Попытка системного подхода

Поделиться
На первый взгляд может показаться, что правительство Юлии Тимошенко занимается только проблемой выплат вкладчикам Сбербанка бывшего СССР...

На первый взгляд может показаться, что правительство Юлии Тимошенко занимается только проблемой выплат вкладчикам Сбербанка бывшего СССР. И лишь иногда отвлекается на кадровые вопросы и еще реже - на другие проблемы, включая нефтегазовую отрасль. На самом деле это далеко не так.

Вполне объяснимо, что новое руководство топливно-энергетического комплекса Украины в целом и НАК «Нафтогаз України» в частности хочет знать, что ему досталось или, вернее, осталось от предшественников. В этой связи вполне понятно создание 9 января Межведомственной комиссии по проверке деятельности НАК «Нафтогаз України», которую возглавил первый-вице-премьер Александр Турчинов.

Однако никто не станет ждать, пока мы разберемся со своими «погремушками». Не стали ждать решения межведомственной комиссии ни в «УкрГаз-Энерго», ни в «РосУкрЭнерго», ни в «Газпроме», ни в правительстве Украины. Каждый - по своей причине. Как это все выглядело на прошедшей неделе - попытаемся вкратце описать.

«Нафтогаз»: предварительные результаты проверки

Еще не совсем отстоялись порядком замутненные нефтегазовые воды, как уже стали понятны очертания рифов. Рифов, которые непосредственно угрожают как «Нафтогазу», так и энергетической безопасности страны в целом. Межведомственная комиссия по проверке деятельности НАК «Нафтогаз України», возглавляемая Александром Турчиновым, только приступила к комплексной проверке НАКа, которая продлится месяца два. Такая глубинная ревизия необходима, чтобы выявить и проанализировать системные проблемы «Нафтогазу». А «для тонуса» г-н Турчинов уже получил информацию от нынешнего главы ГлавКРУ Николая Сивульского - о результатах предыдущих проверок «Нафтогазу». А уже эта информация никого не оставит равнодушным.

В первых же строках послания А.Турчинову сказано: «Результаты проверок, как и предыдущие контрольные меры, засвидетельствовали углубление экономического кризиса в системе нефтегазового комплекса, непредотвращение которого в ближайшее время угрожает безопасности государства».

Н.Сивульский отмечает, что хотя НАК «Нафтогаз України» и создавалась согласно указу президента (Л.Кучмы) от 25 февраля 1998 года и последующего постановления Кабмина от 25 мая того же года, на сегодняшний день компания «приобрела специфический статус». (Хотя, возможно, для этого ее и задумывали?) Уже одного того, что «Нафтогаз» «является собственником имущества на правах полного владения всем имуществом, переданного ему Кабмином в собственность» достаточно, чтобы говорить о нарушениях и Конституции Украины (ст. 116, пункт 5) и Хозяйственного кодекса Украины (ст. 141, часть 2).

После вышесказанного все остальное - есть запрограммированное следствие. Потому что создали «Нафтогаз» как государство в государстве. И на кого теперь пенять?.. Можно привести массу уже доказанных нарушений в деятельности «Нафтогазу», назвать многомиллионные, скажем так, не совсем законные трансакции. Да и кредитная политика менеджмента компании, о чем неоднократно писало «ЗН», оставляет желать лучшего. Как отмечает Н.Си­вульский, «привлечение в период второго полугодия 2006 года и девяти месяцев 2007 года 11,4 млрд. грн. средств не только не дало ожидаемого экономического эффекта, но и обусловило критическое финансово-экономическое положение компании. Только за период с июля 2006 года по сентябрь 2007-го за пользование кредитными ресурсами уплачено 1,2 млрд. грн. Как следствие, объемы кредиторской задолженности… по состоянию на 1 сентября 2007 года превысили существующую дебиторскую задолженность на
7,9 млрд. грн.».

