Недавний конфликт вокруг захвата офиса "Укрнафты" группой вооруженных лиц показал, что в Украине созданы весьма благоприятные условия для существования приватных мини-армий. Громадное количество представителей охранных структур уже давно бродят по стране в поисках возможностей для приложения усилий.
Требования-призывы руководства МВД и Генеральной прокуратуры по поводу разоружения охранных структур лишь усилили понимание того, что правоохранительные органы слабо контролируют ситуацию. А учитывая масштабную люстрацию-реорганизацию этих органов, можно не сомневаться, что в этом бизнесе найдут себе пристанище бойцы "беркутов", "соколов", "грифонов", "барсов", "кобр" и прочей умеющей обращаться с оружием фауны.
По оценкам экспертов, количество работников частных охранных структур вдвое превышает численность украинской армии. Сколько у них оружия и боеприпасов, точно не скажет никто. Много. И с каждым днем войны становится все больше - потоки из зоны АТО перекрыть не удается. Месячники добровольно-безнаказанного разоружения, периодически объявляемые МВД, тоже эффекта не дают: очередей на добровольную сдачу автоматов-пулеметов в райотделах не наблюдается. Проблема может перерасти в существенную угрозу национальной безопасности, причем масштаба не локального, не регионального - общегосударственного.
Внутренний рынок купли-продажи оружия и военной техники в стране возник не вчера, он существует давно. На сегодня различные фирмы и фирмочки обладают целыми арсеналами оружия и боеприпасов, десятками единиц боевой техники, и ZN.UA неоднократно об этом писало.
К сожалению, эти публикации не вызвали должной реакции со стороны правоохранительных органов. Никого во власти не обеспокоил вопрос, откуда в собственности субъектов хозяйственной деятельности появляются танки, другая бронированная техника, автоматы и пулеметы. Правоохранительные органы так и не добрались до истоков бывшего военного имущества, снятого с армейского учета и через различные схемы выведенного в гражданский сектор.
Вспомним пример выявленного и описанного ZN.UA "засупоевского арсенала", владельцем которого является ООО "НПК "Техимпекс". Так вот, упомянутое ООО теперь даже стало исполнителем государственного оборонного заказа и поставляет боевую технику для воинских формирований Украины. Уголовное производство, которое СБУ открыла по факту наличия в собственности этой компании оружия и боевой техники, ничем внятным так и не закончилось. По данным источников в СБУ, основанием для закрытия уголовного производства в отношении "Техимпекса" послужило то обстоятельство, что у компании якобы была лицензия на "разработку, изготовление, реализацию, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружений, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему". Неужели у сотрудников СБУ не хватило квалификации, чтобы понять очевидное: наличие подобной лицензии вовсе не дает право субъекту хозяйствования покупать оружие и боевую технику?! Ведь такими покупателями на внутреннем рынке могут быть исключительно воинские формирования (силовые структуры), созданные в соответствии с законодательством Украины! Именно для этого существует закон "О государственном оборонном заказе", где четко регламентирована процедура продажи вооружений субъектами хозяйствования армии и другим воинским формированиям. Выходит, что закрыв глаза на "засупоевский арсенал" и ему подобные, СБУ тем самым открыла возможность приобретения и владения боевым оружием любым хозяйствующим субъектам? Если так, то впереди нас ждут печальные времена…
Но и это еще не вся проблема. Ситуация может кардинально измениться к худшему буквально через три месяца, когда вступит в силу Закон Украины "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности", недавно подписанный президентом. Согласно новациям этого закона, теперь уже не потребуется получать лицензию на такие виды хозяйственной деятельности, как (внимание!): разработка, изготовление, реализация, модернизация, ремонт и утилизация вооружений, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему. Соответствующая норма из действующего законодательства - исключена.
Обращаю внимание: в исходном проекте закона, зарегистрированном группой народных депутатов 18 апреля 2014 года, эта норма была. Оставалась она в проекте и позже - в ноябре. В предложениях ко второму чтению также предусматривалось лицензирование создания и производства вооружений. А вот на этапе повторного второго чтения была предложена редакция, где отсутствует лицензирование упомянутого вида деятельности.
Парадоксально, что в нашей стране, беспокоящейся о государственном контроле за туризмом и качеством вина-водки, никто даже бровью не повел в момент отказа государства от своих, казалось бы, стопроцентно оправданных и необходимых прав на регулирование деятельности по созданию и производству вооружений.
При этом в законе сохранилось лицензирование производства промышленной взрывчатки. Остались в законе и лицензии на производство, ремонт огнестрельного оружия невоенного назначения, торговлю огнестрельным оружием невоенного назначения, боеприпасами к этому оружию, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду. Этот вид хозяйственной деятельности регулируется еще и утвержденным КМУ "Положением о разрешительной системе" и требует, кроме лицензии, наличия отдельного разрешения МВД. Трудно искать логику, когда ее нет.
Вполне очевидно, что с введением в действие упомянутого закона могут возникнуть проблемы и международного характера. Без прав и полномочий государства на регулирование деятельности по созданию и производству изделий военного назначения Украине, скажем мягко, будет намного труднее выполнять свои международные обязательства в сфере контроля над созданием и производством различных видов вооружений.
Напомню, что в Украине вообще отсутствует базовый закон, определяющий организационно-правовые основы осуществления деятельности, связанной с созданием и производством вооружений, военной и специальной техники, их составных частей и материалов к ним, а также с обеспечением других стадий жизненного цикла изделий военного назначения. Проект такого закона уже давно разработан Минэкономразвития, он даже обсуждался в Верховной Раде прошлых созывов, но безрезультатно. В августе 2014 года законопроект был в очередной раз вынесен на рассмотрение Кабмина, но по итогам обсуждения решением премьер-министра был отправлен на доработку. Учитывая длительность бюрократических процедур межведомственного согласования, смену министров и чистку аппаратов министерств, этот документ может быть внесен в Раду в лучшем случае лишь к концу 2015 года.
Где теперь гарантия того, что утилизацией боеприпасов не начнет заниматься ваш сосед в подвале вашего же жилого дома? Или некий доморощенный кулибин не развернет производство гранат и гранатометов прямо в своем офисе в многоэтажном здании? Если государство под несомненно правильным (для других сфер) флагом дерегуляции самоустранится от регулирования и контроля в такой чувствительной и важной сфере вооружений и военной техники, негативные последствия проявятся несомненно. Вопрос только времени и масштаба этих последствий.
В сухом остатке имеем угрозу утраты государством Украина контроля над хождением и накоплением изделий военного назначения внутри страны с предпосылками для эскалации другой угрозы - для международных систем контроля за нераспространением вооружений.
Допущенную ошибку нужно и можно исправить. Действовать нужно безотлагательно, пока принятый и подписанный президентом закон еще не вступил в силу. Очевидно, что инициировать изменения в этот закон должен президент, поскольку именно ему дано право вносить в парламент законопроекты с требованием их неотложного рассмотрения.