Понедельничное заседание так называемого малого Кабмина (хотя для ограничения присутствия ряда министров, народных депутатов и журналистов их и переименовали в "совещания у премьер-министра", но сути это не меняет) прошло по сокращенной процедуре. Его пришлось сократить, так как ключевые участники - премьер-министр Николай Азаров, первый вице-премьер Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов отбыли на специальное совещание у президента. Примечательно, что состоялось оно практически сразу после возвращения нынешнего главы украинского государства из Сочи.
По данным источников ZN.UA, в ходе этого совещания был принят ряд принципиальных решений, которые ранее сдерживали прогресс в переговорах с Международным валютным фондом, требующим в обмен на новые транши конкретных и действенных мер по ограничению дефицита украинских госфинансов и стабилизации платежного баланса. Во-первых, президент дал добро на повышение тарифов на газ для населения (правда, выборочно). Во-вторых, на пересмотр части налоговых и социальных льгот, а заодно - многомиллиардное урезание затрат на
содержание госаппарата. И, наконец, в-третьих, на умеренную либерализацию (а значит, ослабление) курса гривни
к доллару.
Многие наблюдатели предполагали, что в результате неожиданной поездки Виктора Януковича в Сочи (сразу же по возвращении из Минска и состоявшегося Высшего евразийского экономического совета) и проведенной там длительной "неформальной встречи" с российским коллегой Владимиром Путиным стороны "найдут взаимопонимание". И если Киев после этого сразу и не побежит в Таможенный союз, то движение в направлении подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом остановит. Перечень коврижек, которые в обмен на это могут быть получены от Кремля, тоже обсуждался активно: многомиллиардные кредиты на поддержание украинских бюджетных штанов перед президентскими выборами, снижение цен на газ, более выгодные (в том числе и для Януковича лично) условия газового договора и, возможно, консорциума по ГТС. Многие даже пришли к выводу, что на самом деле все последние месяцы Янукович и его окружение торговались не с Евросоюзом по поводу условий подписания Соглашения об ассоциации, а, разыгрывая европейскую карту, вели торг с Кремлем.
Однако весьма знаковыми стали практически мгновенно полетевшие вслед за отбывшим из Сочи Януковичем снова радикализировавшиеся заявления господ Медведева, Миллера и Глазьева. Это может с высокой вероятностью означать, что на этом этапе договориться не получилось. Либо пакет российских пряников оказался недостаточно внушительным, либо Путина не устроил набор предложенных украинским визави встречных обязательств.
Дело в том, что нынешние обитатели Кремля, как известно, по тем или иным причинам плохо воспринимают нынешнего главного резидента Банковой, не доверяя ему (в чем и состоит главная проблема для Януковича в переговорах). Поэтому Путин мог решить приберечь все свои пряники для другого кандидата в украинские президенты. Ведь, рассчитывая дальнейшие варианты развития событий, в Кремле не воспринимают возможное предстоящее подписание соглашения в Вильнюсе как точку невозврата Украины. Ведь даже после этого малоприятного для Москвы события существует множество вариантов дальнейшего развития ситуации.
Тем временем в поиске недостающих ресурсов на будущий предвыборный год Януковичу, судя по всему, приходится идти на непростые для него условия МВФ, о необходимости выполнения которых в очередной раз напомнили его представители на нынешней неделе. И состоят они, как и прежде, в повышении гибкости обменного курса (для выравнивания платежного баланса) и тарифов на энергоресурсы (для стабилизации ситуации в госфинансах).
По информации ZN.UA, в ходе понедельничного совещания глава украинского государства дал добро на реализацию не принимавшихся им ранее мер сразу по нескольким принципиальным пунктам. Первая и ключевая из них - вроде бы таки услышав доводы здравой логики, глава государства согласился на значительное (до 60%) повышение тарифов на газ для населения. Правда, не для всех без разбору потребителей, а для той их части, которая потребляет свыше 3,5 тыс. кубометров газа в год. Проект новой тарифной сетки уже подготовлен в Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики (НКРЭ). Внесение соответствующих изменений в старое постановление Кабинета министров планируется утвердить в ближайшую среду.
Но это - далеко не все. В правительстве разработана целая программа по стабилизации бюджета, в рамках которой предусмотрены сразу несколько составляющих. Первый пункт: жесткая ревизия налоговых льгот для бизнеса, а также закрытие офшорных лазеек для бизнеса крупного путем имплементации принятого прошлым летом закона о трансфертном ценообразовании (подробнее - в статье В.Пасочника "Популизм-2014: в поисках фискальных компенсаторов").
Второй пункт: ревизия существующих социальных льгот, которая потенциально тоже может принести десятки миллиардов гривен экономии для госбюджета, но до последнего времени откладывалась из-за очевидной угрозы для электоральных рейтингов.
В этом контексте весьма симптоматично выглядит заявление В.Януковича, датированное средой, 30 октября, о том, что только четверть социальной помощи сегодня направляется по надлежащему адресу - малообеспеченным или незащищенным категориям граждан. И хотя большинству пунктов еще предстоит быть проанализированными, а перед окончательными решениями предстоит их нелегкое рассмотрение и принятие, важен уже сам факт начала движения в этом направлении. Из уже принятых решений - готовящиеся изменения в действующее законодательство, упраздняющие тарифные льготы для членов многочисленных украинских садовых товариществ.
Однако ликвидация льгот для населения и бизнеса вряд ли может быть адекватно воспринята в обществе без, как минимум, адекватных мер по урезанию трат на содержание государственного аппарата. Похоже, Янукович и Ко это осознают, так как в перечне запланированных мер стабилизации госфинансов - урезание расходов на содержание госаппарата почти на 19 млрд грн, что будет означать очень жесткую экономию практически для всех ведомств и по всей вертикали.
Что же касается требования МВФ об обеспечении большей курсовой гибкости, то и здесь ранее незыблемая позиция первых лиц государства готова к корректировке. По информации ZN.UA, Янукович дал добро на тоже давно ожидаемое "прогрессивной экономической общественностью" расширение коридора колебаний курса гривни к доллару - при этом верхняя его граница определена на уровне 8,5 грн за доллар.
Факт разработки вышеупомянутой программы подтвердил и МВФ, выпустивший 31 октября по итогам работы своей последней миссии в Киеве специальный пресс-релиз. В нем в числе прочего сообщается, что правительство Украины разрабатывает "пакет предложений по экономической политике, направленный на корректировку внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста".
Согласно опубликованному заявлению, "экономика Украины демонстрирует признаки улучшения, однако остаются существенные вызовы". В их перечне: "ограниченная гибкость обменного курса, большой дефицит бюджета и значительные квазифискальные потери в энергетическом секторе", обуславливающие "существенный дефицит счета текущих операций и постоянную потерю валютных резервов". В фонде считают, что "жесткая монетарная политика и административные меры в поддержку обменного курса, вероятно, будут и в дальнейшем сдерживать инвестиции и тормозить экономический рост". Отдельно отмечается "потребность в существенном внешнем финансировании", являющаяся "одним из наиболее слабых звеньев экономики Украины".
По мнению миссии МВФ, чтобы ликвидировать слабые звенья и восстановить экономический рост, необходим комплекс всеобъемлющих и заслуживающих доверия реформ. В этот комплекс "рекомендуется" включить "меры по обеспечению роста гибкости обменного курса, дополненные политикой по укреплению финансового сектора, амбициозные усилия по консолидации фискальной ситуации, повышение внутренних тарифов на энергоресурсы, а также реализацию комплексных структурных реформ, направленных на улучшение бизнес-климата и поддержку экономического роста".
При этом в документе отдельно отмечается, что "миссия подчеркивает необходимость обеспечения существенного прогресса по всем указанным направлениям экономической политики".
Удастся ли официальному Киеву обеспечить необходимый "существенный прогресс во всех направлениях" - конечно, все еще вопрос. Однако в случае реализации вышеперечисленных намерений украинских властей действительно создается отличная база для нахождения компромисса в до неприличия затянувшихся переговорах сторон о возобновлении программы финансирования. Тем более, что в релизе МВФ заявлено и о намерении "продолжить консультации, направленные на разработку достаточно амбициозного пакета мер, призванного справиться со всеми вызовами, которые стоят перед Украиной".
Кроме того, как сообщило в четверг, 31 октября, информационное агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленные европейские источники, Евросоюз со своей стороны также ведет "развернутые дискуссии" с МВФ с целью "найти возможность подписать новое соглашение stand-by о предоставлении Украине финансирования в скором будущем". Делается это на случай, если экономическое давление со стороны России усилится. Как отмечает агентство, возникшее на почве сближения между Украиной и Евросоюзом противостояние превращается в "один из самых чувствительных геополитических моментов между Востоком и Западом со времен холодной войны".
Названные аспекты несколько повышают шансы на подписание соглашения не только с МВФ, но и в Вильнюсе. А заодно (в преддверии самого неподходящего для этого года в Украине) и на реализацию ряда непопулярных и сложных, но необходимых для оздоровления отечественных госфинансов и всей экономики реформ. Всей стране придется заплатить, в том числе и для того, чтобы Украина удержалась в статусе государства. Вот только, вынуждая граждан, бизнес и даже главную собственную опору - чиновничий аппарат, затягивать пояса, осознают ли первые лица, что все эти меры имеют шанс оказаться успешными только при условии получения доверия в обществе? Но для этого придется, причем не понарошку, начинать с себя. Ведь если МВФ не видит таких проблем, как конвертационные площадки, пожирающие не только НДС, но и налог на прибыль, но приносящие своему централизованному боссу до
2 млрд грн в месяц; налоговые ямы; контрабандно-топливные схемы ухода от уплаты НДС и акцизов; олигархические игрища с надуванием уставных фондов фальшивыми акциями; система вымывания денег из государственных фондов и т.д., то мы же все это видим. А то с реформами может получиться так, что вагончик тронется, а "шлепер" в нем останется…