Руководитель ГлавКРУ отмечает, что вместо существенной прибыли «Нафтогаз» получает убытки: «Основной причиной потери доходов компании является реализация товаров и услуг по ценам ниже себестоимости, вследствие чего НАК «Нафтогаз України» потеряно 1,7 млрд. грн.». Кроме того, « в течение 2006-2007 годов реализация импортного газа, полученного от ЗАО «УкрГаз-Энерго», проводилась… по ценам ниже закупочных, что привело к потерям в сумме 1,5 млрд. грн.». Н.Сивульский также отмечает, что, «пользуясь «вседозволенностью», НАК и ее дочерние компании направляли финансовые потоки «на сомнительные операции, каковых выявлено на сумму как минимум
500 млн. грн. В частности, в
2005-м - первом полугодии 2006 года компанией будто бы получены на 32,8 млн. грн. юридические услуги от ООО «Юридическая фирма «Ап­рио­ри», которая является банкротом…». О сомнительности проведенных ГП «Укрнафто­газ­комплект» операций на сумму 321 млн. грн. свидетельствует отсутствие не только положенной документации, но даже контрагентов по указанным юридическим и физическим адресам.

И это малая толика «грешков», которые уже выявили ревизоры.

Остается слабая надежда, что межведомственная комиссия не ограничится констатацией и так известных фактов и требованием расстрела через повешенье их творцов, а хотя бы попытается что-то и системно изменить.

О системности подхода говорил с членами созданной межведомственной комиссии по НАКу и президент В.Ющенко. С некоторыми - по отдельности. Хотя далеко не все кандидатуры в составе комиссии президента устроили. Тем не менее президент ориентировал всех на разбор полетов именно за 2007 год.

Уверены, если в Украине кто-то возьмет на себя ответственность все же разобраться с собственностью НАК «Нафтогаз України», многие проблемы можно будет решить автоматически. Это касается отношений НАКа с облгазами и дочерними предприятиями, а также акций, например, в ОАО «Укрнафта» и ЗАО «Укртатнафта» и т.д. Тогда и с «Газпромом» будет проще говорить. А то пока приходится ограничиваться «ознакомительными визитами».

Визит в «Газпром»

Первый официальный визит нового главы «Нафтогазу України» Олега Дубины в «Газпром» в общем-то можно назвать ознакомительным в том плане, что Олег Викторович объяснил российским коллегам позицию Украины в отношении желания изменить уже во втором полугодии ставку транзита на российский газ. А также упомянул о желании «Нафтогазу» перейти на прямую работу с «Газпромом». О возможном увеличении ставки транзита до 9,32 долл. за 1000 кубометров газа по 100 км газопровода речь тоже шла. Но это не самая главная проблема в поиске взаимовыгодных отношений между «Нафтогазом» и «Газпро­мом».

Как сообщили источники «ЗН», принципиально важно то, что в «Газпроме» сразу не отвергли стремление «Нафтогазу» к прямому сотрудничеству – без посредников. В перспективе это устроит и российскую сторону. Но сначала предстоит кропотливая работа по выработке системных правил игры.

Хотя, конечно, «Газпром» не забыл и о своих уже хорошо известных аргументах. Мол, повысите ставку на транзит российского газа, мы в ответ повысим цену на транзит азиатского газа и цену на свой газ, поставляемый в Украину. Собственно, россияне уже продемонстрировали серьезность своих намерений, когда в начале января поставили в Украину свой газ по цене свыше 300 долл. за 1000 кубометров. По крайней мере, об этом говорят представители «РосУкрЭнерго».

К слову сказать, «РосУкрЭнерго» (читай - «Газпром») ведет одновременное наступление по всем фронтам. До того, как стало известно о вдруг накопившемся долге Украины, исполнительный директор компании «РосУкрЭнерго» Константин Чуйченко заявил Агентству газовой информации, что «в январе текущего года произошло снижение объемов поставки природного газа из Цент­ральной и Средней Азии в связи с аномально холодной погодой. Снижение поставок относительно плановых объемов составляет около 40 млн. кубометров в сутки».

