствие денег для создания такой системы. А отсутствие объективной информации о состоянии атмосферного воздуха приводит к непониманию масштабов проблемы и неправильным управленческим решениям или бездеятельности киевской власти.

Что надо было бы сделать, чтобы уменьшить уровень загрязнения и получать реальную информацию о состоянии воздуха?

  1. Модернизировать или вынести вредные производства за пределы столицы. Это вполне возможно, если власть города поставит перед собой такую амбициозную цель. Ведь на экологические мероприятия киевский бюджет выделяет немалые средства — 5 млрд грн. Если тратить их по целевому назначению, по крайней мере коммунальные предприятия можно экологически модернизировать.
  2. Киев должен ограничивать движение неэкологичного автомобильного транспорта, переводить коммунальных перевозчиков на евростандарты и двигаться к созданию «зон без загрязнения».
  3. Создать современную систему мониторинга атмосферного воздуха, которая бы отвечала международным нормам по перечню вредных веществ и своевременному выявлению вредных концентраций. Эта система должна была бы раз и навсегда решить вопрос получения объективной информации о воздухе столицы, и тогда можно было бы отказаться от не всегда точных зарубежных мониторинговых систем.
  4. Неплохим решением было бы также легальное использование платформы SaveEcoBot. То есть введение ее в законодательное поле. Тем более есть такие прецеденты в Европе, когда общественные системы мониторинга использует государство.

Системы мониторинга состояния окружающей среды еще называют magic glasses — волшебными очками, позволяющими нам знать о том, чего нельзя увидеть. Владея этой информацией, власть сможет принимать управленческие решения, опираясь на факты, а не на предположения. Но для этого надо надеть хоть какие-то glasses и попытаться использовать brains.

Все статьи Егора Фирсова читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме