Сейчас весь мир переживает сложные времена, и Украина не исключение. На президента Зеленского, парламент и правительство легли тяжелые испытания. Не следует забывать и о внутренних проблемах: война, коррупция и разрушенные институты как наследство от предыдущих президентов и правительств.
Особенно актуальной сейчас будет проблема окружающей среды. Масштабные пожары, засуха, падение уровня грунтовых вод, пылевые бури, смог в столице - эти проблемы становятся все ощутимее для нас. Это уже не теоретические научные исследования или прогнозирование, это уже наша новая реальность. И, возможно, это только начало. Готовы ли мы? И есть ли какие-либо адекватные и эффективные решения? Точного ответа нет ни у кого, но это не повод ничего не делать. Наоборот, именно сейчас следует начинать приспосабливаться к новым условиям.
Так что приведу список топ-проблем, решение которых не просто назрело, а является абсолютно неотложным. Попробую объяснить, что это за проблемы, и почему их решение так важно для окружающей среды.
1. Реформа экологического контроля.
Сейчас законодательство об экологическом контроле неэффективно. Проблемы с допуском на предприятия, мелкие штрафы за нарушение природоохранного законодательства, отсутствие системы мониторинга - это вещи, не позволяющие государству получать полную информацию о состоянии окружающей среды, а контролирующим органам - влиять на нарушителей. За последние полгода удалось выйти на проверки топ-загрязнителей и наложить немалые штрафы (ММК им. Ильича уплатил 10 млн грн, Ладыжинская ТЭС - 4 млн, а "Укртатнафта" - 2 млн грн). Уровень взысканий в бюджет вырос на 100%, система была значительно обновлена, но все это ручной режим. Без реальной реформы откат назад будет весьма стремительным. Хочу напомнить: заработная плата инспекторов остается в пределах 6–8 тыс. грн, что не позволяет полностью нивелировать коррупцию в структуре. Штрафы за недопуск к проверке - все еще жалкие 750 грн. Решение уже есть - законопроект "О Государственном экологическом контроле" №3091, над которым мы работали совместно с профильным комитетом ВРУ, общественными организациями, предложив сотни поправок. Законопроект зарегистрирован на сайте ВР, и я надеюсь, что его примут уже этим летом.
2. Принятие закона об отходах.
Каждый может легко убедиться, что страна тонет в мусоре. Достаточно лишь внимательно смотреть в окно во время поездки куда-нибудь. В течение 2019 года ГЭИ вышла на 21 тысячу проверок по засорению земельных ресурсов. Убытки, начисленные за этот период, превысили миллиард гривен. Самые распространенные вопросы в обращениях граждан - сообщения о выявлении несанкционированных мусорных свалок. У нас до сих пор нет рынка, механизма и правил для мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятий. И как следствие - горы мусора, тысячи нелегальных свалок. Эту ситуацию надо решать, примеров, как это делать, множество, и не надо ничего выдумывать. Закон должен запустить рынок, чтобы за мусор как за ресурс начали соревноваться переработчики. Тогда он исчезнет с улиц и свалок. Это надо сделать как можно скорее.
3. Современная система мониторинга состояния окружающей среды.
Только увидев реальный уровень загрязнения воздуха на определенной территории и сравнив его с количеством легочных заболеваний, можно понять уровень промышленной нагрузки на организм человека. И, отталкиваясь от этого, можно менять экологическую политику. Ограничивать выбросы, подталкивать предприятия к модернизации или иным образом уменьшать вред, наносимый окружающей среде. Без информации делать это крайне трудно и даже невозможно. Приведу один простой, но важный пример. Почти во всем мире на крупных предприятиях установлены современные системы мониторинга. Они позволяют в режиме онлайн отслеживать количество выбросов. Какова ситуация у нас? Чтобы узнать, сколько вредных веществ образовало предприятие, нужно обратиться к органам статистики: именно туда стекается эта информация, и раз в год формируется отчет. И все бы ничего, но этот отчет формируется на основании данных, которые подают сами предприятия-загрязнители. И никто в стране не проверяет эти данные! Можно ли рассчитывать на их достоверность? Конечно, нет. Законодательная база по этому вопросу активно нарабатывается. Для примера можно привести такие законопроекты: "О государственном мониторинге окружающей среды", разработанный ОО "Экология-Право-Человек", а также недавно отозванный "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения".
4. Повышение ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде.
Недавно были повышены штрафы за сжигание сухостоя. Это правильный шаг, но наказания за другие нарушения остаются низкими и не менялись десятилетиями. Например, штраф за такие серьезные нарушения, как выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа или превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, - 85–136 грн. За отсутствие разрешения на специальное водопользование - 136 грн. Тогда как штраф за пребывание в общественном месте без маски составляет 17 тыс. грн. Работа без воздушного фильтра или сбрасывание яда в реку должны обходиться очень дорого. Так во всем мире. Так должно быть и в нашей стране и быть даже жестче, вплоть до уголовной ответственности.
5. Проведение аудита разрешений на выбросы (сбросы).
В нашей стране работает система государственного нормирования загрязнения. Условно говоря, государство проверяет каждого загрязнителя и устанавливает ему норму допустимого загрязнения. Эта норма тщательно просчитывается и не должна вредить организму человека, если расстояние от источника загрязнения довольно большое. Но, к сожалению, в нашей стране очень часто трубы заводов и окна детских садиков разделены лишь забором. И все эти тщательно просчитанные нормы, даже если бы их и соблюдали, не работают. Предприятия в погоне за прибылями находят "мотивацию" и коррумпируют разрешительные органы. И мы получаем не "нормирование", а издевательство, прежде всего над людьми, которым не повезло жить рядом с предприятием. Следует провести аудит разрешений хотя бы для топ-100 предприятий-загрязнителей, и, я уверен, там можно найти много интересного. Для примера возьмем мусоросжигательный завод "Энергия", которому норму выбросов увеличили вдвое по сравнению с предыдущим разрешением. Завод размещен рядом с жилым массивом, и жалобы на выбросы мы получаем каждую неделю. Таким образом, приведение разрешений к адекватному уровню выбросов в несколько раз уменьшит промышленную нагрузку на окружающую среду.
6. Обновление методик начисления убытков от загрязнения окружающей среды.
Именно методики являются базой для начисления миллионных убытков предприятиям-загрязнителям. Так случилось, что сейчас методика расчетов убытков от загрязнения воздуха не работает. Эта методика устанавливала единые на территории Украины правила определения размеров возмещения и взыскания убытков в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. 2 августа 2018 года Окружной административный суд г. Киева признал приказ, которым была утверждена методика, противоправным и недействующим. Для ее возобновления надо издать новый приказ и провести его регистрацию в Министерстве юстиции. Как ни странно, но этот процесс длится уже более года. И более года инспекция не может рассчитывать, налагать и взыскивать убытки за загрязнение атмосферного воздуха. Такая ситуация недопустима, ведь безнаказанность порождает пренебрежение экологическими нормами.
7. Обновление и осовременивание лабораторий.
Новейшие лаборатории - это база для защиты окружающей природной среды. На основании лабораторных данных проводятся дальнейшие расчеты убытков, и в целом устанавливается вина того или иного предприятия. Лаборатории преднамеренно разваливали и недофинансировали, ведь если нет лаборатории, то невозможно зафиксировать нарушение. Это действительно так: если есть жалоба гражданина на какое-то предприятие, но нет прибора, который бы измерил уровень загрязнения, не будет и штрафа. Я не буду раскрывать здесь все состояние ситуации, но она на грани катастрофы.
8. Проверка предприятий, имеющих дело с особенно вредными веществами.
Есть некоторые виды деятельности, которые подлежат лицензированию. В экологической сфере - это деятельность, несущая большие риски. То есть выдача лицензии - это определенная проверка и гарантия того, что такая рискованная деятельность точно в надежных руках. Простой пример: именно сейчас, во время пандемии коронавируса, образуются медицинские отходы. Это очень опасные отходы, и их нужно утилизировать. Для этого есть определенные компании и соответствующая лицензия. Как вы уже догадываетесь, у этой вроде бы простой ситуации есть некоторые нюансы. А заключаются они в том, что лицензии получили компании, которые вместо утилизации вывозят опасные отходы на мусорную свалку, либо выбрасывают в лесу, либо оставляют в поле. Потому что так дешевле, потому что так удобнее, потому что это недобросовестная конкуренция. А компании, которые реально могут утилизировать отходы по протоколу, остаются без заказов. Проигрывают тендеры тем, кто везет на свалку. Государство должно вмешаться и навести порядок в этой сфере. Сделать это очень просто - проверить всех лицензиатов и отсеять липовых.
Перечень проблем я мог бы продолжить, ведь их действительно много. Но я хотел сфокусировать внимание на основных или на требующих экстренного решения. Следует включить турборежим, определить их как приоритетные и неотложные. Многие решения уже подготовлены, нужно лишь их внедрить и контролировать. Есть и такие, над которыми еще надо поработать. Но самое главное то, что все эти проблемы требуют экстренного решения. Если же продолжать их игнорировать, мы столкнемся еще с одним очень серьезным кризисом, который, как и коронавирус, затронет каждого. Ведь кризис окружающей среды - это намного страшнее, от него вакцины не существует, и самоизоляция здесь не поможет. Об этом следует подумать уже сегодня.
Все статьи Егора Фирсова читайте здесь.