Массированный террористический акт в Америке с одновременным захватом сразу нескольких самолетов показал, что существующая система защиты пассажирских самолетов от угона неэффективна. Ее ахиллесовой пятой является возможность физического проникновения террористов в кабину пилотов во время полета. Сейчас, правда, появились сообщения о том, что некоторые авиакомпании намерены ввести более строгие меры контроля и охраны, в частности, направлять в рейс сотрудников службы безопасности, ключи от двери пилотской кабины будут иметь только пилоты. Однако кто даст гарантии, что на борту не может возникнуть перестрелка или что террористы не смогут нейтрализовать охранников и вынудить пилотов открыть дверь под воздействием угрозы убить заложников из числа бортпроводников или пассажиров? Можно ли в таких условиях считать полет безопасным?
Кардинальным решением проблемы защиты самолета от угона является создание условий, при которых во время его полета должна быть абсолютно исключена возможность, во-первых, открывания кем бы то ни было двери кабины пилотов и, во-вторых, непосредственного информационного общения между террористами и пилотами. Это может быть достигнуто введением дополнительной системы защиты. Необходимо применить подход, действующий при доступе в строго засекреченные объекты, где функционирует несколько независимых степеней (уровней) защиты, как например, для предотвращения несанкционированного или случайного запуска ракет стратегического назначения.
Применительно к обсуждаемой здесь проблеме данный подход может быть реализован следующим образом. Помимо существующей системы защиты (осмотра и контроля пассажиров и багажа) необходимо ввести в действие еще одну, которая будет функционировать независимо от первой на следующих условиях. Первое. Дверь в кабину пилотов должна иметь кодовый замок, закрывать и открывать который может только специальная наземная служба безопасности полетов, независимая от экипажа самолета.
Второе условие заключается в обеспечении секретности кода запирания двери в кабину пилота. В качестве рабочей может быть предложена нижеприведенная схема работы указанной службы безопасности во время конкретного рейса самолета. В начальном пункте маршрута перед отправлением самолета руководитель службы выбирает (по закону случайных чисел) код замка двери кабины пилотов, который и устанавливается при ее запирании непосредственно перед вылетом самолета. В очередном пункте посадки самолета наземная служба получает сообщение, содержащее код, с помощью которого может быть открыта дверь в кабину пилотов для их выхода. Для дальнейшего полета процедура повторяется.
И третье условие состоит в организации во время полета прямого канала связи между салоном для обслуживающего персонала и наземными службами, а также блокировании канала связи из салона обслуживающего персонала в кабину пилотов.
Такая система позволит исключить не только физический, но и информационный контакт пилотов с террористами в случае, если последние проникнут на борт самолета. Они уже не смогут попасть в кабину пилотов — перед ними непреодолимая преграда. Переговоры же с террористами должны проводить наземные службы по прямому с ними каналу связи. Пилоты не должны выполнять не свойственные их прямым обязанностям функции. Они не должны отвлекаться ни на переговоры с террористами, ни, тем более, на рукопашный бой с ними. (По российскому НТВ 16 сентября прошлого года прозвучало сообщение о решении ассоциации пилотов США наделить пилотов правом активного противодействия террористам вплоть до применения пожарных топориков).
При более подробном рассмотрении предложенной идеи, безусловно, станет вопрос о жизнеобеспечении пилотов в условиях временной полной изоляции. Возможно, необходимо будет выделить для них смежное с кабиной пилотов небольшое помещение в салоне для обслуживающего персонала, в котором будет размещаться биотуалет, мини-буфет и аптечка. Естественно, что тогда на кодовый замок должно закрываться это помещение, а не кабина пилотов.
Описанная в данной статье система двойной защиты от угона самолета при надлежащей ее организации является простой, недорогой и, главное, надежной для совершения полетов. Она не только абсолютно исключает угрозу завладения террористами кабины пилотов, но и освобождает последних от исполнения их непрямых обязанностей. Все это позволит обеспечить высокую степень безопасности полета. Если в каталогах авиакомпаний будет значиться, что их самолеты имеют двойную систему защиты, попытки угона становятся бессмысленными. И потенциальные угонщики об этом будут знать. Доверие людей к таким компаниям резко возрастет, что отразится на росте объемов пассажирских перевозок.