Остров невезения

Поделиться
Ключевых, жизненно важных для острова Змеиный направлений всего четыре: энергообеспечение, обеспечение питьевой водой, транспортное сообщение и берегоукрепление...

Он в Украине есть. Причем не покрытый зеленью абсолютно весь. Ис­ключение — три алычи-эн­демика, ветвившиеся с незапамятных времен в тесном дворике монастыря рядом с резервуаром для воды. Поскольку пчел на острове не водится, мичман Попов, пом­ню, с помощью акварельной кис­точки кропотливо опылял цветочки. Настойчивые попытки озеленения каменистой тверди Змеиного неприхотливыми видами в последние лет восемь предпринимались, но имели весьма скромный успех. В некоторых десантах участвовали зеленые, везли с большой земли саженцы акации, крымской сосны, землю в бумажных мешках, лопаты, кирки, чтоб долбить лунки. Потом зеленые десанты уезжали с волдырями на ладонях, а ветры штормовой силы трепали почем зря прутики-саженцы, и руки опускались.

Освоение острова после «дембеля» в гражданском качестве дается с невероятным трудом, и причиной тому отнюдь не только географическая удаленность от большой земли. Да и не настолько он удален, если разобраться, 38 километров — не расстояние. Кергелен куда дальше от Парижа, а обжит основательнее.

Озеленение острова, где, кстати, никогда ветер-трамотан не шуршал в кронах, — в списке мероприятий, обозначенных на состоявшемся еще в марте в Одесской гособладминистрации совещании. Разумеется, это не первоочередное мероприятие. Ключевых, жизненно важных для острова направлений всего четыре: энергообеспечение, обеспечение питьевой водой, транспортное сообщение и берегоукрепление. Вроде бы и немного в масштабах немаленькой страны, если поднапрячься в целях собственной безопасности, но ни одна из этих позиций до конца не выполнена. О Змеином больше говорят, чем делается на самом деле, причем если декларируют и контролируют на государственном уровне, то исполняют зачастую на уровне региональном, в рамках скромных местных возможностей.

Планомерное затратное укрепление береговой полосы — мера первоочередная: существует реальная опасность раскола острова на две неравные части, и тогда мы получим две соседствующие, как Тринидад и Тобаго, проблемные территории, причем одна из них действительно будет похожа на скалу, и территориальный спор решится не в нашу пользу. Дело в том, что в теле перешейка острова, возникшего при поднятии тектонических пород, имеются вкрапления глины, которые из года в год размываются, и соответственно полезная площадь островной суши сокращается. До недавнего времени считалось, что площадь острова 19 гектаров, но оказалось, что в хозяйствовании осталось только 16. В связи с парниковым эффектом и поднятием уровня мирового океана тенденция к располовиниванию, надо полагать, сохранится.

В прошлом году на берегоукрепление железобетонными массивами потрачено 11,6 миллиона бюджетных гривен. Фрагменты-надолбы были установлены с помощью плавкрана у перешейка со стороны причала и Дамского пляжа. Все на свежей зыби, в условиях равномерного волнения, а разгон волны в открытом море соответствующий, моряки знают, и погода меняется несколько раз за световой день. Удалось также создать склады возле уреза воды, так что в этом году легче будет расставлять фрагменты на штатные места. В 2007 году предусмот­рено освоить еще 6,6 млн. грн. Окон­чание работ, которые согласно утвержденному проекту стоят 76 млн. грн., обещают к 2011 году.

Развитие инфраструктуры (выращивание бесхребетных, яхтинг, дайвинг с акцентом на подводную археологию), о котором взахлеб с опережением событий говорится, невозможно без энергетической базы с запасом мощностей. Вот уже два года на вахтовой и постоянной основе на Змеином обитают 38 человек (в летний период до 50), но жизнь островитян по-прежнему целиком зависит от исправности дизельгенераторов пограничной службы и маячного хозяйства. Существуют два варианта ТЭО энергетического обеспечения. Один из них разработан для выполнения договора между коммунальным предприятием «Островное» и германской фирмой «План Эко», второй предложен государственным исполнителем. Проекты застряли на пресловутом этапе согласований и пересогласований в профильных министерствах. Профильных чиновников смущают «питання можливої загибелi птахiв у весняно-осiннiй перiод пiд час сезонних мiграцiй». Автор свидетель того, как в конце апреля на палубу парохода в Черном море садились передохнуть сотнями разнокалиберные пернатые. Их не пугало ни пыхканье дымовой трубы, ни натужный гул дизелей «Бурмистер и Вайн», ни какофония музыки из баров, ни вибрация, наконец. Работающая еще с большими шумами буровая платформа на месторождении «Одесское», что в 40 километрах от острова, побелена пометом птиц, в том числе и перелетных. Почему же они побоятся гадить на экологически тихий движок немецкой компании? Поскольку горбик в волнах территория нашенская, все присущие обществу национальные особенности фокусируются здесь. Правда, последствия болезненнее.

Губернатор Иван Плачков предложил на совещании уже апробированную схему, по которой правительство в связи со стратегической значимостью объекта, назначает надбавку к тарифам «Облэнерго», и эта организация в свою очередь на заработанные от коммунальных платежей деньги приобретает для острова движки Днепропетровского завода.

Надежды на ветряк не оправдались, решено перенести его на небольшой брекватер, который пока в проекте. Зарубежный инвестор обещает бескрановый монтаж, такой опыт он приобрел при строительстве ветряка в Альпах.

Водоснабжение острова, увы, так и не стало независимым. Из пробуренных еще лет пять назад экспедицией института «Днепро­геофизика» четырех скважин только одна оснащена установкой очистки воды до уровня питьевой. Дебет этой скважины
3 куб. м. в час. Вода из скважины используется для технических нужд, а питьевая доставляется «водолеем» с берега, как и прежде, и закачивается в резерву­ары. Еще при военном назначении острова подземные емкости в островном монастыре текли, часть воды пропадала, возможно, размывая при этом глинистые вкрапления на перешейке.

Как, кстати, пропадает от 25 до 40% жэковской воды из фланцев и свищей, не попадая к одесскому потребителю. Хочется верить, что сейчас на острове с утечками справились.

Выполнение всех перечисленных проектов напрямую зависит от надежного, достаточного и регулярного транспортного сообщения, которое может осуществляться самым дорогим видом транспорта — вертолетным и самым дешевым — водным. Вертолетных площадок на острове две с половиной, третья не оборудована. Красавец же причал, способный принимать морские суда с осадкой до 8 метров, убедительно шагнул в море, и сам факт завершения строительства его со сдачей «под ключ», пожалуй, самое впечатляющее достижение новейшей истории не только в островных масштабах, а и государственных. Правда, до сих пор неясно, какому ведомству этот заветный ключ всучить.

Беда в том, что на его содержание и неизбежную амортизацию (волны все-таки безжалостно подмывают «подушку») ежегодно требуется вкладывать по 700 тыс. грн. Для коммунального предприятия «Островное» эта сумма неподъемная. Передать из аренды в субаренду? Но причал необходимо сертифицировать по международным стандартам, нанести на карты и лоции как портопункт, и по логике вещей этим должен заниматься Минтранс­связи. Кроме того, портопункт, естественно, должен находиться в хозяйстве какого-то близлежащего порта, скажем, «лежачего» Усть-Дунайского, который грозились вообще законсервировать, или Измаильского. Порты, естественно, не горят желанием получать такой отдаленный объект-довесок: пока к нему доберешься, тонны мазута сожжешь, и чехарда продолжается.

В этом году «Черноморнефтегаз» в рамках освоения близлежащего месторождения «Одес­ское» планировал прокладку по дну трубопровода для перекачки добытого газоконденсата к существующему трубопроводу на платформе «Голицынская», и возможно, тогда бы причал понадобился для отстоя судов специализированного флота, но пока, увы, у газовиков случилась отсрочка.

С причалом рано или поздно, думается, определятся, но не решен вопрос с транспортными средствами. Передвигаться на «Косатке», отставном транспорт­ном рефрижераторе 76-го года постройки, долго и опасно. Пустяковое расстояние в 38 километров она осиливает за 4 часа. «Косатка» медлительна даже в хорошую погоду, а уже когда свежо, вообще скучает, это ей противопоказано. А для состоятельного туриста-дайвера время — деньги, тем более уже оплаченное время, он транжирить его на утомительный, однообразный переход не расположен. Кроме того, «Косатка» вообще не пассажирское судно, по паспортным возможностям оно может взять помимо груза восемь человек.

— Для исполнения решения Верховной Рады об учреждении на острове Змеиный населенного пункта Белое, — докладывает директор КП «Островное» Виктор Острогляд, — проведены юридические консультации.

И что же дальше? Согласно статье 8 Конституции Украины облсовет должен принять решение о границах села Белое. Мало того, что не определена граница экономвод, еще и не определились с границами на пятачке площадью всего в 17 гектаров.

Если застолбят, наконец, околицу, то можно будет проводить выборы. Или не проводить. «Наиболее целесообразным пока видится отказаться вообще от новых выборов и переподчинить новообразованную административно-территориальную единицу (село Белое) Вилковскому местному совету, — пишут с острова в обладминистрацию. — Это позволит обойти правовые коллизии и не тратить деньги из государственного бюджета».

Постановлением Кабмина Украины от 27 декабря 2006 года №1807 принята «Программа дальнейшего развития инфраструктуры и проведения хозяйственной деятельности на острове и континентальном шельфе». Как выполняется государственная программа?

Для строительства очистных сооружений из областного фонда охраны окружающей среды выделено и освоено 1 млн. грн. Для завершения работ в 2007-м планируют выделить 1,315 тыс. грн., в том числе 650 тыс. грн. из государственного фонда охраны окружающей среды.

Если вопрос с канализацией в рабочей стадии, то проблема утилизации твердых бытовых отходов в стадии раздумий и выбора вариантов. Хозяйственно-коммерческая деятельность, которая обещает создание пяти рабочих мест, нацелена на выращивание бесхребетных (устрица, мидия).

— Живой молоди устриц у нас нет, — сообщил В.Острогляд, — везут из Англии. Молодь уже помещена в морскую среду.

На двух армейских койках, чтобы не сожрал рапан. Островитян одолевают сомнения, не подействует ли на рост молоди поток пресной воды из распломбированного Быстрого. А почему не обращают внимания, как дейст­вует поток пресной воды из Су­лины, которая так же далеко? Восемь лет назад в южной части ост­рова затонул плавкран «Блей­хер», в понтоне которого 20 тонн мазута, но на благополучие устриц может повлиять именно мифический поток пресной воды из Быстрого. Который, конечно же, рассеется и просто не достигнет устричных садков. Островное население, как и на материке, поляризовано по любому поводу. И без повода. А путь с материка к Змеиному через ГСХ, государственный судовой ход, Быстрое, который на днях, обещают, нач­нет работать, между прочим, сократится вдвое! В марте—апреле косяки сельди прут на нерест мимо острова именно к Быстрому. В 2003-м, когда еще не было сквозного транспортного движения через Быстрое, вылов сельди составил 143 тонны; в 2004 году, когда канал появился, — 194 тонны; в 2005-м, когда канал функционировал вовсю, — 352 тонны; в 2006-м, когда канал стал заиливаться, — 208 тонн. Увеличение проточности явилось положительным фактором для нерестового хода сельди.

Пока везут деликатесных устриц с Британских островов, на острове Змеиный ударно столбятся вышки сотовой связи.

— Кто позволил без отвода земли? — спросил губернатор Иван Плачков. — Мне нужна звенящая ясность!

Островное начальство робко объяснило, что прежний премьер-министр, при залете на остров велел столбить вышку для именитой компании. Под каждую вышку, между прочим, отводится площадка размером 60 на 60 метров. Для растяжек и обслуживания. А сотовых компаний у нас в государстве вы знаете, сколько развелось. Если каждая начнет свою антенну городить, то остров станет похож на ежика. Герой одного произведения Джеймса Олдриджа, британский разведчик встречается на советском острове Змеиный с русской шпионкой. Среди сотовых вышек их роман просто бы не развился, негде было бы уединиться. Почему бы богатой телефонной компании не отсыпать грунт в прибрежной зоне? Чтоб шпунт бить, бетон высоких марок месить, как полагается по гидротехническим нормам. Тогда бы и площадки себе делали идеальной горизонтальности, и островная территория наращивалась, бы как практикуется в Сингапуре.

Нет звенящей ясности и по поводу названия не учрежденной еще свободной экономической зоны. Первичное «Ольвия» отвергнуто, поскольку «не отражает интересы и специфику региона», а «Ахилл» пока на голосовании. Вариантов много, остров в раз­ные эпохи назывался Фидо­ниси, Илан, Ада, Шерпилор. Разгон для фантазии есть, и потому согласования с таможенниками и налоговиками могут затянуться.

Губернатор Иван Плачков грозился отключить «питание на незаконно установленные выш­ки», а также инициировать по вопросу острова Змеиный заседание Совета безопасности. Когда оно состоится и состоится ли вообще, пока не сообщали. Известно только, что слушание по вопросу принадлежности острова в международном суде назначено на 25 июля этого года. По иску государства Румыния. Кстати, Шерпилором остров обозначался при румынском хозяйствовании.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме