Первое ощущение: все это уже было. Оппозиционная акция, устроители которой призывают украинцев подняться над собой. Истеричное заявление, в котором адепты режима отождествляют своих противников с фашистами. Глава государства, рейтинг недоверия к которому существенно превышает рейтинг доверия и продолжает уверенно расти. "Двухпалатный" парламент, в котором оппозиционной "палате" достается сессионный зал, а провластной - рыхлое большинство. Власть так же пугает и покупает. Вожди "фронды" так же клянутся в дружбе и так же боятся поворачиваться друг к другу спиной. Страна все так же то ли не хочет в Россию, то ли не может в Европу. Население все так же больше сочувствует, чем соучаствует.
Многое из того, что происходило на заре "нулевых" с почти фотографической точностью воспроизводится в начале "десятых". Но есть и отличия.
Янукович - не Кучма. И дело не только в том, что у Леонида Даниловича были внутренние ограничители, которые у Виктора Федоровича, судя по всему, отсутствуют. Нынешний гарант вступает в схватку за сохранение власти в принципиально иной ситуации.
Кучме было посложнее. Подозрения в причастности к громкому убийству журналиста Георгия Гонгадзе произвели шоковое впечатление на общественность. (Общество от шока благополучно оправилось. Настолько благополучно, что его с тех пор трудно чем-нибудь изумить). Последовавший за тем "кольчужный скандал" окончательно настроил против тогдашнего президента Запад, а кроме того всерьез отпугнул элиты. Держателям крупных капиталов окончательно стало понятно, что действующий самодержец превращается в электорального аутсайдера и геополитического изгоя. Ставить на такого было если не совершенным безумием, то уж точно серьезным риском. "Инвесторы" обратили свой взор на иную сторону баррикад, куда уже выталкивали Ющенко. Население еще верило, что оппозиция в состоянии представить новое качество власти. Пять "оранжевых" лет были еще впереди. Несмотря на позволение Конституционного суда баллотироваться на "третий срок", Кучма был вынужден думать не о пролонгации собственного правления, а о выборе надежного преемника. О сохранении не власти, а капиталов и свободы.
У Януковича же есть "базовый регион". Где относительное большинство проголосует за него при любых раскладах, потому что он "свой". Проголосует, невзирая на закрытые школы и больницы, обваленные шахты, сгоревшие ТЭС, "убитые" дороги, загаженные реки, отравленный воздух. Если противник Виктора Федоровича будет маркирован как ярко выраженный "чужой", большинство из относительного превратится в абсолютное. Родная Днепропетровщина не была столь предана Леониду Даниловичу.
Да, в начале 2000-х, Россия еще не была столь настойчивой. Но и Запад, не обремененный кризисными явлениями и протестными настроениями, чувствовал себя поувереннее.
В нынешних экономических обстоятельствах Украина представляет реальный интерес для различных центров геополитического влияния. Как сырьевой, и прежде всего, земельный ресурс. Как средоточение (все еще) достаточно квалифицированной и (по-прежнему) достаточно дешевой рабочей силы. Как потенциальный рынок сбыта товаров. Как удобная транзитная территория. Поэтому нынешней власти многое прощают. На нее давят из Брюсселя, Вашингтона и Москвы. Но давят с опаской, чтобы, не дай Бог, не пережать.
Янукович это понимает. Он не может жить по западным правилам и не хочет "российского беспредела". Его стремление - частично удовлетворить всех, но при этом никому не отдаться всецело, - объяснимо. Но, во-первых, он не знает, как долго ему позволят быть "полигамным". Во-вторых, не понимает, как без внешней поддержки, прежде всего, финансовой, сохранить власть. Самый очевидный вариант - попробовать меньше воровать, - власть отметает как нечто противоестественное.
Справедливости ради следует отметить, что оппозиция несколько упрощает Януковичу задачу. Да, вопреки прогнозам скептиков, она сразу после выборов не развалилась на три противоборствующих отряда и не занялась исступленным уничтожением друг друга. Формальное подобие единства сохраняется, что психологически важно для части протестного электората. Но и реальной угрозы власти это единение пока не представляет. Единый вождь еще не выкристаллизовался, что позволяет Банковой подогревать противоречия и подыгрывать амбициям. "Салатик" из социалистических идей и либеральных постулатов, левацких воззваний и правых лозунгов готовы проглотить непритязательные, но для большинства такая снедь оказывается несъедобной. Нет четкого представления о том, как противники режима намерены модернизировать страну, и нет твердой уверенности в том, что они готовы. По крайней мере, вожди подобной верой пока не заражают. Организационные потуги выглядят жалко - видеозапись митинга 2 апреля претендует на роль качественного учебного пособия на тему "Как нельзя проводить массовые акции". Насколько можно судить, ключевые решения принимаются келейно, и зачастую, спонтанно. При всех недостатках антикучмовской оппозиции, там были креативные теоретики, опытные орговики и дисциплинированные исполнители; присутствовала как логика выработки решений, так и точность их реализации. Обсуждения и споры не только не воспрещались, но временами даже поощрялись. Нынешняя "фронда" - своеобразная хунта, только без присущей хунте дисциплины. Решения принимаемые в узком кругу, всем прочим доводятся, но далеко не всегда исполняются.
Оппозиция в ее нынешнем виде ввергает в растерянность симпатиков, потенциально готовых ее поддержать. Разочаровывает партийных активистов и просто инициативных граждан, не желающих быть безмолвной массовкой. Огорчает олигархов, готовых вложить деньги в протест, но смущенных беспомощностью борцов с режимом. Давление "семьи" подталкивает лидеров ФПГ к новым политическим инвестициям, но быть бескорыстными меценатами они не желают.
Оппозиция оказалась не готовой и к появлению "альтернативного" законодательного органа, когда 4 апреля большинство возобновило законотворческую деятельность, перенеся ее из сессионного зала ВР… в актовый. На первый взгляд, подобная передислокация выглядит вполне законной, ибо 2 статья закона о регламенте позволяет такое переселение. Но только на первый.
В самом деле, регламент предполагает, что "по решению (здесь и далее выделено автором. - Ред.) Верховной Рады, принятому большинством народных депутатов от конституционного состава, ее заседания могут проходить в другом месте". Регионалы с коммунистами за "другое место" проголосовали. Но проголосовали уже в "другом месте" находясь. А, значит, решения как такового не было. А было нарушение 84 статьи Конституции, которая предусматривает, что "решения Верховной Рады принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях". И нарушение 47 статьи закона о регламенте, где говорится о том же. Согласно решению Конституционного суда от 14 октября 2003 года, пленарные заседания - "это регулярные собрания народных депутатов Украины в определенное время в определенном месте, которые проводятся по установленной процедуре" Другое решение КС от 7 июля 1998 устанавливает, что "личное участие в голосовании является обязанностью народных депутатов". Процедура была нарушена, депутатов меньшинства (которые с точки зрения Конституции ничем не отличаются от депутатов большинства) не уведомили о времени и месте проведения возможного пленарного заседания. Более того, "большевики" препятствовали их присутствию на мероприятии, которое претендовало на роль пленарного заседания. То есть мешали исполнению обязанностей народного депутата.
Отчего власть пошла на подобный шаг? Причин могло быть несколько. Во-первых, накопились законы, которые следовало спешно, бесконтрольно и безболезненно принять. Во-вторых, власть хотела показать оппозиции, что против лома есть прием. Планировалось, что оппозиция растеряется - так и получилось. А с растерянными проще договариваться. Кроме того, пока вожди приходили в себя, начался новый этап вербовки колеблющихся. Трое из четырех вышедших из фракции "Батьківщини" уже фактически прописались в большинстве. На подходе, как говорят, несколько внефракционных. Интенсивно обрабатывают членов УДАРа, трое из которых вроде бы уже "стали на лыжи". Партия власти остро нуждается в неофитах - коммунисты обходятся дорого.
Слабость оппозиции Виктора Федоровича, безусловно, радует, но она не придает сил ему. Политическая ситуация играет "за него", но экономическая - против. А потому путь, который он, видимо, избрал для продления президентской жизни, на первый взгляд, выглядит логичным. Становится все более вероятным, что он сделал ставку на референдум. Напомним, закон о плебисците, принятый в конце прошлого года, дарует народу право корректировать Основной закон самостоятельно, минуя парламент. Юристы, не потерявшие совести, сразу объявили подобную новацию антиконституционной, но кто их послушал? Оппозиция на фактическую попытку переворота отреагировала вяло. Только сейчас, когда разговоры о будущем референдуме стали назойливыми, а власть показала, что ее не смущают формальности, "реестровые" противники власти возбудилась. Не поздно ли?
В нашей стране, при нынешней власти, референдум превращается в исключительно манипулятивную технологию. В юридических тонкостях население не разбирается. "Правильно" сформулированный вопрос, как свидетельствует практика, - высокая гарантия получения требуемого ответа. Обеспечить "нужный" результат на референдуме для власти проще, чем на выборах. А для оппозиции, наоборот, сложнее осуществить контроль над манипуляциями. Кроме того на Банковой, как утверждают наши источники, отчего-то считают, что на возможные "плебисцитные" фальсификации Запад отреагирует сдержаннее, чем на выборное мошенничество.
Через референдум Янукович, таким образом, может провести любое новшество, упрощающее ему жизнь и усложняющее жизнь его противникам. Однотуровые президентские выборы, мажоритарную парламентскую кампанию, двухпалатный парламент, ликвидация депутатской неприкосновенности, сокращение численности Верховной Рады, существенное усиление своих полномочий. Виктор Федорович учел ошибку Леонида Даниловича. Тот с блеском разыграл "референдумную карту" 13 лет назад, но не смог преодолеть сопротивление парламента. Отныне для утверждения результатов не требуется согласие депутатского корпуса. А любому, кто рискнет заявить об узурпации власти, поспешат заткнуть рот ссылкой на "всенародное волеизъявление".
Адекватным ответом на произвол могла бы стать улица. Но способность оппозиции организовать действительно всеукраинский массовый протест, не имитацию, пока подвергается сомнению. Если уж не смогли возбудить киевлян после такой "ликвидации" снежных заносов…
Впрочем, многие считают, что Виктор Федорович несколько переоценивает снисходительность Запада. Не исключено, что "грязная игра" в референдум может стать той проделкой, которую в Брюсселе и Вашингтоне смогут и не оставить безнаказанной. И тогда у Януковича, как и у Кучмы в 2001-м, останется только одна внешнеполитическая подпорка - Москва. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С неизбежными аннексиями для Януковича-гаранта и контрибуциями для Януковича-бизнесмена. Да и Бог с ним. Не жалко.
Жаль потерянных лет, потраченных на бег по кругу. В этом виде спорта неплохие призовые, но не бывает победителей. Все та же круговая порука власти. Все та же круговая оборона оппозиции. Почти ничего не изменилось в Украине, умудрившейся прожить еще десяток лет обособленно от стремительно меняющегося мира.
Мы выходим на те же рубежи, отяжеленные старыми проблемами, не окрыленные новыми надеждами. А, значит, нам снова могут подсунуть упрощенный выбор между абстрактными "своими" и "чужими". Между символами, так и не наполненными смыслами.