Туркменистан эту «пилюлю» проглотить не захотел и в четверг заявил следующее: «Такого рода заявления не имеют никакого отношения к поставкам газа из Туркменистана в Российскую Федерацию. Туркменистан полностью выполняет свои обязательства и в строгом соответствии с условиями, предусмотренными контрактом, осуществляет поставки туркменского природного газа в Россию».

Нам трудно понять, почему В.Ющенко упорно верит в то, что в Украину поступает туркменский и другой центральноазиатский газ. «Газпрому» всегда было выгодно пугать Украину тем, что в случае, если она повысит ставку транзита на российский экспортный газ по своей территории, «Газпром» в ответ повысит ставку транзита азиатского газа в Украину. Но ведь нет в Украине азиатского газа! Даже когда были прямые контракты с Туркменистаном, газ поставлялся по так называемой схеме замещения. Ну зачем же зря прогонять газ на тысячи километров? Украина покупает газ на российско-украинской границе, а значит, шантаж об адекватном повышении транзитного тарифа - сказки в лучшем случае.

Правда, чтобы эти сказки развеять, украинские власти должны на весь мир заявить, что готовы покупать газ напрямую у «Газпрома» и других поставщиков по «мировой» цене. То есть стоить для Украины тот же российский газ должен столько, как и для Европы, но за вычетом расходов на транспортировку. Если, к примеру, в Европе российский газ стоит 350 долл., то, отняв затраты на транзит, на российско-украинской границе получим около 250 долл. И тогда можно спокойно говорить о ставке транзита для россиян в 9,32 долл.

Но чтобы такое заявлять, должна быть высшая политическая воля. Пока же украинской делегации в «Газпроме» дали понять, что существуют некие высшие договоренности на уровне президентов, и что все стратегические газовые вопросы ону будут курировать лично и исходя из этих самых договоренностей.

Снова долг? И опять «РосУкрЭнерго»?

По странному стечению обстоятельств, буквально накануне визита украинской делегации во главе с председателем правления НАК «Нафтогаз України» Олегом Дубиной в «Газпром» практически монопольный оператор газа в Украине - компания «УкрГаз-Энерго» обещает… погасить задолженность перед «РосУкрЭнерго» в ближайшее время.

Исполнительный директор «РосУкрЭнерго» Константин Чуйченко в среду заявил, что просроченная задолженность «УкрГаз-Энерго» перед трейдером в настоящее время составляет 830 млн. долл., а это, в свою очередь, приводит к формированию задолженности «РосУкрЭнерго» перед «Газпромом».

«Погашение задолженности будет произведено в максимально короткие сроки за счет поступлений от продажи отбираемого из ПХГ газа на условиях 100%-й предоплаты, а также привлекаемых кредитных средств», - уточняет пресс-секретарь «УкрГаз-Энерго».

По версии «УкрГаз-Энерго», возникновение такой задолженности обусловлено дополнительной закупкой значительных объемов газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины у компании «РосУкрЭнерго».

«УкрГаз-Энерго» также напоминает своим контрагентам о необходимости обеспечения надлежащих расчетов за потребляемый природный газ. «Особую обеспокоенность у «УкрГаз-Энерго» вызывает то, что предприятия НАК «Нафтогаз Украины», начиная с третьей декады декабря 2007 года, полностью прекратили оплату за поставленный газ», -отмечает представитель поставщика топлива.

Как вы знаете, «РосУкрЭнерго» является единственным поставщиком природного газа в Украину с января 2006 года, а его единственным импортером в страну - «УкрГаз-Энерго», совместное предприятие НАК «Нафтогаз України» и RosUkrEnergo.

«УкрГаз-Энерго» часть приобретенного газа поставляет конечным потребителям, преимущественно промышленным предприятиям, часть реализует «Нафтогазу України» для дальнейшего обеспечения газом теплоснабжающих предприятий и бюджетных учреждений.

Напомним, что согласно заявлениям «УкрГаз-Энерго», эта компания планировала в 2007 году импортировать в Украину более 53 млрд. кубометров природного газа. Прогнозный баланс поступления и распределения природного газа по Украине на 2008 год предусматривает импорт трейдером в текущем году 55 млрд. кубометров газа.

Это все были заявления. Официальные. Теперь предлагаем задуматься над тем, откуда же мог возникнуть долг почти в 800 млн. долл. у ЗАО «УкрГаз-Энерго» перед «РосУкрЭнерго» буквально с конца декабря 2007-го? Тем более что прежнее руководство украинским ТЭК в целом и «Нафтогазом» в частности заявляет, что оставили компанию с прибылью. Хотя уместен вопрос - «с чьей?»...

Еще 16 октября 2006 года господин Бойко (экс-глава НАК «Нафтогаз» и экс-глава Минтоп­энерго Украины) распорядился, чтобы газ для нормативных потребностей (так называемый технический газ, сжигаемый для прокачки российского газа по украинской трубе в Европу) «Укртрансгаз» закупал напрямую у «УкрГаз-Энерго».

Схема проста. «Укртрансгаз» - дочернее газотранспортное предприятие НАК «Нафтогаз», и именно оно использует технический газ. Оно же обеспечивает транзит российского газа в Европу. Но (внимание!) деньги за свои услуги (а это около 250 млн. долл. в месяц) получает не «Укртрансгаз» напрямую - деньги от «Газпрома» получает НАК «Нафтогаз України». По логике, НАК должна возвращать своему дочернему газотранспортному предприятию заработанные им же деньги (и на зарплату, и для поддержания газотранспортной системы, и на закупку того самого технического газа - 6-7 млрд. кубометров в год). Но «Нафтогаз» перечисляет «Укртрансгазу» всего ничего. А технический газ нужен. И, как велел некогда Юрий Бойко, так до сих пор этот газ «закупают» у компании «УкрГаз-Энерго».

А точнее, берут в долг. Так вот, если прикинуть, сколько стоит
6 млрд. кубометров газа (необходимого «Укртрансгазу»), то приблизительно около 800 млн. долл. долга за год и набирается. Если даже считать, что этот газ для компании «УкрГаз-Энерго» обходится по минимуму - 130 долл. за 1000 кубометров, а далеко не по 314,7 долл., как уверяет все тот же г-н Чуйченко.

Вот и получается, что «Укртрансгаз» не заплатил компании «УкрГаз-Энерго» (так как нечем платить, ибо, как сказано выше, НАК не перечисляет необходимые средства); «УкрГаз-Энерго» в свою очередь (по крайней мере, в этом нас уверяют) своевременно не заплатило газопоставщику - «РосУкрЭнерго», а в итоге - за Украиной уже сформировали долг.

Это наша версия. Мы не претендуем на ее безукоризненность. Но информация к размышлению в ней есть.

К тому же слишком часто в последнее время данные о поставках газа компании «УкрГаз-Энерго» и «Укртрансгаза», который этот газ транспортирует, расходятся. Вот сейчас Нацкомиссия регулирования электроэнергетики и задалась вопросом: а почему, собственно? Интересно, кто в «УкрГаз-Энерго» будет на этот вопрос отвечать?

Здесь самое время вспомнить, что глава «УкрГаз-Энерго» и по совместительству (до недавних пор) - заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз України» Игорь Воронин от прежнего руководства получил индульгенцию - отпуск на пять месяцев. Формально в этот период его нельзя уволить. Это покруче любой «дипломатической болезни». Неформально, конечно, в судебном порядке отпуск на 150 дней можно аннулировать. Но сейчас речь не об этом. А о том, что г-н Воронин энд компани отвели правительству Юлии Тимошенко именно пять месяцев (плюс-минус 30-40 дней). И если к окончанию апреля - началу мая правительство Ю.Тимошенко не согласует с заинтересованными лицами в Украине не просто программу системных изменений в нефтегазовом комплексе, но и не успеет на практике перейти к ее выполнению, то «РосУкрЭнерго» (читай - «Газпром») еще жестче станет диктовать Украине свои условия. И не только в нефтегазовой сфере.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме